Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Разговоры о весне"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: обобщить и расширить знания детей о весне.

Задачи:

  • развивать монологическую и диалогическую речь детей;
  • совершенствовать умение в выразительном чтении стихотворений наизусть;
  • совершенствовать умение выполнять речевые упражнения с имитацией движений;
  • вызвать у детей интерес к изображению весеннего пейзажа;
  • использовать в работе нетрадиционную технику рисования ладонью;
  • развивать память, внимание, наглядно – образное и логическое мышление;
  • воспитывать в детях речевую и творческую активность, усидчивость и аккуратность.

Интеграция образовательных областей:

  • «Коммуникация»
  • «Художественная литература»
  • «Познание»
  • «Музыка»
  • «Физическая культура»

Оборудование и материалы:

  • картинки с изображением времён года (зима, весна, лето, осень);
  • магнитола, CD-диск с записью «Весна эльфов»;
  • листы картона,
  • предварительно закрашенного в голубой цвет форматом А – 4;
  • белая гуашь;
  • губки;
  • тарелочки для губок;
  • стаканчики с водой; салфетки.

Предварительная работа:

  • беседы о весне;
  • беседы-наблюдения во время прогулок;
  • разучивание физминутки «Весенняя капель»;
  • индивидуальная работа: заучивание стихотворений наизусть «Царевна Весна» И. Бутримовой, «Подснежник» Н. Романовой.

План занятия

Формы работы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приёмы

1. Игра на внимание «Повторяй за мной» Заинтересовывает; произносит слова в определённом порядке, постепенно добавляя новые. Слушают; выполняют действия согласно правилам игры. Словесно-игровой
2. Игра «Весенние слова» Заинтересовывает; проводит игру. Слушают; выполняют действия согласно правилам игры. Словесно-игровой
3. Игра «Исправь ошибку» Заинтересовывает; проводит игру. Слушают; выполняют действия согласно правилам игры. Словесно-игровой
4. Стихотворение «Царевна Весна» И. Бутримова Предлагает послушать стихотворение. Слушают; ребёнок выразительно рассказывает стихотворение. Словесный
5. Физминутка «Весенняя капель» Предлагает выполнить движения. Выполняют речевые упражнения с имитацией движений. Словесно-игровой
6. Игра «Найди нужную картинку» Заинтересовывает; предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопросы. Рассматривают картинки, полным ответом отвечают на вопросы. Наглядный, словесно-игровой
7. Выполнение рисунка «Подснежник» Заинтересовывает; объясняет последовательность выполнения задания; следит за ходом выполнения. Выполняют рисунок, используя в работе нетрадиционную технику рисования ладонью. Практический
8. Стихотворение «Подснежник» Н. Романовой Предлагает послушать стихотворение. Слушают; ребёнок выразительно рассказывает стихотворение. Словесный
9. Итог занятия Подводит итог занятия. Полным ответом отвечают на вопросы. Словесный

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети стоят на краю ковра.

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру? Игра называется «Повторяй за мной». Я говорю слова. Тот, на кого я укажу, повторяет эти слова, но будьте внимательны, я буду добавлять новые слова.

Снег, сосулька, капель.

Дети: Снег, сосулька, капель.

Воспитатель:  Снег, сосулька, капель, ручеёк (подснежник, проталинка,
вербочка).

(Дети называют слова)

Воспитатель:  К какому времени года можно отнести эти слова?

Дети: Эти слова можно отнести к времени года весна.

Воспитатель:  Какие ещё весенние слова вы знаете?

(Дети называют)

Воспитатель: Внимательно послушайте и, если я допущу ошибку, то исправьте её.

  • сейчас время года осень;
  • всего четыре весенних месяца, это: июль, сентябрь, декабрь и февраль;
  • весна – это самое тёплое время года;
  • весной птицы улетают на юг;
  • весной у некоторых диких животных появляются детёныши;
  • с приходом весны у людей поднимается настроение;

(Дети исправляют ошибки, дополняют ответ)

Воспитатель: Весна пробуждает природу от зимнего холодного сна. Своими тёплыми руками обнимает и согревает всё живое на земле. Как прекрасная царевна, дарит людям радость. Послушайте стихотворение.

(Ребёнок выразительно наизусть рассказывает стихотворение)

«Царевна Весна»   И. Бутримова

За окном барабанит капель,
Тает снег и сосульки на крышах,
И на цыпочках ходит апрель,
Чтоб никто его ночью не слышал.
По асфальту бегут ручейки,
Фонари отражаются в луже,
А весенние сны так легки
И забыта январская стужа.
После долгого зимнего сна
Неспеша оживает природа
И приходит Царевна Весна,
Открывая собой утро года.

Воспитатель: Молодец! Спасибо. А сейчас отдохнём. Встаньте врассыпную лицом ко мне.

Дети: (выполняют физминутку «Весенняя капель»)

Солнце стало пригревать,
(руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать.
(кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два,
(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва,
(хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!
(бег на месте)

Воспитатель: Встаньте полукругом, лицом ко мне. Рассмотрите картинки. На какой из них изображена весна? Почему так решил? Что можете добавить к ответу дружочка?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Встаньте на край ковра. Скажите, как называется самый первый весенний цветок?

Дети: Самый первый весенний цветок называется подснежник.

Воспитатель: Почему так называется?

Дети: Так называется, потому что растёт из-под снега.

Воспитатель: Давайте «вырастим» свою полянку с подснежниками. Садитесь за столы. Мы заранее сделали заготовку для нашей будущей работы. Лист картона окрашен в голубой цвет, на нём мы нарисовали стебель и листья будущего цветка. Рисовать будем не кистью, и не пальчиком, а сразу всей ладошкой. Для этого нужно окунуть губку в белую гуашь. Далее губкой нанести краску на ладошку и прижать её к листу картона, совместив со стебельком. Делать нужно аккуратно, не торопясь. Приступайте к работе.

Дети: (под музыку выполняют задание; проходят на край ковра)

Воспитатель: Какие чудесные цветы «расцвели» в нашей группе, словно мы очутились в весеннем лесу на полянке с подснежниками. Послушайте стихотворение.

(Ребёнок выразительно рассказывает стихотворение наизусть)

            «Подснежник»       И. Бутримова

Солнце светит ярко,
На дорогах лужи.
И порою жарко
После зимней стужи.
Хрупкий, чистый, нежный
С самого рожденья –
Расцветай, подснежник,
Всем на удивление!

Воспитатель:  Расскажите, чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось больше всего?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Все ребята хорошо потрудились, постарались. Желаю вам, чтобы каждая весна вашей жизни приносила только радость.