Методика использования звукоподражаний

Разделы: Работа с дошкольниками


На начальном этапе коррекционной работы с неговорящими детьми используются звукоподражания. Методика использования звукоподражаний предусматривает определенную последовательность. В начале работы педагог предъявляет ребенку пять знакомых изображений животных, “крики” которых можно обозначить фонетически простыми звуками – эквивалентами или звукосочетаниями: “му” - корова, “пи” - мышка, “у” - волк, “и” - зайка, “га” - гусь. Педагог держит картинку рядом со своим ртом для того, чтобы ребенок одновременно мог видеть и изображение животного, и движения артикуляторных органов педагога, произносящего соответствующие изображению звукокомплексы.

В процессе предъявления всех пяти картинок одни дети пытаются повторять сразу за педагогом, другие только шевелят губами, а часть детей просто следят за его действиями. Если ребенок не делает никаких попыток к повторению, можно разложить картинки перед ним и попросить: “Дай му”, “Дай пи”, при этом называя животное, чтобы сформировать условную связь звучания и изображения.

Естественно, при повторении ребенок испытывает трудности артикулирования отдельных звуков. В этих случаях рекомендуются соответствующие артикуляторные упражнения. Например, если при имитации воя волка (у-у-у) ребенок не может вытянуть губы вперед, его следует учить дуть в трубочки, обнимая их губами, диаметр предлагаемых трубочек постепенно уменьшается; если ребенок не в состоянии сомкнуть губы при подражании пищания мышки (пи), рекомендуются упражнения “пузырек” (надуть щеки и резко “разорвать” смычку губ), “воздушный поцелуй”, либо простое механическое сжимание губ пальцами.

В последующие занятия постепенно увеличивается количество предъявляемых картинок с изображениями животных, рекомендуются необходимые артикуляторные упражнения. Подобным образом подготавливается артикуляторная база для правильного произношения, и ребенку становится доступной артикуляция практически всех звуков по подражанию.

Многие звукоподражания по своему составу напоминают лепетную речь - обязательный этап нормального развития речи (Приложение 1). Однако у большинства детей с алалией лепет отсутствует или ограничен. Поэтому с помощью этого способа удается развить фонетическую сторону речи.

Принятые в русском языке звукоподражания включают в себя практически все звуки русского языка. Нами используется около 30 звукоподражаний, обозначающих “крики” животных, а также звукоподражания различного характера, типа “шлёп”, “бух”, “ту-ту” (Приложение 2). Заучивая “крики” по подражанию за педагогом, дети неспецифическими методами овладевают правильным звукопроизношением.

В работу со звукоподражаниями постепенно вводится фраза с употреблением названия “крика” животного: “Корова – му”, “Собака – ав” и т.п. На дальнейших этапах фраза увеличивается до трех слов: “Корова мычит “му”, “Собака лает “ав” и т.д.

Предлагаемая методика использования звукоподражаний при одновременном развитии всех психических функций ребенка и его импрессивной речи в большинстве случаев способствует появлению активной речи. Для закрепления звукоподражаний рекомендуется петь народные песенки, потешки, прибаутки, колыбельные, в которых содержатся слова, наиболее близкие, понятные, доступные ребенку.

Реальная мотивированность каждого звукокомплекса раскрывает очень знакомое и понятное для ребенка лексическое значение. Некоторые слова русского языка образовывались от звукоподражаний (ж-ж-ж – жужжать – жук – жужелица, ку-ку - кукушка). Эти звуковые комплексы служат и для понимания переносных значений слов и выражений, таких как “не каркай”, “лаяться”, “куковать” и др.

Следовательно, овладение звукокомплексами способствует дальнейшему обогащению импрессивного словаря. Как только у ребенка сформировалась минимальная фонетическая база, следует вводить дидактические игры, простые, строго заданные фразы: “У меня кошка”, “Дай…”, “Это …”, “Я взял…”, “Я ставлю …” и т.п., которые он уже способен повторить следом за педагогом.

Методика использования звукоподражаний в начале работы с неговорящими детьми позволяет достичь следующих результатов:

  1. Создание более естественной мотивации для овладения ребенком собственной экспрессивной речью (пользуясь звукоподражаниями, ребенок получает одобрение, похвалу со стороны взрослых, у него исчезает негативизм, появляется уверенность в своих силах и желание говорить).
  2. Развитие способности к подражанию речи, действиям взрослых.
  3. Создание основы для построения фразы, овладения грамматическими средствами и для расширения словаря.
  4. Воспитание правильного звукопроизношения.