Решение задач с помощью уравнений

Разделы: Математика


Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме “Решение задач с помощью уравнений”.

Задачи.

Образовательные:

  1. Формировать у учащихся навыки и умения применять знания на практике.
  2. Выработать умение составлять уравнения для решения задач.

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
  2. Повышение эмоционального настроя учащихся путем привлечения наглядности и технических средств обучения (компьютер).

Воспитательные:

  1. Прививать устойчивый интерес к изучению математики.
  2. Воспитывать точность и аккуратность в оформлении решений.
  3. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению культуры математической речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Учебно-методический комплекс.

  1. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Учебник. Математика. 5 класс, 25-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В., Учебник. Математика. 5 класс, 12-е изд.- М.: Просвещение, 2013.
  3. Смыкалова Е. В. Сборник задач по математике для учащихся 5 класса. СПб: СМИО Пресс, 2013.

Оборудование: ПК, презентация, печатный материал.

Ход урока

I.. Организационный момент.

Учитель здоровается с учащимися, проверяет присутствующих на уроке.

II. Объявление темы и цели урока. Слайд 1. (Приложение 1).

На этом уроке мы повторим и закрепим знание и умение решения задач с помощью уравнений.

III. Актуализация знаний учащихся.

Устные упражнения:

а) Слайд 2. (Приложение 1)

Что называется уравнением?

Что называют корнем уравнения?

Что значит решить уравнение?

б) Слайд 3. (Приложение 1)

Найдите квадраты чисел 2; 5; 7; 8; 15; 10.

Найдите кубы чисел 3; 5; 4; 10.

Какой цифрой заканчивается квадрат числа 156739? 109537?

в) Слайд 4. (Приложение 1)

Квадрат какого числа равен 4; 16; 36; 81; 900?

Куб какого числа равен 8; 64; 125; 27000?

г) Слайд 5. (Приложение 1)

Угадайте корень уравнения: = 243

д) Слайд 6. (Приложение 1)

Задача. Алёша задумал число. Он прибавил к нему 5, потом разделил сумму на 3, умножил на 4, отнял 6, разделил на 7 и получил число 2. Какое число задумал Алёша?

Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь, 1 ученик работает у доски.

е) Слайд 7. (Приложение 1)

Упростите:

  1. 2a + 3a 3) 4a + 90a 5) 209n + n
  2. m + 16m 4) 86b – 77b 6) 15x + 5x – 12x

ж) Слайд 8. (Приложение 1)

Запишите в виде равенства предложение: 4a больше, чем a, на 48;

Составим схему:

В тетрадь учащиеся записывают три варианта равенства, отметив, что самым удобным для решения является первый: 4а-а=15; 4а-15=а; а+15=4а.

IV. Решение задач.

а) Слайд 9. (Приложение 1)

Задача. В саду яблонь больше, чем слив, в 7 раз, или на 420. Сколько яблонь и сколько слив в саду?

Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь, 1 ученик работает у доски.

б) Слайд 10. (Приложение 1)

Задача. В двух бочках 80 литров воды. Если из первой бочки перелить во вторую 10 л, то в первой будет в 3 раза меньше воды, чем во второй. Сколько воды в каждой бочке?

Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь, 1 ученик работает у доски.

в) Слайд 11. (Приложение 1)

Задача. Бронза содержит 41 часть меди, 8 частей олова и 1 часть цинка. Сколько будет весить кусок бронзы, в котором цинка на 1 кг 484 г меньше, чем олова?

Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь, 1 ученик работает у доски.

г) Слайд 12. (Приложение 1)

Задача.

Дети играли в лото на орехи. Ване очень не везло: он сыграл 4 партии и, проиграв их все, отдал 255 орехов, при этом в каждой новой партии проигрывал вчетверо больше орехов, чем в предыдущей. Сколько орехов проиграл Ваня в последней партии?

Решение задачи учащиеся записывают в тетрадь, 1 ученик работает у доски.

V. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы с вами повторили и обобщили знания по теме “Решение задач с помощью уравнений”

VI. Объяснение домашнего задания. Слайд 13. (Приложение 1)

Домашнее задание предложено в виде печатного материала. (Приложение 2)

VII. Окончание урока.