Стенд для изучения видов резьбы по дереву

Разделы: Технология


Раздел программы “Художественная обработка материалов” своей наглядностью и выразительностью позволяет быстро вовлечь детей в интересную работу. На своих уроках, а также во внеурочной деятельности я уделяю особое место резьбе по дереву.

Прежде, чем начать работу, мы вместе с учащимися изготавливаем ножи для резьбы по дереву. Каждый ученик делает нож для себя, это позволяет добиться бережного отношения к инструменту, а также ребята считают, что именно своим ножом у них получается гораздо лучше. Прямые и полукруглые стамески приобретаем в магазине. Инструмент должен быть в идеальном состоянии. Нож и стамески должны быть отлично наточены, так, чтобы дерево резалось, как масло. Следующим этапом является изучение правил безопасной работы с инструментами для резьбы по дереву.

Всё многообразие резьбы по дереву можно разделить на 5 видов: плосковыемчатая (геометрическая, контурная, скобчатая), рельефная, прорезная, плоскорельефная и скульптурная. Нередко своё название резьба получает по месту её использования: церковная, корабельная, домовая. А каждый из этих разделов может включать в себя все её разновидности: плоскорельефную домовую, объёмную корабельную и т. п.

Для более доступного понимания разнообразия видов резьбы совместно с учащимися мы изготовили стенд, на котором можно систематизировать и показать основные виды резьбы и в тоже время это пособие может служить хорошим украшением кабинета технологии.

Стенд изготовлен в виде таблицы, в верхней строке которой указаны название вида резьбы: геометрическая, контурная, скобчатая, плоскорельефная, рельефная и прорезная. Вторая строка содержит краткое описание вида резьбы, характерные особенности и технику выполнения. В третьей строке показаны основные элементы резьбы либо простейшие орнаменты. В четвёртой – изображены более сложные орнаменты в круге, квадрате и т. д. И в последней строке выполнены анималистические изображения в представленных видах резьбы. В результате получилось шесть столбцов, каждый из которых содержит название резьбы, описание, орнаменты, выполненные в данной технике, и изображение какого-либо сюжета. В последнем столбце изображены национальные татарские орнаменты <Рисунки 1–7>.

В итоге приведённая на стенде систематизация полностью исключила какие-либо проблемы с определением вида резьбы и технических особенностей, учащимся на стенде представлены двадцать восемь работ отличного качества, которые являются образцами при изучении резьбы по дереву. Примечательно то, что все работы выполнены руками учеников. Учащиеся, изготовившие этот стенд, уже закончили школу, но эта работа является предметом их личной гордости. А в нынешних учащихся это вселяет уверенность в освоении секретов мастерства и желание превзойти своих предшественников.

Разумеется, на уроках технологии отводится мало времени для изучения художественной обработки древесины, поэтому я использую для этого занятия в кружке. Я считаю, что роль дополнительного образования достаточно велика, потому что не совсем успешные ученики в других учебных дисциплинах, добиваются больших успехов в художественной обработке древесины. Учащиеся нашей гимназии являются победителями муниципального и регионального, а также призёрами заключительного этапов олимпиад по технологии, побеждают в конкурсах по художественной обработке древесины.

Хочу пожелать всем: работайте, учитесь, не успокаивайтесь на достигнутом! Вас ждут огромные радости творчества и огромное удивление бесконечностью красоты человека и природы.

Общий вид стенда.

Рисунок 1

Фрагменты стенда.