Конспект урока обучения грамоте по теме "Упражнения в чтении и письме. Знакомство с предлогами"

Разделы: Начальная школа


Образовательные цели:

  • познакомить с понятием «предлог», с семантикой предлогов и их ролью;
  • наблюдать над раздельным написанием предлогов с другими словами;
  • учить читать и анализировать текст.

Формирование УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу;
  • формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с учебником или другим материалом.

Познавательные:

  • формирование умения делать выводы;
  • формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
  • формирование умения ориентироваться в учебнике;
  • формирование умения делать  выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные:

  • формирование  умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • формирование умения слушать и понимать речь других;
  • формирование умения предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • формирование мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формирование умения высказывать своё отношение к работе;
  • формирование умения осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: Букварь. Бунеев, Р.Н. и др., Мои волшебные пальчики. Прописи, ч.3. Пронина, О.В., изображение Волшебницы Осени в виде девушки; по доске «разбросаны» осенние листья из бумаги с написанными на них предлогами; предметные рисунки.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

– Здравствуйте. Подарим друг другу улыбки.

II. Мотивация учебной деятельности

– Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения замечательного русского поэта Алексея Николаевича Плещеева. Послушайте его и определите, какое время года описал поэт.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

– Осень. По каким признакам догадались?
– Да, сегодня к нам на урок  заглянула Волшебница Осень. Она принесла нам какое-то новое знание. Какова же будет тема нашего урока? Об этом вы узнаете чуть позже, а вначале выполним задания.

III. Актуализация знаний

1. Анализ слова

– На доске несколько схем. Найдите среди них ту, которая подходит к слову «осень».

– Докажите. Назовите 1-ый слог, 2-ой слог. Какой слог ударный?
– Назовите 1-ый звук этого слова. Дайте ему характеристику. Почему вы считаете, что он гласный? (Воздух проходит свободно, звук можно петь, он образует слог)
– Какой последний звук слова? Дайте ему характеристику

2. Работа с «лентой букв»

– Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки; звонкие согласные звуки; глухие согласные звуки. Какие звуки обозначает буква Р? буква Т?

3. Работа в Прописи

– Откройте прописи на стр.7. Вам нужно «одеть» схемо-человечков. Будьте внимательны, художник приготовил для вас ловушку.

Самостоятельная работа.

Проверка (с использованием MimioView). Обучение самооценке

– Какое задание тебе нужно было выполнить?
– Удалось ли тебе выполнить задание?
– Выполнил правильно или с ошибками (где? в чем?)?
– Выполнил сам или с чьей-то помощью (кто помогал?)?

– О какой «ловушке» я говорила? (Лишний схемо-человечек в цилиндре)
– Почему у ваших человечков разноцветные башмачки? (Согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

4. Игра «Твёрдый – мягкий»

– Осень предлагает вам поиграть с осенними словами и определить, с какого звука, твёрдого или мягкого, они начинаются. Приготовьте синий и зелёный карандаши. (Дети должны поднять синий карандаш, если слово начинается на твёрдый звук, и зелёный, если слово начинается с мягкого согласного)
Паутина, грибы, рябина, листопад, грязно, тучи, ветер, дождь, ненастье.

IV. Первичное усвоение новых знаний

– Ребята, я приготовила для вас предложение, но подул осенний ветер и разметал слова. Прочитайте то, что написано на доске.

деревьев   землю   падают   листья

Понятно ли вам моё предложение? Что, по-вашему, надо сделать, чтобы эта запись стала предложением? Какие слова надо вставить?
Обратите внимание на листочки, которые разметал ветер. Прочитайте их. Называются такие маленькие слова предлоги (учитель достаёт из-за рисунка с Осенью слово, записанное на бумаге).
Так вот какое новое знание принесла нам Осень! Тема нашего урока «Предлоги». Сегодня мы должны научиться видеть предлоги среди других слов и учиться правильно их употреблять в устной и письменной речи.

Физминутка

Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.

V. Первичная проверка понимания

– Как вы думаете, зачем нам нужны предлоги? (Они связывают слова друг с другом)
– Предлоги употребляются в нашей речи только с другими словами. Поиграем.

Используются изображения всех предметов и предлоги на осенних листочках.

– Назовите предмет. (Куст)
– «Прочитайте» слово с предлогом. (У куста)
– У куста заяц. Проиллюстрируйте, где заяц.

Аналогично: От куста отошёл олень.
Над кустом пролетела птица.
На берёзу села ворона.
С берёзы облетели листья.
Под берёзой вырос гриб.

VI. Первичное закрепление

1. Работа в Прописи

– Прочитайте слова на верхней строчке. Как они называются? (Предлоги) Придумайте свои предложения с каждым предлогом.
– Обведём предлоги, которые состоят из одной буквы синей ручкой, из двух букв – зелёной, из трёх букв – красной.
– Прочитайте слово на второй строчке (Окно). Прочитайте слово окно с предлогами. Кто обратил внимание, как написаны предлоги с другими словами? Обводим. Подчёркиваем простым карандашом пробел между предлогом и словом. На рисунке находим соответствующего гномика и раскрашиваем колпачки разными цветами. Например: Найдите гномика У окна. Раскрасьте его колпачок жёлтым карандашом и т.п.

2. Чтение слов с предлогами

Хорошо читающим детям учитель готовит индивидуальное задание. Карточки в виде разноцветных осенних листьев с заданием:

Добавь предлог:

Птицы    ___  клетке.
Листики ___  ветке.
Кошка    ___  столом.
Садик     ___  углом.

– Ребята, у некоторых из вас на парте тоже есть осенние листочки. Возьмите их, прочитайте и выполните задание.
– А остальные откройте Букварь на стр.64. Найдите  слова с предлогами. Чтение про себя и вслух.

Физминутка на релаксацию

Ф.Шопен «Осенний вальс»

3. Чтение предложений

– Прочитайте верхнюю пару предложений.
– О ком читает Нина? Что спрашивают у Нины? Почитайте выразительно. Найдите предлоги. Обведите треугольником.
– Прочитайте вторую пару предложений.
– У кого нора? Где нора крота? О чём спрашивают читателя? Прочитайте выразительно. Назовите предлог. Обведите предлог треугольником.

4. Чтение текста на стр.64

– Рассмотрите иллюстрацию. Кто на дереве? Под деревом? У дерева? Перед героями? На чём сидят герои? На чём сидит кот?
– Какие слова помогли мне задавать вопросы? (Предлоги) Перечислите их.
– Прочитайте с доски:

тропа – тропка – тропинка
гора – горка – пригорок  (Что такое пригорок?)
куст – кустик – кустарник

– Эти слова вам сейчас встретятся в тексте. Прочитайте текст «птичьим базаром» (все вместе читают вполголоса, слушая только себя)

Повторное чтение по одному предложению.
Чтение целиком (хорошо читающий ученик).
Выборочное чтение:

– Когда происходят события?
– Что растёт у пригорка?
– Как зовут мальчика?
– Какие питомцы есть у Гарика?
– Сколько предложений в тексте? Почему мы говорим, что это не просто 5 предложений, а текст? – Как можно назвать этот текст?
– Есть ли  в тексте предлоги? Обведите их треугольником. Прочитайте текст без предлогов, что получится? (Текста не получается, нет смысла в предложениях, слова не связаны)
– Какой знак стоит в конце самого последнего предложения? (Многоточие) Что он обозначает?
– Давайте прочитаем ещё раз и придумаем продолжение рассказа.

5. Работа в Прописи

Чтение и запись предложений. Нахождение предлогов. Подчеркнуть пробел между предлогом и словом.
Запись вопроса, составление и запись ответа.

Физминутка под музыку

6. Работа с текстом «Белка и волк» на стр.65

– Какие названия животных нам сегодня встретились на уроке? Волшебница Осень очень рада этому, ведь она всегда заботится о том, чтобы осенью все животные подготовились к зиме. Что вы об этом знаете?
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.65. О ком будем читать? Что происходит на картинке?
– Прочитайте название произведения. Кто автор?

Самостоятельное первичное чтение вполголоса. (Дети, которые пока не могут прочитать весь текст, ищут слова, написанные светлым шрифтом, читают их)
Повторное чтение вслух.– Как белка объяснила волку, почему ему скучно?
– Согласны ли вы с белкой?
– Прислушается ли волк?
– Кого осуждает автор?
– Что хотел писатель объяснить людям?
– Совпадает ли взгляд художника и автора на характеры героев?
– К какому фрагменту текста нарисована иллюстрация?

VII. Рефлексия

– Подведем итог сегодняшнего урока.

Продолжить предложения:

– Я узнал…
– Я научился…
– Мне было интересно…
– Я радовался, когда…
– Я огорчился, когда…

– Откройте свой дневничок-ежедневник и оцените свою работу на уроке.