Применение ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающие:

  • готовить к написанию части С, творческой работы;
  • учить “вхождению” в творческую работу, строить связный текст;
  • углубить понятие “проблема”, комментарий к проблеме, позиция автора.

Развивающие: Развить мышление школьников.

Воспитательные: Учить задуматься над вопросами, связанными с проблемами – человек и культура (искусство).

Оборудование. Тексты части С (текст В.Солоухина), карточки для самостоятельной промежуточной работы,
КИМы, учебник “Русский язык. Грамматика, текст, стили речи 10-11кл. Власенкова А.И., Рыбченковой Л.И.”.

Ход урока

Вступление.

Ребята, впереди у вас сложный экзамен, но мы готовимся к нему. Сегодня поработаем над текстом части С, подумаем над вопросами: что такое проблема, комментарий к проблеме, позиция автора. Поразмышляем, что мы будем писать сочинение-рассуждение, рецензию.

Актуализация знаний.

– Что представляет собой эта работа?

Ответы учащихся.

Сочинение-рассуждение. Это, действительно, так. Главный вопрос сочинения-рассуждения – почему?

– А что мы знаем о рецензии?

Учащиеся отвечают по учебнику А.И.Власенкова, Л.И. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. 10-11 кл.”, стр.188.

а) Работа с карточками и на интерактивной доске.

– Мы повторим, что такое рецензия.

А что же надо изменить, работая над частью С? Даже не изменить, а уточнить? Какие поставить вопросы? Какова структура построения текста.

Учащиеся пишут на карточках. Потом сверяют на интерактивной доске.

Работа учащихся.

Формулировка проблем исходного текста.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Отражение позиции автора исходного текста.

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Вопрос:

– Что остается от рецензии?

Работа по учебнику.

Рецензия (рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку текста.

Итак, часть С требует видения проблем, позиции автора (можно критически отнестись к этому вопросу), аргументация собственного мнения по проблеме.

Работа с текстом.

Перед вами текст.

Читаем его… А теперь зададим вопрос:

– Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация?

– Из чего можно выбирать?

(На интерактивной доске) Аспект жизни…

Социальный – человек и общество, политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда, нравственный (этический) – взаимоотношение людей, нравственные ценности.

Вопрос:

– Что вы выбираете?

Правильно! Нравственный (этический) – нравственные ценности.

– А теперь поговорим о проблеме…

– Что такое проблема?

(Это вопрос, над которым размышляет автор).

Исходя из этого, как точнее сформулировать проблему?

Человек и культура (искусство).

Работа с карточками и доской.

Задание.

Напишите на карточках вопросы, охватывающие аспект и текст.

На доске:

Что поможет воспитать эстетический вкус человека?

Что такое массовая культура?

Как массовая культура влияет на человека?

Как влияет телевидение на человека?

Вопрос:

– Текст у нас, связанный с ТВ. Какой из предложенных вопросов соответствует?

Правильно, четвертый.

Вопрос:

А как его развить, расширить, углубить? Сделать понятнее, чтобы облегчить себе работу?

Работа на карточках и с доской.

На доске:

  1. Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека. (Как влияет телевидение на познавательную и творческую активность человека? Опасно ли это влияние и чем?)
  2. Проблема интереса людей к различным передачам. (Какие передачи вызывают наибольший интерес? Что лежит в основе этого интереса?)

Обратите внимание:

Чтобы проще было писать работу, старайтесь поставить вопросы, из повествовательных предложений сделать вопросительные.

Итак, мы закончили работу над пунктом “Формулировка проблем данного текста”.

Идём дальше… Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Комментарий должен опираться на прочитанный текст. Комментарий обычно располагается после формулировки проблемы; он должен подводить читателя к позиции автора.

Существует два вида комментария:

Тектуальный и концепционный.

Вопрос:

– Что такое концепция?

(1. Это система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление. 2. Основная мысль, идея произведения.)

Вопрос:

– Как облегчить работу над этой частью текста?

Поставить вопросы.

Работа с карточками и доской.

На доске:

Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем её значимость для общества?

Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста?

Почему проблема привлекла автора?

Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

Вопрос:

– Как подойти, связать эту часть работы с предыдущей?

На доске:

Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

Но мысли автора…

Идем дальше по структуре текста. Отражение позиции автора.

Позиция автора – это вывод, к которому приходит он, размышляя над какой-либо проблемой.

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных факторов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора не выражена прямо. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры.

На доске.

Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:

Позиция автора такова…

Автор считает, что…

Автор убеждает нас в том, что… и др…

Вопрос:

– Какова позиция автора в этом тексте?

Работа на карточках и на доске.

Автор считает, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.

Автор убеждает нас в том, что наибольший интерес вызывают развлекательные передачи, специальные передачи скорее заинтересуют неспециалиста.

Мы сегодня на уроке поработали над сочинением-рассуждением.

Аргументацию собственного мнения по проблеме попробуйте сделать самостоятельно.

Домашнее задание. Творческая работа по данному тексту.

Приложение,
Приложение 1