Интегрированный урок (география + история) по теме "Минеральные ресурсы мира и Амурской области". 10-й класс

Разделы: География, История и обществознание

Класс: 10


Цель урока: выявить обеспеченность минеральными ресурсами  регионов мира, стран и Амурской области.

Оборудование: карта «Минеральные ресурсы мира», «Минеральные ресурсы Амурской области», интерактивная доска, документы статистических данных, диаграммы.

План урока:

  • Природные ресурсы и ресурсообеспеченность.
  • Классификация природных ресурсов по их использованию.
  • Обеспеченность металлическими ресурсами регионов мира, стран и Амурской области.
  • Золотодобыча нашего края.

Тему урока учащиеся сами определяют по высказываниям философов, ученых, писателей.

Вопрос 1. Природные ресурсы и ресурсообеспеченность

Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь бога­тейшими странами были те, природа которых была наибо­лее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых чело­век наиболее деятелен».
А. Е. Ферсман: «Ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева».
Борис Акунин: «Этот бонус, как мы знаемстановится минусом, когда правительство только качает сырье и не заботится о будущем»
Ломоносов: «Могущество России будет прирастать Сибирью».

Учащиеся сами определили тему урока и, работая с учебником Максаковского (стр. 28) знакомятся с терминами: природные ресурсы и ресурсообеспеченность.

Вопрос 2. Классификация природных ресурсов по их использованию

На доске дается классификация природных ресурсов по их использованию.

Природные ресурсы

Рудные ресурсы

Черные металлы

Цветные металлы

Железная руда Тяжелые (медь, олово) Легкие (алюминиевые, титановые руды) Драгоценные (золото, платина, серебро)

В промышленности (металлургические, топливно-энергетические, химические)
В сельском хозяйстве (земельные, почвенные, агроклиматические)
Рекреационные (отдых, туризм)

Схема самостоятельно заполняется в тетрадь.
Дается классификация рудных ресурсов.

Вопрос 3. Ресурсообеспеченность металлургическими ресурсами стран, регионов мира

Страна

Запасы в мире, т

Добыча в месяц, т

Ресрсообеспеченность (на сколько лет хватит)

Россия

57,8

87

664

Украина

20,0

77

260

Бразилия

17,6

195

90

Австралия

16,0

168

95

США

15,9

63

252

Канада

11,7

35

334

Индия

11,5

75

159

Китай

9,0

224

40

Казахстан

8,0

10

500

Работая с картой атласа, учащиеся находят регионы и страны богатые железной рудой, алюминиевыми рудами, медными и оловянными рудами; наносят данные полезные ископаемые значками на контурную карту.

Ученик с опережающим заданием дает анализ обеспечения металлургическими ресурсами Амурской области. Учащиеся на контурной карте значками наносят рудные полезные ископаемые Амурской области.

Вопрос 4. Золотодобыча нашего края

Вводное слово учителя:

«Золотодобыча актуальна, т.к. в период мирового кризиса те страны, которые имеют золотовалютные резервы, будут развиваться стабильно, поэтому наша страна и Амурская область богаты золотыми запасами».

Было дано опережающее задание – подготовить краткую историческую справку по истории золотодобычи нашего края. Идет показ месторождений золота по карте «Минеральные ресурсы Амурской области».

На местах учащиеся работают с диаграммами «Куда идет Российское золото», «Динамика добычи золота предприятиями Амурской области в 2007-2011г.» и таблицами «Добыча золота на ОАО «Покровский рудник», «Официальная добыча золота в России и размер государственных золотых резервов».

Важно отметить и социальную сторону золотодобычи. Учащимся предлагается подумать, какие аспекты они могут назвать. Учащиеся называют подготовку трудовых ресурсов, занятость населения, повышение уровня жизни, профессиональный выбор для молодежи.

Ученицы, получившие опережающее задание рассказывают об учебных заведениях, которые готовят кадры для золотодобывающей промышленности в области. Показываются буклеты и видеоряд учебных заведений. И таким образом решена задача профориентации старшеклассников.

Г.Бокль: «Ныне богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен».

Таким образом, мы выполнили план нашего урока.

Закрепление материала проводится в творческой форме:

  • решение кроссворда

  • составление синквейна (со словами, такими как: полезные ресурсы, ресурсообеспеченность, кадры, золото).

По окончанию работы заслушивается 2-3 ученика. Дети получают домашнее задание по материалам учебника и краеведческой литературе.

Приложение 1: Презентация «Золотодобыча в Амурской области»

Приложение 2