Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Рыбка-путешественница"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Образовательные: Знакомить с условиями обитания лососевых рыб и их миграции.
  • Развивающие: Формировать представление о значении лосося для природы и человека; развивать познавательную активность.
  • Воспитательные: воспитывать позитивное бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.

Предварительная работа.

Беседа “Водоемы Кольского полуострова”, рассказ о жизненном цикле рыб. Рассматривание иллюстраций рыб, обитающих в реках и море Мурманской области.

Ход занятия

Воспитатель:

В воде мы живём,
Без воды пропадём.
Перья есть, а не летает.
Ног нет, а не догонишь.

Воспитатель: Верно. Если посмотреть карту Кольского полуострова, то мы увидим что это край озер, рек и они богаты рыбой.

Воспитатель: Назовите, какая рыба водится в наших реках.

Воспитатель: Верно: (показ картинок с изображениями рыб) это щука, хариус, сиг, семга, окунь и много-много других видов рыб. Великие богатства Баренцева моря, где обитают 114 видов рыб.

Ребята, какие рыбы обитают в Баренцевом море? (Показ картинок с изображениями рыб.)

Верно, это сельдь, треска, камбала, пикша, сайда, морской окунь и много других видов рыб.

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать сказку о жизни необычной рыбы – лосось. Слушайте!

В одной речке, в небольшой ямке жила маленькая икринка (А вы, ребята, уже знаете, что икру откладывают рыбы и из них появляются … (ответ детей)). Заскучала икринка и решила отправиться в путешествие, понесло ее течение далеко-далеко. Плывет она и удивляется, как много рыб и красивых подводных растений. Как красиво!

Прошло немало времени и наша икринка стала превращаться в малька (а надо сказать, что малек это полупрозрачная рыбка с большими глазами и оранжевым мешочком на брюшке, в нем пища, которой малек питается. Малек растет, мешочек уменьшается и исчезает вовсе). У малька было много друзей, они вместе играли, резвились в чистой воде. Наступила весна, малек подрос, мешочек исчез, и нашему подросшему мальку пришлось искать себе пищу: маленьких червячков, моллюсков, мелких насекомых (показ фото). А еще ему приходилось быть осторожным, так как хищные рыбы и птицы пытались поймать его и съесть.

Подвижная игра “Щука и мальки”.

Дети выбирают считалочкой щуку, остальные – мальки. Мальки плавают и говорят слова:

Мы веселые ребятки
Любим плавать и нырять;
Щуке нас не поймать.

Плывет щука, мальки прячутся в домики.

Воспитатель: Когда наш малек еще подрос и достаточно окреп, скучно стало ему в родной реке. И решил он отправится из речки в море. Опасное это было путешествие. Кругом много врагов: птицы, звери, хищные рыбы, человек. И вот, наконец, долгожданное море, там он повзрослел, превратился в большую красивую рыбу, которую люди назвали “лосось” (фото рыбы). Лосось быстро плавает и выпрыгивает из воды высоко вверх.

Эксперимент “Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?” Воспитатель предлагает бросить тяжелый предмет (кубик в воду) и сказать, что с ним произошло (он опустился на дно). Затем бросить резиновый мяч (он остается на поверхности воды). Воспитатель объясняет, что тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть “мячик” – плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность. Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.

Воспитатель: Нагулялся наш лосось в море, наелся вдоволь рачков, личинок, кальмаров, но заскучал по родной реке. И решил вернуться в родные края. Собрались они вместе с другими лососями в большой косяк и начали искать дорогу к родному дому.

Много опасностей поджидало их в пути: в море хищные рыбы и животные пытались их съесть, рыбаки сетями ловили их, по берегам – медведи и хищные птицы. Но наш лосось, преодолев все препятствия, нашел свою родную речку. Косяки рыб идут против течения. И рыба даже выпрыгивает из воды, если встречается препятствие, чтобы попасть туда, где когда-то появились на свет.

Наш лосось отправился в путь вверх по реке, преодолевая быстрое течение, заторы, перекаты и водопады. Вот он и добрался до родных мест. “Так вот где я родился!” – подумал лосось. И на душе у него стало радостно и хорошо. “Здесь и появятся мои детишки” – подумал лосось, отложив икринки. Вот и закончилось путешествие нашей необычной рыбки.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что лосось одно из главных богатств Кольского полуострова. Это не только вкусная рыба, но она еще дает ценные сведения о состоянии реки. Если рыба не пришла в реку, с ней не всё благополучно и реке срочно нужна помощь. А в старину из кожи рыб делали одежду, из костей – иглы. От человека зависит сохранение жизни этой рыбы.

Подвижная игра “Рыбаки и рыбки” (по типу “Мышеловки”).

Считалкой дети выбирают несколько рыб, остальные – рыбаки, они стоят в кругу, взявшись за руки и подняв их. Говорят слова игры:

“Рыбки, рыбки приплывайте,
В наши сети попадайте!
Плавайте туда-сюда,
Не уйти вам никуда!”

“Рыбки” забегают в круг и выбегают из него, по окончанию слов игры “дети-рыбаки” опускают руки, “дети-рыбки”, оказавшись в кругу, считаются пойманными.

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается.