Занятия психолога с детьми из цикла "Азбука эмоций"

Разделы: Школьная психологическая служба


Адресная группа: дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, низким статусным уровнем в группе, тревожностью в сфере общения.

Цели:

  • развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности;
  • сплочение группы;
  • создание пространства эмоциональной безопасности;
  • повышение уверенности в себе;
  • развитие эмпатии;
  • знакомство с невербальными средствами общения, в том числе выражения чувства робости;
  • расширение поведенческого репертуара.

Материалы: клубочек шерсти, мячик, пиктограмма «Робость», запись спокойной музыки, лото «эмоции», бумага, фломастеры, «Мешочек добра», фишки с пиктогаммой «эмоции»

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие.

Цель: установление положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков, обогащение репертуара средств невербального общения.

– Ребята, начиная наше занятие, давайте поздороваемся друг с другом. Поздороваемся как папы, как приятели, по старинному, по-японски, как мамы, как эскимосы.

2. Упражнение «Я люблю… Я не люблю».

Цель: создание пространства эмоциональной безопасности, повышение уверенности в себе, внимания к партнеру по общению, развитие эмпатии, снятие тревожности.

По кругу передается мячик, каждый ребенок заканчивает фразу « Я люблю когда… Я не люблю когда… Я думаю что сегодня…».

– Ну-ка, вспомните, чего любит Леня? А что не любит Катя? А чего ждет Костя? Посмотрим, кто внимательно слушал друг друга.

3. Знакомство с эмоцией «робость»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатии, обогащение поведенческого репертуара, снятие тревожности, знакомство с невербальным выражением эмоции «робость».  

– Мальчик Костя первый раз пришел в детский сад. Он с  таким волнением ждал этого дня, ему так хотелось подружиться со всеми ребятами группы, но он не знал, примут ли его в группе. И вот он вошел в раздевалку, переоделся, познакомился с воспитателями и подошел к двери в  группу. Он чуть приоткрыл дверь и  заглянул внутрь. На его лице было вот такое чувство (показ пиктограммы «Робость»).
– Как вы думаете, как называется это чувство? Как выглядит человек, который смущается, робеет?
– Давайте попробуем изобразить его: голова чуть наклонена в бок, глаза опущены.
– А кто был в похожей ситуации? Какие чувства вы испытывали?
– А что могут сделать ребята в группе, чтобы помочь Косте?

Ролевое проигрывание ситуации: в роли Кости (робеющего мальчика выступают те дети, кто вытащил из волшебного мешочка фишку с робким выражением лица).  Давайте нарисуем каждый свой вариант, что можно сделать в такой ситуации.

Ребята рисуют схему: изображение робости, стрелочка, изображение радости, над стрелочкой  свой способ.

4. Лото «Эмоции»

Цель: закрепление полученных знаний.

На доске закреплены карточки с различными  эмоциональными состояниями. Дети должны выбрать среди них такую, где человек робеет.

– Как вы думаете, какая карточка с эмоцией «Робость»? Придумайте  ситуацию, почему человек робеет, смущается. Как ему помочь?

5. Игра «Я лев»

Цель: повышение уверенности в себе, дать возможность детям с низким статусным уровнем побывать в центре внимания.

– Закройте глаза. Представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый.  Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, пройдитесь по кругу гордой уверенной походкой. А все остальные будут приветствовать льва.

6. Заключительный этап: вспомните, про какую эмоцию мы сегодня говорили, как распознать робеющего человека? Как ему помочь?

7. Прощание

Дети по очереди передают «Мешочек добра», куда собираются пожелания всех друг другу и себе чего-то очень доброго, светлого, хорошего.