Рейтинг@Mail.ru

Инклюзивное образование химии – равное образование с доступной средой для всех

Разделы: Химия, Инклюзивное образование


«Все люди в равной мере имеют право на образование  и должны пользоваться плодами науки. »

Фридрих Энгельс.

Образование – неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.

В настоящее время каждый ребёнок нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и приемлемы. Одна из таких форм – интегрированная форма обучения, являющаяся сегодня ведущей тенденцией государственной политики образования большинства стран мира.

Создание доступных школ и совместное обучение (включенное или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как полноценным людям, становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

Мировая практика инклюзивного обучения впервые была введена в США.  Эта работа ведётся с1970-го года. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion).

Принципы инклюзивного образования:

1.   Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.   Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.   Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.   Все люди нуждаются друг в друге.
5.   Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6.   Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7.   Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана до 2020 года является совершенствование системы инклюзивного образования в школе. В рамках этой программы до 2020 года доля детей, охваченным инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии должна составить 50%. Пока в стране появились только первые примеры обучения детей с ограничением в развитии в общеобразовательных школах, но они внушают специалистам оптимизм.

Пилотной площадкой инклюзивного обучения в городе Акт'бе является СШ№16. Мы постарались создать максимальные условия для оптимального обучения детей. Контингент класса 15-16 человек. Это позволяет учителю рационально распределять время, уделять внимание каждому ребёнку в классе. Столкнувшись с такой проблемой, учителя  стараются разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Предмет химия сам по себе сложен, требует максимального внимания, логику мышления и хорошо развитых умственных способностей. Применение тех или иных методов работы на уроке будет завесить от диагноза ребёнка, но в любом случае это будет индивидуальная работа течении 15 минут. Ребёнку, которого я обучаю, был поставлен диагноз ЗПР, обучение ведётся в 8-м классе, поэтому первоначальная задача – это заинтересовать ученика предметом, интерес можно пробудить приводя примеры из жизни. Так при изучении темы «Химические и физические явления» упор делается на примеры из жизни: скисание молока, появление россы, гниение листвы. Этому ребёнку я предлагаю изобразить данные явления  , пока работа ведётся с остальными детьми в классе . Ведь мы не должны забывать и о них. Сложнее ситуация обстоит с решением задач. Необходимо подобрать такой материал, который так же заинтересует ребёнка. В данном случае мне помогает психолог, задача которого выяснить наиболее интересную тему для беседы.  Возможно это определённые ситуации в доме, в школе, с друзьями, на улице, проявление каких-либо чувств.

Занимательные задачи.

  1. Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в ее присутствии всегда краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала Лакмуса до посинения.
  2. Несчастный фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи, но, зная ее едкий характер, при малейшем к ней прикосновении весь становился малиновым.

    О каких явлениях идет речь?

  3. Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?
  4. Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр категорически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпал в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует прогреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния.

В данном случае так же хорошо зарекомендовал себя метод составления обратных задач, что приводит к неоднократному повторению и закреплению материала, причём в данном случае можно подключить и остальных ребят из класса. Определённую сложность вызывают лабораторные и практические работы, так как это работа с реактивами. В данной ситуации на помощь приходят современные Технические Средства Обучения. Это использование интерактивной доски и дисков «Виртуальная лаборатория». В то время, когда класс выполняет опыт, ребёнок с особыми потребностями в обучении просматривает данный процесс по интерактивной доске, а просмотрев, он может, повернувшись к классу  наблюдать за другими учащимися в отчую. Конечно, работа в инклюзивном классе требует большой подготовки, так как необходимо рационально распределять время, подобрать индивидуальные задания ребёнку с особыми потребностями, причём они должны заинтересовать его максимально.

Мы понимаем, что это только первые шаги на протяжении долгого пути.

Инклюзивное образование только начинает развиваться в Казахстане. Пока школа не готова к серьезному реформированию, но медленные шаги она может и должна делать.

Я думаю, создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения.