Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте по теме "Звук Ч, буквы Ч, ч"

Разделы: Логопедия


Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить навыки различения и произношения звука /Ч/ в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию. Умение давать характеристику звуку /Ч/.
  • Упражнять детей в умении выделять звук /Ч/ на фоне слова, определять позицию звука в слове, умения подбирать слова с данным звуком.
  • Продолжать формирование умения делать звукослоговой анализ и синтез слов.
  • Упражнять составлять предложения, исправлять деформированный текст.
  • Познакомить детей с графическим образом буквы Ч.

Коррекционные:

  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  • Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование:

  • Пособие: Волшебная ромашка с картинками , в которых есть звук /Ч/.
  • Игрушка Чебурашка. Ванночки с песком. Пособия с карточками и наборным полотном для составления звукового анализа слов и составления схемы предложения, сигнальными карточками, обозначающими мягкий звук /Ч/. Пособия с наклеенными буквами Ч и ч из нождачной бумаги.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Ребята, послушайте загадку:

Этот милый,странный душк
Безымянною игрушкой
Был когда-то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня ,малыш , послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены-... (ЧЕБУРАШКУ)

Сегодня к нам на занятие пришёл сказочный персонаж– Чебурашка. Сегодня, ребята, он вместе с нами хочет отправится в путешествие по стране Грамота и как можно больше узнать про свой любимый звук /Ч/ и научиться писать букву Ч.

2. Характеристика звука /Ч/.

Посмотрите в зеркало произнесите звук /Ч/.

Что делает кончик языка, когда мы произносим звук /Ч/?

Встречает ли препятствие воздушна струя при произнесении звука?

Значит он согласный или гласный?

Послушайте, работают ли голосовые складочки, он звонкий или глухой?

Ребята, этот звук мягкий или твёрдый?

Молодцы, этот звук всегда мягкий. Каким цветом мы обозначим на схеме звук /Ч/?

Итак , дайте полную характеристику звука /Ч/.

Чебурашка, ты запомнил характеристику звука /Ч/?

3. Поиграем в игру: Поймай звук.

– В ряде звуков.
– В ряде слогов.
– В ряде слов.

4. А сейчас я вам назову цепочки слогов, а вы повторите: игра ЭХО.

Чок-чак-чук-чик
рач-роч-рич-руч
чур-чар-чир-чер
лач-луч-лыч-лэч
чам-чум-чим-чем

Молодцы, вы очень хорошее ЭХО.

5. А сейчас порадуйте Чебурашку и меня, подберите слова со звуком /Ч/ и определите место звука /Ч/ в слове.

6. – Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру: нужно поставить картинку в соответствующий кораблик. Кораблики с разным количеством парусов. Если в слове 1 слог – в первый кораблик, 2 слога – во второй, 3 слога – в третий.

7. – Ребята, как называется жилище хантов? (ЧУМ.) Давайте составим схему этого слова, а Чебурашка посмотрит как это делается и поучится.

(Звуковой анализ слова ЧУМ.)

8. Динамическая пауза.

Время пришло немножко отдохнуть.

Встанем и выйдем на коврик.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Ниже, ниже, не ленись
Поклонись и улыбнись.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы похлопали опять.
Занимать захотели,
Тихо все на место сели.

9. Ребята, Чебурашка перепутал все слова в предложении. Нужно внимательно послушать слова и постараться составить предложение.

Мама, ароматный, заварить, чудесный, чай.

(Составление схемы предложения.)

Мальчики, и, девочки, в, чудеса, верить.

(Составление схемы предложения.)

10. Чебурашка вас спрашивает, а когда же будем учиться писать букву Ч.

– Как вы думаете, на что похожа буква Ч.

У вас на столах стоят ванночки с песком. Давайте пальчиком нарисуем на песке эту букву. На столе – салфетки, чтобы вытереть руки. А теперь проведите пальчиком по нождачной бумаге и запомните образ этой буквы.

Молодцы, возьмите простые карандаши и напишите в тетради заглавную и строчную буквы Ч.

11. Итак, с каким новым звуком мы познакомились? В какие игры мы сегодня поиграли? Чебурашка вам очень благодарен за знакомство с его любимой буквой и дарит вам раскраски на память о себе.