Применение информационно-коммуникативных технологий в совместной образовательной деятельнрости с детьми среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения как средство ознакомления с окружающей действительностью

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период развития личности. Именно в этот период формируется представления ребенка об окружающем мире.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Дети с нарушением зрения не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным. Из-за нарушения зрения дети с глазной патологией плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства предметов окружающего мира.

Поэтому ребёнок, имеющий зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов часто бывает затруднено или недоступно. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям.

Особое значение имеет использование на занятии компьютерных технологий, которые позволяют решить вопрос наглядности, активизируют деятельность дошкольников, способствуют повышению мотивации к обучению.

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно – коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь дошкольников.

Особенно важно использовать ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

При обучении слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет педагогу создавать для слабовидящих детей мультимедийные презентации для ознакомления их с окружающей действительностью.

Для развития познавательной деятельности у дошкольников с нарушением зрения и формирования у них адекватных представлений об окружающей действительности необходимо умение зрительно сравнивать предметы.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?

Дошкольный образовательный стандарт – это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Презентации по ознакомлению дошкольника с окружающим миром, помогают педагогу целенаправленно готовить ребенка с нарушением зрения к школе.

Ведущая идея опыта состоит в создании условий для расширения представлений детей об окружающем мире посредством информационно – коммуникативных технологий. В совершенствовании умений определять цвет, форму и величину предметов.

Новизна опыта заключается в разработке DVD-фильмов, слайдов, презентаций, направленных на развитие зрительного восприятия и формирования более полного представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Технология опыта. Цель данной педагогической работы – сформировать более полное представление детей с нарушением зрения об окружающем мире посредством информационно – коммуникативных технологий.

Для решения этой цели мной поставлены задачи.

– Разработать систему презентаций для наиболее полного ознакомления детей с окружающей действительностью.
– Расширить представления детей об окружающем мире посредством ИКТ.
– Развить у детей умения образного видения предметов в трехмерном изображении.
– Развивать зрительное восприятие детей с нарушением зрения на основе сенсорного развития, умение определять цвет, форму, величину предметов.

Для успешной реализации поставленных задач мною разработаны:

– Комплексно-тематическое планирование по теме “Окружающий мир”.
– Комплекс познавательных интегрированных НОД с детьми по темам: “Ознакомление с природой”, “Предметное окружение” с использованием ИКТ.
– Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения).
– Создана картотека, включающая подборку видеоигр, видеогимнастик для глаз, презентаций, дидактических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений об окружающей нас природе и предметах, песен.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, я определила тематику и содержание работы по теме “Окружающий мир”.

Перспективный план я разделила на блоки, содержание которых ребенок осваивает как по отдельности, так и в комплексе. Блоки эти представляют собой такие тематические разделы:

– “Ознакомление с природой”.
– “Предметное окружение”.

Эти темы в соответствии с принципом цикличности и периодизации материала повторяются в планах работы с каждой возрастной группой с учётом особенностей и возможностей восприятия детьми содержания программного материала. Каждый блок осваивается детьми через разнообразные виды деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально– художественную деятельность и чтение), что позволяет осуществлять образовательный процесс в двух основных моделях – совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей. Благодаря блочной схеме организации воспитательно-образовательного процесса мне удается использовать все средства получения детьми информации об окружающем, включив эти средства в тематические планы.

В своей работе по ознакомлению с окружающим миром использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей об окружающем мире, расширить сенсорные знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, умения представить наглядный материал в трехмерном изображении, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, обобщения и систематизаций знаний об окружающем мире.

Мною разработано тематическое планирование по ознакомлению детей II младшей и средней группы с окружающим миром, которое включает: НОД, беседы, игры. (см. приложение “Перспективный план).

Важной основой перспективного планирования работы в данном направлении я считаю соблюдение принципа постепенного усложнения материала на основе имеющихся знаний, умений и навыков (по принципу “от простого к сложному”). Основная форма работы – НОД, которые я провожу с детьми. Были проведены следующие НОД:

Из блока “Ознакомление с природой”:

– Осень в гости к нам пришла.
– Осенние дары.
– Зимушка – зима снегом замела.
– Весна красна.
– Насекомые.

Из блока “Предметное окружение”:

– Одежда, обувь, головные уборы.
– Посуда.
– Мебель.

В своей работе с детьми я соблюдала принцип постепенного усложнения подачи материала, начиная со II младшей группы, продолжала расширять и дополнять изучаемый материал в средней группе.

Работая с детьми II младшей группы по разделу “Окружающий мир” в ходе НОД я заметила, что не у всех детей возникает интерес к занятиям, они неактивны, невнимательны. Считаю, что причиной этому являются недостатки зрительного восприятия для формирования адекватных представлений об окружающем мире.

Демонстрация изучаемого материала в виде иллюстраций с плоскостным изображением предметов не позволяла детям видеть объем, что является важным в изучении предметов для детей с нарушениями зрения.

Дети не усваивали сенсорные эталоны (цвет, величину, объем предметов и объектов), плохо ориентировались в пространстве, в пространственном расположении предметов, у детей была слабо развита мелкая моторика рук.

Поэтому, начиная работать со II младшей, а затем в средней группе я использовала в НОД компьютерные презентации, в которых сочетались яркие цвета и 3D объем предметов. В некоторые презентации добавляла еще и звук (шум дождя, звуки леса и пение птиц и т.д.). Все это позволило привлечь и заинтересовать детей, они стали лучше воспринимать информацию, усваивать изучаемый материал.

Так, например, в ходе интегрированных НОД по теме “Осенние дары” с применением мультимедийных презентаций (Фрукты 3D; Овощи 3D; Грибы 3D; Ягоды3D) у детей развивалось восприятие предметов, они научились отличать и называть по внешнему виду овощи, фрукты, грибы и ягоды. Дети стали проявлять интерес к растениям, к их особенностям, научились устанавливать простейшие взаимосвязи в природе (с приходом осени в огороде, в саду, или в лесу поспевает урожай). Дети научились обобщать понятия (овощи, фрукты, грибы, ягоды) По ходу презентации спрашивала у детей, что это за фрукт или овощ, какого они цвета, дети называли формы, на которые похожи фрукты или овощи (яблоко похоже на круг, груша на треугольник, огурец на овал).

После просмотра презентации я создавала условия для ознакомления детей с осязательными свойствами предмета (использовала муляжи фруктов, овощей), знакомила с новыми способами обследования предмета, напоминала им ранее изученные способы обследования предмета, активно включая движения рук по предмету и его частям, обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой, (пальцем) по контуру предмета, далее дети сами обследовали предмет, делились впечатлениями (теплый – холодный, мягкий – твердый, из какого сделан материала и т. д.).

Для закрепления знаний полученных в ходе НОД по теме “Осенние дары” и для закрепления сенсорного восприятия (цвета, формы и величины), а также для развития мелкой моторики рук включала в свою работу и дидактические игры, и продуктивную деятельность с детьми.

Так, например, в продуктивной деятельности у детей совершенствовались полученные в ходе НОД навыки и умения определять цвет и форму, величину овощей, фруктов, ягод и грибов. При просмотре презентации дети познакомились с многоцветием окружающего мира, у детей появилось желание использовать в рисовании и аппликации разнообразные цвета и их оттенки.

При изучении темы “Зимушка – зима снегом замела” в непосредственной образовательной деятельности продолжала использовать мудьтимедийные презентации, где дети познакомились с изменениями в природе с приходом зимы, научились сравнивать осенний и зимний пейзажи. С помощью презентации дети познакомились со строением снежинки, познакомились с зимующими птицами, рассматривали и сравнивали следы птиц на снегу, знакомились со способами оказания помощи зимующим птицам. Я показала детям презентацию “Зимние забавы” где тети познакомились с зимними забавами (катание с горки на санках, ходьба на лыжах, поделки из снега). Затем показала детям несколько слайдов, где дети постарше пошли на каток, там были конькобежцы, они соревновались, кто быстрее бегает на коньках, фигуристы танцевали на льду, мальчики играли в хоккей. После просмотра презентации на прогулке я привлекала детей к участию в зимних забавах, дети лепили снежки и учились попадать ими в цель, лепили из снега постройки, а затем раскрашивали их красками. У детей появилось желание экспериментировать со снегом (опыт “Таяние снега”). Дети учились ориентироваться в пространстве в ходе подвижных и дидактических игр (Раз, два, три, к горке из снега беги; Пройди по снежному лабиринту; Расскажи, какая снежная постройка у тебя слева, справа, впереди, сзади и др.)

Во время изучаемой темы “Мебель”, в ходе НОД с ИКТ, и в других видах деятельности (играх, продуктивной), у детей закреплялись представления о видах предметов мебели (мягкая мебель, кухонная и т.д), совершенствовались умения сравнивать предметы мебели по внешним признакам (цвету, форме, величине). Дети научились группировать, составлять целое из частей (диван, кровать, стул, кресло из строительного материала). Дети продолжили знакомство с геометрическими фигурами, в форме которых была изготовлена мебель (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), а также с вариантами расцветки мебели (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). У детей развивалось осязание при знакомстве с различными материалами, которыми оббивают мебель, на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя свои ощущения: гладкое, пушистое, жесткое, колючее и др.). Я поощряла попытки детей самостоятельно обследовать предметы мебели, находящейся в группе, дети использовали знакомые и новые способы обследования, знакомила детей с материалами, из которых сделана мебель, об их свойствах и качествах, объясняла о целесообразности изготовления предмета мебели из определенного материала. Дети учились устанавливать связь между назначением и строением мебели, между назначением и материалом предметов мебели. У детей развивались умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, они научились обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа то меня стул, сзади шкаф и т.д.).

По теме “Посуда” при просмотре презентации я закрепляла знания детей о предметах посуды (чайная, столовая, кухонная). Дети познакомились с материалами, из которых сделана посуда, их свойствами и качествами, узнали, почему посуду изготавливают из стекла, керамики и железа, посмотрели презентацию о том, как на заводах изготавливают стекло и керамику. Кроме познавательных интересов у детей развивались еще и сенсорные навыки о геометрических формах (круг, овал). У детей совершенствовались умения определять и называть месторасположение посуды на столе (слева вилка, справа кружка, между тарелкой нож и вилка и т. д.), они научились сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте). У детей развивалось и эстетическое восприятие, они рассмотрели слайды (сервировка стола, красиво накрытый стол, красивая посуда), они активно участвовали в дежурстве: аккуратно расставляли чашки с блюдцами, глубокие тарелки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи). Благодаря трехмерному видению предметов посуды дети затем в лепке смогли передать полую форму тарелки, чашки, стакана путем вдавливания середины шара или цилиндра.

Во время изучаемой темы “Весна красна” с использованием ИКТ дети научились узнавать и называть время года, замечать изменения в природе, выделять признаки весны (солнышко стало теплее греть, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые). Продолжали знакомиться с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы, с оттенками цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). У детей сформировались элементарные представления о способах взаимодействия с растениями, о правилах поведения в природе и бережного отношения к ней. Дети познакомились с ядовитыми и лекарственными растениями, научились изображать предмет путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разного материала (при изображении деревьев, цветов, насекомых и др.).

В ходе НОД по теме “Насекомые” с применением мультимедийной презентации, дети познакомились с природными взаимосвязями (наступила весна – появились насекомые). Дети продолжали знакомиться с особенностями жизни насекомых (божья коровка, бабочка, кузнечик, пчела, муравей), у детей закреплялись знания о строении насекомых, их величине, цвете, форме. Дети научились отличать опасных насекомых (оса, комар, пчела). В ходе презентации дети познакомились с насекомым “Стрекоза”, узнали о ее строении, месте обитания. У детей формировалось бережное отношение к природе