Роль дидактических игр в развитии мыслительных операций у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Презентация.

Слайд 1

Для современной образовательной системы чрезвычайно важна проблема умственного развития детей. По прогнозам учёных, третье тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди будут цениться, как истинное национальное богатство. На первый план выдвигается задача формирования активной умственной деятельности. Самым оптимальным периодом для умственного развития является дошкольное детство.

Умственное развитие – это в первую очередь развитие мышления, мыслительных операций. Даже маленьким детям нецелесообразно давать знания в “готовом виде”, когда основная нагрузка ложиться на память. Следует учить ребёнка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, подводить его к классификации, побуждать к высказыванию собственных предположений. Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их мыслительную активность, требующие размышления, сравнения.

Детский сад – первая ступень в образовании человека, она готовит детей к поступлению в школу. Готовность к школе не обозначает, что ребёнок должен уметь читать, считать – это прежде всего, умение мыслить, рассуждать.

Слайд 2

Диагностика адаптации выпускников нашего детского сада к школьному обучению показала, что у первоклассников недостаточно развиты мыслительные операции. Учителями были высказаны пожелания усилить работу в данном направлении.

Возникло противоречие между возросшими требованиями школы к развитию мыслительных операций у дошкольников и отсутствием конкретной программы по данному вопросу. Что заставило меня искать эффективные способы работы.

Слайд 3

Изучая теоретические труды основоположников дошкольной педагогики, пришла к выводу, чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Имеющийся опыт работы в этом направлении подсказывает, что лучшим средством развития ребёнка является индивидуальная работа, в осуществлении которой хорошим подворьем является дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития самостоятельности и активности детского мышления. В игре ребёнок легко преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат.

Слайд 4, 5

Не смотря на то, что в комплексных программах даны перечни необходимых дидактических игр, в практике я столкнулась с тем, что нет чёткой системы конкретно по развитию мыслительных операций и сам перечень мал. Думаю, что вы все со мной согласитесь?

Слайд 6, 7

В предлагаемом вашему вниманию опыте работы мне хотелось бы показать, каким образом в дидактических играх можно развивать мыслительные операции у детей. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но используя их вне системы, нельзя достичь обучающего и развивающего результата.

Слайд 8

Анализируя предыдущий опыт работы, я пришла к выводу, что одним из необходимым условий является системность. То есть, нужна система игр с последовательно

развивающимся и усложняющимся содержанием.

Слайд 9

При систематизации игр руководствовалась такими принципами:

Слайд 10

Многочисленные исследования позволили выявить общие закономерности развития психических процессов у детей. Мышление человека формируется и развивается по общим законам. Сначала формируется наглядно-действенное мышление, а на его основе развивается наглядно-образное и абстрактно-логическое.

Слайд 11

Поэтому в основном с детьми младшего дошкольного возраста, особенно в начале года, дидактические игры провожу с использованием предметов.

Это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Выполняя игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, собирание целого из частей - ребёнок учится анализировать, сопоставлять.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.

Например, продавца, покупателя в игре “Магазин”. Покупатели не просто говорят, что покупают, а описать этот предмет (дайте мне, пожалуйста, красную, длинную, вкусную морковку, или маленького, желтого пушистого котёнка). “Магазин” может быть овощным, магазином игрушек, одежды. Это позволяет научить детей вычленять основные признаки предметов.

Использую игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству, в них дети сравнивают предметы, находят одинаковые признаки (две варежки, два румяных яблока). Далее задачу усложняю, картинки надо объединить не по внешнему сходству, а по смысловому, это позволяет активизировать мыслительную деятельность.

В среднем возрасте у детей развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на основе образов. Наглядно-образное мышление становится более развитым, поэтому предметы заменяю на картинки.

То есть больше применяю настольно-печатные игры. Многие из них устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления, развивающий операции анализа, синтеза, обобщения.

В игре “Во саду ли, в огороде” требуется не только обобщение, но и установление связи между предметами, дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: “Зоологическое лото”, “Цветут цветы”, “Мы считаем”, “Сказки”.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: “Игрушки”, “Геометрические фигуры”, “Ягоды”, “Герои мультфильмов”.

Оба вида мышления тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Начинает развиваться словесно-логическое мышление. Поэтому с детьми старшего дошкольного возраста провожу преимущественно словесные игры, которые условно разделены на 4 группы.

Также с детьми этого возраста используются настольно-печатные игры, но уже более сложного содержания.

Принцип от простого к сложному реализуется в двух направлениях:

  • Усложнение игр в зависимости от возраста
  • Усложнение игровых правил.

Усложнение игр в зависимости от возраста происходит в связи с возрастанием возможностей детей.

С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Слайд 12

Например, такие игры как “Чего не стало” во второй младшей группе проводится в основном с предметами 5 штук, затем количество предметов увеличивается к старшему дошкольному возрасту до 10, со средней группы эта игра проводится с картинками.

Слайд 13, 14, 15

В играх “Что лишнее”, “Что перепутал художник” - сначала это контрастно выделяющиеся предметы, а затем грань различия становится всё незаметнее.

Слайд 16

Таких игр “Что изменилось”, “Найди отличия” в продаже не очень много, поэтому пришлось изготавливать их вместе с детьми. В этом помогают обычные раскраски: копируются картинки и раскрашиваются, на копию при этом вносится до 10 изменений.

Слайд 17,18

Детям этот процесс очень нравится.

Слайд 19

Также собираются такие игры из разных детских журналов.

Усложнение правил игры необходимо, когда у ребят угасает интерес к игре. их придумываем иногда вместе. Например: дидактическая игра “Похож – не похож”. Сначала дети находят 2 похожих предмета на столе. При усложнении: предметы прячутся в разных местах группы и дети ищут их по схеме.

Слайд 20

Соответствие программным задачам необходимо потому, что в дидактической игре дети учатся опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Например, возьмём игру “Что лишнее”, чтобы выделить лишний предмет ребёнок должен хорошо знать классификацию предметов или по видам, или назначению, или месту распространения и так далее. Игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.

Слайд 21

Для успешного использования системы игр нужно грамотно проводить игры. Дидактическую игру условно можно разделить на несколько этапов. Для каждого этапа характерны определенные проявления детской активности. Знание этих этапов необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.

Слайд 22

Большое значение для воспитателя имеет анализ проведенной игры, это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.

Слайд 23

Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности детей, а, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

При необходимости составляются маршруты индивидуального сопровождения, по которым идёт работа.

Слайд 24

Работая на протяжении четырех лет по этой теме, убедилась в том, что дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление, помимо того, что она способствует развитию мыслительных операций, в ней изначально заложена интеграция различных областей знаний.

Слайд 25

В первую очередь это познание окружающего мира:

В играх идёт уточнение представлений о предметах и их признаках.

Слайд 26

В этих играх расширяются знания о труде взрослых

Слайд 27,28

Дидактические игры с экологическим содержанием закрепляют знания о временах года, растительном и животном мире.

Слайд 29

В играх решаются многочисленные задачи развития речи.

Слайд 30

Достаточно много игр используются в работе со старшими дошкольниками для развития элементарных математических представлений. Это игры для развития знаний о форме, о количестве и счете

Слайд 31

В дидактических играх происходит формирование начальных ключевых компетентностей, которые обозначены в образовательной программе ДОУ:

Дидактические игры предполагают игры в парах, в группах. Поэтому ребёнок сталкивается с необходимостью устанавливать доброжелательные отношения с партнёрами, учитывать их интересы, выслушивать и принимать чужое мнение, вести диалог – всё это способствует развитию коммуникативной компетентности.

В том числе в дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

Данная работа проводится в тесном взаимодействии с родителями. Необходимую информацию они получают на родительских собраниях, консультациях, стендах для родителей. Родители оказывают помощь в изготовлении и приобретении этих игр.

Слайд 32

Чтобы оценить эффективность проводимой работы использую такие диагностики:

Слайд 33

Использование дидактических игр действительно позволяет развивать мыслительные операции у дошкольников, это подтверждает анализ диагностики. На диаграммах вы видите результаты диагностирования детей в начале и конце учебного года, уровень развития мыслительных операций возрастает.

Особую значимость эта работа имеет в практической деятельности с детьми, требующими индивидуального подхода. По итогам диагностики мыслительных операций во 2 младшей группе было выявлено 6 таких детей, для которых были составлены маршруты индивидуального сопровождения. На сегодняшний день остался 1 ребёнок.

Слайд 34

На представленной диаграмме вы видите результат сравнительного анализа повышения среднего показателя уровня развития мыслительных операций с детьми групп, где такая работа не проводилась. (взят показатель старших групп).

Слайд 35,36

Заниматься работой по данному направлению очень интересно и увлекательно. Трудности иногда представляет подбор игры. Пересмотрела большое количество различных сборников дидактических игр и старых, и современных. С одной стороны игр очень много, с другой не все в полной мере соответствуют поставленным задачам. Очень много игр по сенсорному развитию, развитию речи, познавательному развитию. Бесспорно, они тоже решают вопросы развития мыслительных операций.

Слайд 37

Результатом моей работы на сегодняшний день является то, что систематизированы дидактические игры для развития мыслительных операций детей дошкольного возраста.

Для реализации этой системы составлены планы, рабочая программа, разработаны рекомендации для воспитателей по руководству играми. Занятия проводятся два раза в неделю, в виде кружковой работы, (во второй половине дня) которая включена в учебный план.

Не смотря на то, что этот опыт работы является новшеством для нашего ДОУ, он легко вписался в образовательную программу нашего учреждения, не нарушая единства образовательного пространства.

Новизна моего опыта в том, что расширен перечень используемых игр, и они систематизированы в соответствии с дидактическими принципами. Знакомство коллег с моим опытом работы происходило на педсоветах и семинарах, проводимых в ДОУ и на районном уровне.

Данный материал позволяет использовать этот опыт любому воспитателю во всех видах дошкольных учреждений.

Перспектива:

Подводя итоги проделанной работы, вижу, что она даёт положительные результаты. Разработанные планы и рабочая программа позволяет в дальнейшем заниматься данной деятельностью. Поэтому с новым набором детей (в этом году у меня выпускная группа), буду продолжать работу по развитию мыслительных операций. Только игры дополню рабочими тетрадями.