Развитие речи как средство общения

Разделы: Работа с дошкольниками


Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения.

Не менее важно в личных и деловых отношениях – понимать собеседника.

Хорошему владению речью нужно учиться, и не один год, а начинать обучение желательно как можно раньше. Ребенок заявляет о своем появлении в этот мир криком. Затем, единственной реальной возможностью поведать о том, что его беспокоит, становится плач. Далее появляются мимика и жесты малыша.

Для того, чтобы овладеть языком, понимать его и общаться на нём, ребенок должен:

1 – находится в так называемой “языковой среде” – иметь возможность слышать речь окружающего;
2 – овладеть способностью, воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем слова.

“Критическим” периодом развития речи ребенка являются первые три года жизни. Если в первые три года не будет уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Развитие речи ребенка идет по двум направлениям.

1 – Это развитие понимания речи;
2 – Развитие “активной” собственной речи как способности говорить, т.е.
1) импрессивной и 2) экспрессивной речи.

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим. Дети пытаются действовать как взрослые, подражать им, возникает желание быть самостоятельным. Для детей этого возраста характерна потребность в общении не только со взрослым, но и со сверстниками.

Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том: куда ходили, что видели, обращаться к близким взрослым с вопросами “Что это?”; “Как?”; “Зачем?”; “Где?”. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться – чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Задача педагога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Овладение речью, устной речью – главнейшая линия развития малыша. При этом активная речь, набирая “высоту” уже выступает как активное средство коммуникации, познания, а также условие формирования интеллекта. Развитие интеллекта у детей тесно связано с развитием памяти. Память ребенка, как и внимание, в основном, не произвольна. Ребенок запоминает то, на что обратил внимание, что произвело на него впечатление, было интересно. Дети лучше запоминают в игре.

К 3 годам у ребенка складывается долговременная память, в основном преобладает зрительно-эмоциональная. Малыши легко запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если были заинтересованы в этом. Благодаря такой памяти быстро совершенствуется речь.

Воображение ребенка тоже возникает в игре, в начале ребёнок воспроизводит впечатление в игре образов (ребенок на палочке – всадник, а палочка – лошадь). Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности, появляется в рисовании, в сочинении сказок, стихов. Но воображение ребенка надо контролировать со стороны взрослых, под руководством которого ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительного (зайчики были, а сейчас дети). Воображение очень влияет на развитие речи и обогащает её разными интонациями.

Для речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми, педагогом. Это надо делать легко, без нажима и постепенно.

Сначала учат наблюдать за игрой другого, а потом включаться в неё, а затем становится возможным переход к совместной игре, если педагог уделяет самостоятельной игре должное внимание (играет с ними, общается в игре как партнёр), то между детьми устанавливается достаточно сложное по содержанию речевое общение. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. (Все дети хотят общаться с Максимом, Костей, Соней, с хорошо говорящими, а они не всегда хотят, часто играют друг с другом.)

Итак, к дошкольному возрасту ребенок легко и свободно говорит, если в его жизни все условия благоприятствуют этом, а это:

1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как следствие – доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками.
3. Высокая культура речи взрослых.
4. Содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи ребенка.
5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
6. Проведение специальных игр, упражнений на речевом развитии.
7. Предоставление детям в доступном количестве: игрушек, книг, картинок

Изучив теоретический материал по развитию речи и по развитию общения от рождения ребенка до 4-х лет. Программу “Кроха” (авторы Григорьева Г. Г. и др.), “Радуга” (авторы Доронова и др.)для I мл. группы, пособие “Речь и общение” (автор О.А.Белобрыкина), “Развитие речи детей дошкольного возраста” (автор Ф.А.Сохин, статью журнала “Дошкольное воспитание.” № 2 –2005 г., журнала “Ребенок в д/с” № 3 – 2005 г. и обследуя детей в начале учебного года по разделам “Развитие речи” и “Общение” – я отметила, что результаты невысоки.

Уровень развития речи и общения не соответствуют возрастным нормам у наших детей, поэтому я решила уделять особое внимание развитию речи как средству общения.

Задачи, сформулированные в программе “Радуга” стали для меня актуальными, это:

1. Развивать речь, как средство общения или речевое общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
2. Создавать условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого общения;
3. Обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребляемых существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.

Для успешного решения поставленных задач, я составила перспективный план работы по развитию речи детей на целый год. Где особое место занимает непосредственно образовательная деятельность по развитию речи.

Здесь дети:

1. Познают разнообразный и удивительный мир, населенный предметами и явлениями, существующими отдельно друг от друга и в то же время взаимосвязанными, обладающими определенными качествами и свойствами.
2. Учатся рассматривать сюжетные картины.
3. Слушают разные истории о событиях из жизни группы.
4. Смотрят инценировки, где с помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения.
5. Знакомятся с произведениями художественной литературы и участвуют в дидактических, хороводных, подвижных играх с текстами.

НОД с коллегой проводим по подгруппам, чтобы дети лучше усвоили материал. Используем разные формы организации: дети свободно передвигаются по комнате и выполняют задания; сидят или стоят кружочком; сидят за столами, располагаются на ковре вокруг воспитателя. Рассказываем детям об одном и том же по 2–3 раза, а иногда и больше, но с усложнением.

Особое внимание в моей работе уделяю созданию условий для развития речи как средства коммуникации.

Для этого:

– я внимательно, заинтересованно и доброжелательно выслушиваю малыша;
– много говорю с каждым малышом;
– вовлекаю в разговор на разные темы;
– помогаю малышу вступать в речевой контакт со сверстниками;
– деятельно реагирую на все их просьбы, предложения, вопросы;
– использую в работе задания – поручения типа: “покажи”, “принеси”, “сделай то-то” и др.;
– поощряю любые попытки детей повторять слова за мной;
– часто говорю вслух, по какому поводу я намереваюсь обратиться к тому или иному ребенку и как именно это сделать;
– при каждом удобном случае, помогаю ребенку обратиться по тому или иному поводу и к его сверстнику, и к помощнику воспитателя и т.д. (“пригласи...”, “попроси..”, “подари...” “узнай…” “поблагодари…”
– регулярно работаю над собственной дикцией, слежу за темпом речи и выразительностью и чёткостью;
– говорю с малышом не торопясь, по несколько раз подряд повторяя высказанную мысль.

Использую две основные формы работы:

1. Организую непосредственно– игровую деятельность.
2. Руковожу развитием речи в повседневной жизни.

В повседневной жизни говорю с ребенком (с каждым) в течение всего дня в соответствии с рекомендациями программы “Радуга”.

Утром встречаю ребенка всегда с улыбкой, тепло здороваюсь с ним и “путешествуем” с малышом по детскому саду, рассматриваем всё, заглядываем везде, говорим обо всем, что попало в поле зрения их внимания, замечаем изменения, вспоминаем, что было вчера, иногда и мечтаем, что будет завтра.

Говорю эмоционально, заинтересовано, чем вовлекаю детей в разговор. Стараюсь, чтобы общение со мной, носило познавательный характер. С уважением отношусь к детским вопросам (Куда Оля ходила? Откуда лёд?). При каждом удобном случае сама задаю вопросы простые по форме и содержанию: “Какая кофточка у Дианы?”, “Что Сусанна кушает?” и др. (Для чего это нужно? Что с ним будем делать?). Я всегда помню, что общение взрослого с ребенком является или во всяком случае, должно быть уже с ранних лет и на протяжении всего детства не только источником знаний, но и большой радостью.

Говорю с ребенком простым и понятным языком, использую простые слова, короткие фразы, не утомляю частыми и длинными разговорами или рассказами, но иногда их удивляю каким-нибудь новым словом (а у нас появилось “чудо” – расцвел цветок) поищем его. Стараюсь, чтобы все пособия, игрушки и другие предметы в группе стали базой развития речевого общения, организую совместные игры в начале со мной (Что ты хочешь построить, Ромочка? Домик для собачки? Можно я тебе помогу? Принеси кубики, пожалуйста. Что ты принес? Какого цвета кубики? Какой домик у собачки? А где собачка? Позови ее, скажи: “Милая собачка иди сюда”, “Какая собачка?”, “Как ее зовут?” и т.д.).

Помогаю организовывать и совместные игры между детьми, стараюсь делать это легко, без нажима. Сначала учу наблюдать за игрой другого, потом осторожно включаться в нее (Какой хороший красный домик построили для собачки мы с Ромой! Катюша, хочешь построить дорожку к этому домику, а Денис построит заборчик? … Поиграйте вместе).

При этом использую такие словесные приёмы, как: “Давайте попросим (поиграем, погуляем) вместе; “Я начну, а ты продолжишь”; “Помоги Дениске”.

Этим самым активизирую словарь ребенка, помогаю овладевать словами просьбы, благодарности, вступать в речевое общение.

На данном этапе некоторые дети научились не только просить и помогать, но и соотносить свои действия с действиями других детей, привлекать внимание их к чему-либо интересному, договариваться о совместной какой-то деятельности. Самое главное состоит в том, что речь ребенка, являясь средством общения, в определенной степени начинает выполнять функцию саморегуляции поведения.

3-летний ребенок обшается со сверстником не продолжительное время, поэтому стараюсь как можно чаще менять вид деятельности (за 1 час =10) (А то могут поссориться). Мы знаем, что общение детей в двигательной деятельности происходит быстрее, естественнее и проще. Здесь дети реже ссорятся, всегда много эмоций. В подвижной игре всегда легче учить детей замечать сверстника, поэтому использую их везде: на занятиях, на прогулках, в утренний прием, вечером перед полдником. Игры подбираю с небольшим, доступным пониманию детям текстом (“Лиса и зайцы”, “Догонялки”, “Лохматый пес” и т.д.). Хороводам, пляскам и народным играм я придаю большое значение, в них много юмора, они сопровождаются потешками, напевами, считалками, выразительными и доступными для понимания даже малышам. У детей создается радостное настроение, появляется желание “плясать с дружком”, все это происходит непроизвольно. Фольклор, живые персонажи игр с одной стороны – стимулируют детскую фантазию, с другой – помогают развивать речь, общение со сверстниками и конечно же движения малыша.(“ Зайка серенький сидит”, “Прятки”, “Заинька походи” и т.д.) Регулярно использую игры, направленные на создание доверительных отношений с ребенком (по рекомендации психолога д/сада Л.В.Шутихиной), где идет тесный контакт с ребенком (тактильные прикосновения: покачивание, поглаживание; “дует ветерок”, “щекоталки” и т.д.)

В группу принесла старый телефон, фен, фотоаппарат, калькулятор, будильник, клавиатуру от компьютера. Дети с удовольствие крутят и нажимают на кнопочки, охотно разговаривают по телефону с мамой, фотографируют друг друга и радуются.

Речь детей зависит от развития тонких движений пальцев рук, поэтому с ясельной группы играем в пальчиковые игры все вместе, например, перед принятием пищи или индивидуально. Рассказываю сказки о “веселом язычке”, но упражнения с языком пока элементарные. Дети нашей группы любят игры с мячом: догоняют его, катают его друг другу, катают по доске, скамейке, что развивает у детей мелкую мускулатуру рук и происходит непосредственный контакт друг с другом.

Вечером часто предлагаю игры – это шнуровочки, резиночки, застегивание пуговок, прищепки, мозаику крупную и мелкую, конструктор “Лего”.

Цель этих игр – развитие мелкой мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Дети играют охотно. Предметы в них разноцветные, что способствует знакомству с основными цветами (“красный” и “желтый” знают почти все). Играем за столом сразу по 3–4 человека, затем обмениваемся играми, все это способствует общению.

Организую элементарную опытно-экспериментальную работу. Дети с удовольствием разбирают из одной кучки в свою тарелочку орехи, бобы, скорлупки, камешки. Они охотно находят в песке мелкие игрушечки и др. предметы очень радуются, пересыпают мерной ложкой крупу из одной ёмкости в другую и т.д.

В этой работе дети общаются, помогают друг другу и даже немного соревнуются. Все это тренирует мелкую мускулатуру рук пальцев, развивается речь и общение.

По утрам очень часто разучиваем потешки, маленькие стихи, поем песенки, читаем сказки, доступные пониманию ребенка. Сказку на сон рассказываю обязательно! После сна провожу гимнастику. Дети рады, с удовольствием повторяют за мной слова и движение.

Малыши в нашей группе очень эмоциональны, чувствительны к похвале, но также и к порицанию. Учу их сопереживать, используя как вербальные, так и невербальые средства общения (побуждаю погладить по головке, обнять, сказать: “Хорошая у нас Катя”), радоваться чужим радостям.

 Поощряю словотворчество детей, стараюсь замечать интересные слова, сообщаю их родителям, отмечая динамику речевого развития.

Регулярно обсуждаем с детьми события дня, а также вспоминаем то, что было вчера и рассказываю детям чем будем заняты завтра. Это им очень нравится, они с интересом слушают, с желанием идут в детский сад.

Я всегда помню: каждый ребенок индивидуален, неповторим и всегда учитываю это в общении с ним и всячески подчёркиваю. Не сравниваю одного ребенка с другим. Стараюсь не ставить никого никому в пример.

Учусь принимать всех детей такими, какие они есть. Стараюсь выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка.

В течение дня (всей смены) создаю условия для развития речи детей и их общения.

Результатом моей работы стало то, что речь детей стала шире, полнее, разнообразнее, обогатилась разными звуками, звукоподражаниями, словами, предложениями, эмоционально окрасилась. Дети чувствуют себя комфортно, у них хорошее настроение, они с радостью знакомятся с чем-то новым, с удовольствием встречают знакомую потешку, проговаривая её. Со взрослыми дети общаются в детском саду легко, с улыбкой, стараются привлечь их внимание к себе. Со сверстниками дети непринуждённо, легко устанавливают контакт, общаются и играют друг с другом.

Наблюдается положительная динамика развития речи, как средства общения со взрослыми и сверстниками.

Презентация.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.