Интерактивные контрольно-измерительные материалы по окружающему миру

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (999 кБ)

Загрузить презентацию (797 кБ)


Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры занимают все более прочные позиции практически во всех областях современной жизни, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. В современном обществе теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и способен к самореализации при помощи информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения современных методик и новых образовательных технологий в практической деятельности учителей. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Считаю, что в ближайшие десятилетия роль персо­нальных компьютеров, будет только возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать и требования к компьютерной грамотности учителя.

Актуальность. Проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует всех учителей работающих в инновационном режиме, т.к. использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

С внедрением ИКТ у учителя появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования. Переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, появилась возможность для обеспечения эффективной организации не только познавательной деятельности учащихся, но и контрольно-оценочной.

Но новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Учитель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть контрольно-измерительные тесты, разработанные в компьютерном варианте. Использование информационно-компьютерных технологий в обучающем процессе, позволяет организовать урок таким образом, что ему свойственно следующее:

  • интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью соответствовать действиям ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • Объединение в компьютере текстовой, графической анимации повышает качество преподносимой школьникам учебной информации.

В представляемой работе представляю использование ИКТ для закрепления усвоенных знаний, в процессе контрольно - оценочной деятельности.

Цель работы: Обобщить материал и транслировать накопленный опыт в создании и применении электронных, интерактивных и печатных проверочных тестов по окружающему миру с использованием ИКТ в начальной школе.

Задачи:

  1. Систематизировать накопленный электронный материал в текстовом формате.(Приложение 3)
  2. Содействовать практическому внедрению интерактивных и электронных проверочных тестов деятельность учителя начальных классов.

В своей педагогической деятельности использую созданные мультимедийные тесты-презентации на определённую тему по учебному материалу, где презентация предполагает неподвижные и подвижные иллюстрации, определения, даты, вопросы.

При этом процесс обучения делается наиболее интересным, разнообразным. Интерактивные измерительные материалы помогают учителю лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулируют его профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера. Позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.

Проблема формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте особенно остро прослеживается на современном этапе, когда необходимо не просто обучать детей, но и развивать их. Одной из наиболее важных этапов учебной деятельности является этап контроля и оценки.

Цель интегрированных проверочных тестов:

  1. Создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников.
  2. Обеспечение возможности формирования у младших школьников умений самостоятельно выделять перечень правильных понятий, основываясь на имеющиеся знания.

Задачи интегрированных контрольно-измерительных тестов

  1. Способствовать выявлению уровня сформированности знаний, умений у учащихся по глубине, прочности и систематизации знаний в соответствии с программным материалом.
  2. Обеспечить возможность для индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.
  3. Способствовать большей эффективности в организации контрольно - оценочно деятельности учащихся.
  4. Создавать условия для обучения школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и явлений.
  5. Способствовать «включению» у учащихся внутренних мотивов повышения успеваемости.

Важнейшей задачей учителя на этом этапе является формирование контрольно – оценочной самостоятельности учащихся. Самоконтроль имеет два уровня:

  • Контроль – внимание, когда осуществляется сравнение исполняемого действия с эталоном, образцом.
  • Рефлексивный контроль, который проявляется в умении отличать известное, от неизвестного, в умении определять, каких знаний, умений не хватает для успешных действий и в умении оценить собственные мысли и действия « со стороны».

При самостоятельном создании мультимедийного теста у учителя есть возможность использования соответствующее схемы для создания тестов. Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполнению заданий. Обеспечивает возможность проверить большее число учащихся.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Использование тестов в процессе учебной деятельности создаёт ситуацию новизны в проверке знаний.

Тесты предполагают выбор одного варианта правильного ответа или иногда нескольких ответов. Включены задания повышенной сложности на установление соответствия, обнаружения закономерностей, выбор, дополнения по аналоги, соотношение. Тест позволяет выявить у детей уровень определённых мыслительных операций: классифицировать, сравнивать, синтезировать, анализировать. Они дают точную количественную характеристику уровня достижений школьника по предмету. Помогают выявить уровень общего развития: умение применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильны ответы.

Тесты разработаны с учетом знаний и умений, соответствующих программному материалу. Подводить итоги работы следует таким образом, чтобы у детей возникло реальное желание улучшить свой результат. Ребёнок не должен бояться допустить ошибку, ведь путь к знанию начинается с понимания того, что ты не знаешь. В связи с этим можно назвать этапы совместной контролирующей деятельности ученика и учителя: раскрытие перед учеником его достижений в учении (что получилось), совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе (почему не получилось), совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждение. Заработанные детьми поурочные баллы учитель заносит в особый формуляр, где фиксируются все баллы по данной теме или разделу, что даёт возможность сравнивать рост ученика или спад в его деятельности. Тесты проводятся как отдельные контрольные, так и на первичном этапе закрепления полученных знаний. Этот вид работы для учащихся младших классов достаточно сложен и требует от них полной самостоятельности, хорошей ориентировании в учебном материале. Поэтому тесты начинают вводиться только со второго класса. Перед проведением первого теста необходимо познакомить учащихся с особенностями данного вида работы на тренировочном занятии. Учитель вместе с детьми выполняет несколько тестовых заданий, объясняя порядок работы с тестом. Знакомит детей с правилами оценивания выполненной работы. При неудовлетворительном результате необходимо проанализировать совместно с учеником недочёты и дать возможность еще раз выполнить тест.

Большой интерес у учащихся вызывает выполнение интерактивных тестов (презентаций). Презентация тестов одновременно является источником информации, источником вопросов и средством привлечения внимания учеников. Презентация для учащихся позволяет заинтересовать учащегося, разжигает любопытство и стимулирует желание получить больше информации. С помощью интегрированного теста воспринимается больший объем нужной информации, т.к. у детей в младшем школьном возрасте развито наглядно-образное мышление. Выполняя электронный тест, учащиеся должны понимать «Зачем» они его делают. Электронные тесты включают в себя элементы, дополняющие содержание презентации (иллюстрации, фотографии, схемы), анимации. В своей работе представляю контрольно-измерительный тест по теме: «Древняя Русь. Древнерусское государство» (Презентация 1) и «Российская империя» (Презентация 2) для учащихся 3-го класса.

Целесообразно использование данных тестов на этапе закрепления знаний по указанной теме или на этапе первичного контроля знаний. Задания соответствуют программному материалу по предмету окружающий мир. Тест можно предлагать учащимся выполнять несколько раз, в зависимости от достижения желаемого результата. Ребенок после повторения материала возвращается к выполнению теста. Благодаря этому, учащийся улучшает не только свою отметку, но усвоение необходимого учебного материала, повышает свою самооценку.

Использовать интерактивных тестов можно в режиме индивидуальной, групповой работы (если учитель ставит целью выявление уровня знаний, то работа проводится в школьном кабинете; если тест необходим в качестве самостоятельной подготовки к контролю знаний, то ученик вполне справится с заданиями дома).

Какие же положительные моменты можно отметить в компьютерном тестировании?

  • Во-первых, тесты привлекают своей оперативностью: можно быстро проверить и оценить уровень усвоения учебного материала.
  • Во-вторых, повышается объективность проверки и оценки знаний и умений обучаемых.

Система гиперссылок и триггеров делает тест интерактивным: ученик получает отметку, оценку, рекомендации, повторяет материал. Если ученик делает четыре ошибки, он лишается права продолжать тест, но оценка 2 не выставляется. При неправильном ответе появляется сноска с правильным вариантом ответа, что дает возможность сравнить результат своей деятельности с эталоном, анализировать свои ошибки и причины их возникновения, определять пути их исправления. Ученику дается шанс повторить материал и снова начать тестирование с первого задания.

Тест выполняется в течение 10-12 минут. При выборе одного правильного ответа необходимо выделить один прямоугольник или кружок. Вопрос, требующий нескольких вариантов ответа, необходимо выполнять в строгой последовательности расположения чисел (1, 2, 3, 4,) не путая порядка, т.е. выделять мышкой правильные ответы под номерами 1, 3, 4. Переход к другому заданию осуществляется по гиперссылке.

При составлении интерактивных тестов я опираюсь на специальную схему-«скелет» (Приложение 1). Применять схему можно при составлении тестов по всем предметам. Использую в тесте гиперссылки для перехода к выполнению следующего задания. Использовала для этого нижнюю или боковую часть слайда. Очень интересно смотрятся ссылки-картинки. Они сразу несут на себе смысловую нагрузку. Удобно, когда ссылки снабжены подсказками. С помощью гиперссылок можно придумать множество презентаций, которые можно использовать при составлении тестов, знакомством с новым материалом.

Применение в интерактивном тесте триггеров, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимируется картинка или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает уроку игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могу появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу учителя и по мере выполнения задания. С их помощью можно создать интерактивную дидактическую игру или тест. Интерактивная тест – презентация помогает реализовать возможность выбора, как способа проверки учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные тесты по учебному материалу. Слайды презентации демонстрируются в зависимости от действия тестируемого. Ученик может управлять ходом презентации. Каждый слайд в такой презентации является продолжением предыдущего.

Преимущества интерактивных презентаций.

  • Это реализованная в удобной и занимательной форме возможность осуществлять поиск нужной информации, углубляясь в нее настолько, насколько это было предусмотрено создателем презентации. Например, пользователь может приступить к изучению темы урока с того, что прочтет на экране компьютера общие сведения о нем; затем по щелчку на гипертекстовой связи (подчеркнутое или выделенное цветом слово или фраза), на кнопке или на пиктограмме ему представляется более подробная информация о конкретных вопросах по данной теме.
  • Интерактивные средства мультимедиа позволяют значительно расширить аудиторию получателей информации и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому.

Заключение.

Использование интерактивных тестов в учебно-воспитательном процессе увеличивает производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматриваться как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.

Данная технология необходима:

  • Для формирования информационного общества.
  • Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования.

Одно из условий эффективной подготовки учащихся к жизни в информационном обществе – применение информационных коммуникативных технологий, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее.

Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся.

Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. Мультимедиа технологии наряду с живым словом педагога является важным компонентом образовательного.

Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:

  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы. Педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера.

Литература:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учеб. для 3 класса для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).
  2. Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана-Граф.-2011. - ( Начальная школа XXI века).

Интернет ресурсы:

  1. 900igr.net/photo/rastenija-i-griby/Podsolnukh.files/Semechki-podsolnukha.html
  2. live.1001chudo.ru/russia_1356.html
  3. www.vseogribax.ru/gribi.html
  4. www.vseogribax.ru/negribi.html
  5. www.botanichka.ru/blog/2010/01/28/cuscuta/
  6. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/testing/1.1.php
  7. ovendij.ru/2012-02-04-19-29-14/110-2012-02-14-15-36-45.html
  8. fitoapteka.org/herbs-c/1242-cicuta-virosa
  9. altai-tourist.ru/articles/shkola/yadrast
  10. urok.1sept.ru/articles/521753/
  11. g-sv.ru/drupal/node/

Приложения.