Литературная гостиная "Слова и звуки… звуки и слова…" (посвящается творчеству Е.П. Ростопчиной)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


В творческом сотрудничестве, творческом диалоге грань между учителем и учеником становится настолько тонкой, что каждый участник и взрослый руководитель чувствуют себя наравне, открывается поле доверия. Какой из этого получается результат – наверное, служат литературные гостиные.

Литературная гостиная “Слова и звуки… звуки и слова” посвящается Евдокии Петровне Ростопчиной. Эта женщина, одарённая щедро от природы поэтическим воображением, веселым остроумием, простосердечной прямотой характера, при обширной начитанности на пяти языках, достигла вершин русской женской лирики золотого века. Что вдохновляет женщин– стихотвориц? Можно ли выделить поэзию женскую из великой русской поэзии? Эти вопросы интересовали нас в процессе постановки литературной гостиной.

Помимо работы над поэтическим текстом ребята обогащают свои знания через опыт общения со взрослыми людьми, приобретают опыт выступления на сцене. Они не актеры, но приобщаются к миру театра. Начинают расти в собственных глазах, глазах своих одноклассников, развиваются как творческие личности. Они, можно сказать, бегут к добру, к красоте. Для выступлений на сцене требуется смелость, даже когда тяжело, сложно, нужно перешагнуть через страх и сделать достойно свое дело. Это необходимый жизненный опыт.

Что радостно наблюдать? У ребят есть желание работать дальше. Это зажигает остальных детей, которые хотят участвовать в литературных проектах. Число таких желающих в нашей школе увеличивается.

1. Ведущий 1: Евдокия Петровна Ростопчина, урожденная графиня Сушкова,– поэтесса с удивительной судьбой. Ей суждено было родиться под одной звездою и идти дорогою одною с такими великими людьми, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский.

Слова и звуки... звуки и слова,
В них жизни, полной жизни выраженье,
Всё, что вмещают сердце, голова
И человека грудь, – все проявленья
Природы и Творца, на небесах
И на земле что зримо и незримо,
Вся цепь существ, от тли до херувима,
Всё оживает в звуках и словах.

Презентация.

2. Ведущий 2: Евдокия родилась в 1811 году в Москве и происходила из знатного семейства Пашковых. Ее беззаботное детство закончилось в шесть лет со смертью матери. Додо, как ее называли близкие, вместе с младшими братьями оказалась под опекой бабушки и дедушки. Бабушка, разносторонне образованная аристократка, профессионально занималась переводами французской литературы. Пашковы владели богатейшей библиотекой, где хранились лучшие книги на всех европейских языках. Евдокия к десяти годам практически самостоятельно овладела английским, французским и итальянским языками. Она читала в подлиннике Гёте, Шекспира, Шиллера, Данте, Байрона. А А. С. Пушкин и В.А. Жуковский были её кумирами.

3. Сценка:

Ведущий 1: Однажды во время званого обеда в доме Пашковых, Додо, всегда скромно молчавшая, вдруг приняла участие в разговоре взрослых. Спорили о поэзии.

Додо: – Я тоже пытаюсь рифмовать.

Вяземский: – Неужели? Тотчас же прочитайте!
Бабушка: – Полноте! Додо не будет утомлять Ваш слух какой-то глупостью!
Додо: Дни детства, полные страданья,
Неконченных, неясных дум,
Когда в тревожном ожиданье
Мой юный оперялся ум…

Бабушка: – Душечка! Замолчи же ты наконец! О каких страданьях ты говоришь? Ты же как сыр в масле катаешься! Дите неблагодарное!
Вяземский: – Позвольте мне, милая Додо, дослушать до конца Ваше чудное стихотворение!

Додо:

Когда в тиши, в уединеньи,
Событьем были для меня
Небес вечерние явленья,
И ночи мрак, и прелесть дня.

Я помню, как я восхищалась
Сребристым отблеском луны,
Когда нежданная являлась
Она средь темной синевы.

И все, чем сердце прежде жило,
Чем жизни утро льстило мне,
Что в оны дни душа любила,
Теперь я помню, как во сне.

4. Ведущий 1: С тех пор она подружилась с Вяземским и всегда слушалась его совета. В 1830 году написано стихотворение о любви “Талисман”, Вяземский отнес в редакцию “Северной пчелы”. В 1831 году состоялась первая публикация её стихов.

Талисман.

Есть талисман священный у меня.
Храню его: в нем сердца все именье,
В нем цель надежд, в нем узел бытия,
Грядущего залог, дней прошлых упоенье.
Он не браслет с таинственным замком,
Он не кольцо с заветными словами,
Он не письмо с признаньем и мольбами,
Не милым именем исполненный альбом,
И не перо из белого султана,
И не портрет под крышею двойной...
Но не назвать вам талисмана,
Не отгадать вам тайны роковой.
Мне талисман дороже упованья,
Я за него отдам и жизнь, и кровь:
Мой талисман – воспоминанье
И неизменная любовь!

1831 г.

5. Ведущий 3: У Додо было много поклонников, да и не могло не быть при таких талантах. В 20 лет её вывезли в столицу, и она впервые оказалась на роскошных балах в Петербурге.

С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым Додо Сушкова познакомилась ещё на детских праздниках, куда он тоже приезжал с бабушкой. Он восхищался своей сверстницей. В 1830 году Лермонтов посвятил ей стихотворение “Крест на скале”, а в 1831 году – новогодний мадригал “Умеешь ты сердца тревожить”.

Додо.

Умеешь ты сердца тревожить,
Толпу очей остановить,
Улыбкой гордой уничтожить,
Улыбкой нежной оживить;
Умеешь ты польстить случайно
С холодной важностью лица
И умника унизить тайно,
Взяв пылко сторону глупца!
Как в Талисмане стих небрежный,
Как над пучиною мятежной
Свободный парус челнока,
Ты беззаботна и легка.
Тебя не понял север хладный;
В наш круг ты брошена судьбой,
Как божество страны чужой,
Как в день печали миг отрадный!

6. Ведущий 4: В 1833 году бабушка наконец-то выбрала Евдокии жениха. Им стал девятнадцатилетний Андрей Ростопчин, отпрыск знатного и богатого рода. Он тоже увлекался литературой, был меценатом, коллекционером. Несмотря на неважную репутацию гвардейского шалуна и кутилы, Ростопчин признавал талант жены, помогал ей в переговорах с издательствами, и вскоре имя Евдокии Ростопчиной стало известно любителям словесности.

Моим двум приятельницам.

…Вы думали ,– своею славой
Гордится женщина-поэт, –
И горькой, гибельной отравы
В ее блестящей чаше нет?..
Вы думали, что стих мой страстный
Легко, шутя достался мне
И что не куплен он в борьбе...
Борьбе мучительной, ужасной?
Вы думали, – от жизни много
Улыбок насчитала я?..
О дети, дети!.. Слава богу,
Что вы не поняли меня!..
Не понимайте,– но любите!..
Любите, как любили вы
Меня заочно!.. А судите
Не по словам пустой молвы:
Нет, – не Коринна перед вами
С ее торжественным венцом...
А сердце, полное слезами,
Кому страданьем мир знаком!..

Март 1848, Москва.

7. Ведущий 1: Все героическое, возвышенное находило в душе героини горячий отклик. Ростопчина вращалась в кругах, где сочувствовали декабристам. В своих ранних стихотворениях “Мечта”, “К страдальцам-изгнанникам” она воспела их подвиг, что принесло ей репутацию опальной поэтессы.

“К страдальцам-изгнанникам”.

Соотчичи мои, заступники свободы,
О вы, изгнанники за правду и закон,
Нет, вас не оскорбят проклятием народы,
Вы не услышите укор земных племен!
Удел ваш – не позор, а слава, уваженье,
Благословения правдивых сограждан,
Спокойной совести, Европы одобренье
И благодарный храм от будущих славян!
Тогда дойдут до вас восторженные клики
России, вспрянувшей от рабственного сна,
И к жизни из могил вас вырвет крик великий:
“Восстаньте!.. Наша Русь святая спасена!..”
Тогда в честь падших жертв, жертв чистых, благородных,
Мы тризну братскую достойно совершим,
И слезы сограждан, ликующих, свободных,
Наградой славною да вечно будут им!

8. Ведущий 5: Романсы и песни написаны на стихи Евдокии Петровны Ростопчиной М.И. Глинкой, П. И. Чайковским, А. С. Даргомыжским, А.Г. Рубинштейном и другими композиторами. Печатались её стихи и в песенниках. Вяземский, первооткрыватель Додо Сушковой, писал Тургеневу: “Какое глубокое чувство, какая простота и сила в выражении и между тем сколько женского!”

Простонародные песни.

Дайте крылья мне перелетные,
Дайте волю мне... волю сладкую!
Полечу в страну чужеземную
К другу милому я украдкою!

Не страшит меня путь томительный,
Я помчусь к нему, где бы ни был он.
Чутьем сердца я доберусь к нему
И найду его, где б ни скрылся он!

В воду кану я, в пламя брошусь я!
Одолею всё, чтоб узреть его,
Отдохну при нем от кручины злой,
Расцвету душой от любви его!..

Август 1831 Петровское.

9. Ведущий 4: Среди поклонников Евдокии Ростопчиной было много знатных людей. Она была увлечена Андреем Карамзиным.

На прощанье.

В поэзии, в музыке, оба
‎Мы ищем отрады живой,
Душой близнецы мы… Ах! что бы
‎Нам встретиться раньше с тобой!..
Но нет!.. Никогда здесь на свете
‎Попарно сердцам не сойтись!..
Безумцы с тобой мы… мы дети,
‎Что дружбой своей увлеклись!..
Прощай!.. Роковая разлука
‎Настала… О сердце мое!..
Поплатимся долгою мукой
‎За краткое счастье свое!..

Ведущий 4: Позднее Карамзин уходит на Крымскую войну и погибает в первом же сражении. Это была не единственная утрата, которую ей предстояло пережить.

Ведущий 2: В петербургском доме Ростопчиных часто принимали Пушкина. В последний раз он был за день до дуэли. Пушкин находился в ужасном состоянии. Все заметили, что у поэта будто бы жар, он все бегал смочить голову холодной водой. На следующий день состоялась дуэль, и великий поэт был смертельно ранен.

Ростопчина: – Я была одной из последних, кто пожал великому поэту руку…

Ведущий 2: А спустя год после гибели Пушкина Ростопчиной передали плотный пакет от Василия Андреевича Жуковского, сопровожденный следующей запиской:

Ростопчина: “Посылаю Вам, графиня, на память книгу... Она принадлежала Пушкину; он приготовил ее для новых своих стихов... Вы дополните и докончите эту книгу его. Она теперь достигла настоящего своего назначения”.

Ведущий 2: Евдокия Петровна держала в руках последнюю тетрадь Пушкина – ту, в которой так горестно, так непоправимо осталось много чистых листов.

Черновая книга Пушкина.

И мне, и мне сей дар! – Мне, слабой, недостойной,
Мой сердца духовник пришел его вручить,
Мне песнью робкою, неопытной, нестройной,
Стих чудный Пушкина велел он заменить!
Но не исполнить мне такого назначенья,
Но не достигнуть мне желанной вышины!
Не все источники живого песнопенья,
Не все предметы мне доступны и даны:
Я женщина!.. во мне и мысль и вдохновенье
Смиренной скромностью быть скованы должны.

Апрель, 1838.

Ведущий 1: В 1941 году Михаил Лермонтов проведет с ней несколько незабываемых дней перед отъездом в Пятигроск, где он будет убит на дуэли. Перед роковым возвращением на Кавказ он тоже дарит ей свой альбом, в котором написал проникновенные строки.

Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны…

Ведущий 1: Когда в апреле 1841 года вышла книга стихов Ростопчиной, она делает дарственную надпись:

Ростопчина: Михаилу Юрьевичу Лермонтову, в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому.

На дорогу.

Есть длинный, скучный, трудный путь...
К горам ведет он, в край далекий;
Там сердцу в скорби одинокой
Нет где пристать, где отдохнуть!

Там к жизни дикой, к жизни странной
Поэт наш должен привыкать,
И песнь и думу забывать
Под шум войны, в тревоге бранной!

Там блеск штыков и звук мечей
Ему заменят вдохновенье,
Любви и света обольщенья
И мирный круг его друзей.

Ему – поклоннику живому
И богомольцу красоты –
Там нет кумира для мечты,
В отраду сердцу молодому!..

8 марта 1841 Петербург.

Ведущий 6: Последние годы жизни Евдокии Ростопчиной прошли в крайне тяжелой домашней обстановке. Известие о том, что у неё рак, она приняла весьма стойко. Два года борьбы за жизнь. Вера в Бога заставляла Евдокию любить жизнь.

Благодарю!

Благодарю!.. Из глубины душевной
Исторгла я хвалу и песнь сию!
И с тайным трепетом, и в полноте сердечной
Благодарю, благодарю!..

Благодарю за светлую надежду!
Благодарю за ясную зарю!
За все далекое, за день и час насущный
Благодарю, благодарю!

И никогда еще мне не случалось
Так радостно припасть к святому алтарю…
И никогда еще с таким живым восторгом
Не говорила я: благодарю!

30 августа 1840, Москва.

Ведущий 7: За последний год, отведенный ей судьбою, Евдокия многое успела. Она перевела пушкинское “К изгнанникам” на французский язык по просьбе своего друга – Александра Дюма. В последнем письме ему она написала: “ Вы видите, что я женщина слова, и в то же время – пера”.

Верую!

Верую на небе в щит Провидения,
Вечно хранящего тварей своих,
Их посетившего долей лишения,
Им ниспославшего на утешение
Дружбу, молитву, дар песней живых!..

Верую в чистую Деву Небесную, –
Сирых прибежище, слабых покров!
Ей, – исцеляющей властью чудесную
Рану незримую, скорбь неизвестную, –
Женское сердце ей внятно без слов!..

Верую в ангелов, наших блюстителей,
Полных участья к нам, полных любви…
Промысла Божьего кротких свершителей,
Демонских замыслов зорких рушителей,
Коим вверяем мы тайны свои!..

Здесь, – на земле, – верю сердцу высокому,
Чувству горячему, нежным душам;
Верю друзей поминанью далекому…
Гению, в мире всегда одинокому,
И вдохновеньям его и мечтам!..

Верую в счастье, – в это видение
Редкое, дивное, спор всех времен!..
Да! если двое сошлись и в сближении
Душ и сердец обрели упоение, –
Счастье возможно им, счастье не сон!..

Сентябрь 1841, село Анна.

Ведущий 1: Евдокия Петровна Ростопчина вошла в историю, как ярчайшая представительница золотого века русской поэзии.

Ростопчина:

Я остаюсь – утешься, будь, что будет!
Я не уйду от участи своей.
Бог милостив! Меня он не забудет.

Романс “Вы вспомните меня”.

Литература

  1. Павлова Н.И. Творчество Е.П. Ростопчиной как апология женской эстетики (к вопросу историографии русской женской литературы) “Гендерные аспекты гуманитарных наук”: материалы II международной заочной научно-практической конференции. (21 ноября 2012 г.)
  2. “Истинная повесть” графини Ростопчиной http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/602/
  3. Ростопчина, графиня Евдокия Петровна http://dic.academic.ru/
  4. Лекция . № 077a Евдокия Ростопчина, mp3.
  5. Евдокия Ростопчина cтихи http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/rostopchina.html
  6. Романс “Вы вспомните меня” Vy-vspomnite-menya-ERostopchina-EKrylatov-Valentina-Tolkunova-1946-2010(muzofon.com),mp3