Развитие нравственных качеств младших школьников с использованием мульт-терапии

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Мульт-терапия это одно из направлений арт-терапии. Ее образный, метафорический язык прекрасно подходит для психологической работы с детьми разного возраста.Для дошкольников более подходящим является пассивное направление мульт-терапии – просмотр мультфильмов. С более взрослыми ребятами можно создавать мультфильмы по актуальным проблемам (активное направление).

Просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной и нравственной  сферы ребенка. Правильный подбор материала позволяет работать с детскими страхами, тревожностью, самовосприятием. В процессе просмотра мультфильмов  у детей формируются:

  • представления о добре и зле
  • правила и эталоны хорошего и плохого поведения
  • умение распознавать чувства и эмоции

Дети идентифицируются с персонажами, чьи переживания им близки и изменяя образ персонажа мы можем повлиять на сознание ребенка. Ребята сравнивают себя с персонажами, учатся оценивать свое поведение, у них расширяется представление о вожможных моделях поведения и последствиях некоторых действий.

В настоящее время существует огромное количество мультфильмов, которые имеют поучительный смысл, в которых заложено решение различных жизненных проблем. В своей работе я предпочитаю использовать советские мультики.

Очень важно правильно подбирать материал для просмотра, для этого необходимо четко представлять проблему с которой мы будем работать, задачи, которые нам предстоит решить.

Схема занятия с использованием мульт-терапии (пассивная форма).

  1. Настройка детей на работу, активизация внимания
  2. Постановка проблемы – с чем мы будем работать (подведение к основной теме)
  3. Просмотр мультфильма
  4. Обсуждение проблемы через образы, представленные в мультфильме
  5. Возможно модифицировать отрицательные образы в положительные (например, придумать другой конец к мультику)
  6. Для наибольшей проработки проблемы можно подобрать игру
  7. Рефлексия

Терапевтические мультфильмы, которые можно использовать на занятии

  • “Подарок для самого слабого” - Разбираем взаимоотношения в коллективе
  • “Три поросенка” - снятие мнимых неадекватных страхов.
  • “И так сойдет” - ответственность за свои поступки, аккуратность
  • “Дудочка и кувшинчик” - о трудолюбии
  • “Заяц-хваста” - воспитание нравственных качеств.
  • “Сказка про лень” - преодолеваем лень
  • “Нехочуха” - преодолеваем негативизм
  • “Два жадных медвежонка” - преодолеваем жадность
  • “Замок лгунов” - преодоление детской лжи
  • “Мой друг зонтик” - учимся заводить друзей
  • “Сестрички — привычки” - развитие аккуратности, преодоление лени
  • “Однажды утром” , “Обида”- развитие дружелюбия, сотрудничества
  • “13 рейс” - преодолеваем трусость, суеверие
  • “Зайка зазнайка” - учимся общаться
  • “Чуня” - самопознание — какой я?
  • “Варежка” - забота о питомцах
  • “Жили-были мысли” - самопознание
  • “Маша больше не лентяйка” - преодолеваем лень
  • “Самый большой друг” - учимся общаться.самопознание
  • “Задиристый мишка” - учимся общаться
  • “Ворон-обманщик” - преодоление склонности ко лжи

План-конспект развивающего занятия для младших школьников с использованием мульт-терапии

Цель: Формирование сознательного нравственного поведения младших

Задачи:

  • Развитие рефлексии учеников
  • содействие развитию трудолюбия, самоконтроля, навыков сотрудничества
  • содействие атмосфере признания, дружбы и уважения друг к другу

Тема занятия: ответственность

Оборудование:

  • Интерактивная доска или проектор и ПК.
  • Мультфильм “И так сойдет”

Ход урока

Приветствие.

Психолог: Здравствуйте ребята. Очень рада вас видеть.

Активизация внимания.

Хлопните в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Замечательно, а теперь топните ножкой у кого среднее настроение. А те ребята, у кого плохое настроение улыбнитесь вместе со всеми и мы начнем наше занятие с радостными лицами. И сегодня мы с вами поговорим про наши ежедневные дела.

Основная часть

Список добрых дел.

Ребята, наверняка вы все, время от времени, делаете важные и полезные дела. (Кто-то помогает маме по дому, кто-то сажает на даче цветы, кто-то ухаживает за животными). Давайте вместе их вспомним и составим список.

Смотрите, какой большой список хороших дел у нас получился. (На доске записывается список)

К нему мы вернемся позже, а сейчас давайте посмотрим мультфильм, где герои тоже пытались делать хорошие дела, а как у них это получалось вы, мне ответите позже.

Просмотр мультфильма “И так сойдет”

Обсуждение мультфильма

  • Ребята, вам понравился мультик?
  • А про что он? Какие дела пытались делать герои?
  • А почему у них это не получалось?

Упражнения на развитие дивергентного мышления

Ребята, а вы согласны, что у каждого человека есть и хорошие и не очень хорошие качества?

Мы с вами делимся на 3 команды одни называют хорошие качества зайчика (адвокаты – веселый, отзывчивый...), другие называют плохие качества зайчика(судьи – безответственный, трус...), а третья группа придумывает, как плохие качества превратить в хорошие (эксперты – следить за своим поведением, доделывать дела до конца) .

Ребята, тогда получается что наш зайчик не плохой, у него есть и хорошие качества. А значит он может измениться, и делать свои деда аккуратно, ответственно, трудолюбиво. А друзья и родные могут ему в этом помочь.

Ребята, а давайте сейчас вернемся к нашему списку хороших дел. Представляете, что было бы, если бы мы их делали также, как герои мультфильма!! Что бы тогда было? Почему каждый должен ответственно подходить к своим делам?

А давайте и зайчику поможем исправиться и стать ответственным. Мы разделимся на несколько команд и каждая должна доделать сказку, так, чтобы зайчик справился все-таки со своими делами, и придумать, что ему помогло.

Презентация сказок.

Заключение.

Ребята, мы с вами хорошо сегодня поработали.

Хлопните в ладоши, кому понравился этот урок. Поднимите правую руку, кто будет еще более ответственным, аккуратным, трудолюбивым. И помашите мне рукой, у кого сейчас такое же прекрасное настроение, как у меня.