Конспект непосредственно образовательной деятельности. Интеграция из образовательных областей познания (ФЭМП) и коммуникация (развитие всех компонентов устной речи) в старшей логопедической группе "Путешествие в город умных игр"

Разделы: Логопедия


Корекционно-образовательные цели.

Закрепить знания, полученные на логопедических ООД. Закрепить умение делить слова на слоги, давать характеристику звукам. Закрепить порядковый счет в пределах десяти с участием зрительного анализатора.

Совершенствовать знания о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, прямоугольник), узнавать их форму. Совершенствовать знания о соседях числа. Продолжить работу над ориентировкой на листе бумаги.

Корекционно-развивающие цели.

Совершенствовать связную речь, закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, тонкую и общую моторики, координацию речи с движением, развивать мыслительную и речевую деятельности.

Корекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Материал. Магнитная доска, геометрические фигуры, карточки с цифрами, мяч, слоговые домики, схемы звуков, ковер-самолет, предметные картинки, картинки для игры “Четвертый лишний”, массажные мячики.

[Рисунок 1]

Ход урока

Организационный момент.

Учитель-логопед.

С добрым утром, глазки,
Вы проснулись! (часто моргают глазами)
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись! (пальчика хлопаем по ушным раковинам, прижимают к голове и с силой отнимают)
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись! (сжимают и разжимают пальцы)
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись! (топают ногами).
(затем передают друг другу мяч и здороваются: “Здравствуй, Доброе утро”)

[Рисунок 2]

Ребята, у нас сегодня гости: ваши мамы и знакомые воспитатели, давайте мы поздороваемся с ними.

Ребята, хотите отправиться в интересное путешествие? Как вы думаете, где можно путешествовать? (Ответы детей). Я предлагаю отправиться в город Умных игр. На чем можно путешествовать? (Ответы детей). А вот на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, когда соедините цифры от 1 до 10. На чем мы будем путешествовать? Правильно, на ковре самолете.

Звучит музыка, дети закрывают глаза и оказывается в городе Умных игр. Их встречает Ученый кот.

Ученый кот (воспитатель).

“Здравствуйте, ребята! Я ученый кот. Я очень люблю умных детей. Вы хотите отправиться в путешествие по городу Умных игр? Я приглашаю вас в мой город, но только для того, чтобы попасть туда, вам нужно отгадать мои загадки. Внимательно слушайте и правильно отвечайте на вопросы.

[Рисунок 3]

1) Задачки в стихах.

Ребята, вы молодцы. Справились с моим заданием. А сейчас я приглашаю вас на улицу Веселых чисел (дети садятся за столы).

Посмотрите, ребята, это домики, в которых живут числа. В каждом домике по 3 этажа, на которых живут числа. Вам нужно на карточках написать соседей того числа, которое живет на этаже. Будьте внимательны.

2) Дидактическая игра “Числа-соседи”.

Ребята, вы хорошо справились с моим заданием. Я очень рад. А сейчас приглашаю вас на улицу Геометрических фигур. Они большие озорники, очень любят играть и хотят поиграть с вами. Посмотрим сейчас, какая из команд сможет быстрее и правильнее собрать геометрические бусы.

3) Дидактическая игра “Собери бусы”.

А сейчас, ребята, я приглашаю вас на улицу физкультурную.

4) Физкультминутка. Ученый кот (воспитатель).

Чёрной ночью чёрный кот (ритмично шагаем)
Прыгнул в чёрный дымоход. (прыжок)
В дымоходе чернота - (присесть, закрыть руками лицо)
Отыщи-ка там кота! (ритмично хлопаем).

5) А теперь поиграем с мячом, вспомним дни недели.

Игра “Мяч лови, и мяч бросай, дни недели называй”.

Учитель-логопед: “Ученый кот, ребята хотят узнать есть ли в твоем городе улица Речевых звуков? Кот: “Вот эта дорога ведет на улицу Звуков. (Дорога — с одной стороны синяя полоса, с другой — красная, на дороге лежат карточки со схемами гласных и согласных звуков).

Учитель-логопед. Ребята, посмотрите, на дороге лежат карточки, что на них нарисовано? (Ответы детей). Правильно, это схемы звуков: гласных и согласных, чтобы пройти на улицу, нам нужно правильно разложить карточки. (Дети выполняют задание — схемы гласных звуков кладут к красной полоске, схемы с согласными звуками — к синей полоске, называют звуки и дают им характеристику.)

Звуки мы все разложили, но нужно звуки нам подружить.

Игра “Собери слово”.

Учитель-логопед. Ребята, смотрите, мячик. Он говорит: “Встречу слово на дороге, разобью его на слоги”.

А вы, сможете с помощью мяча разбить свое имя на слоги? (Дети отбивают мячом свое ласковое имя и определяют количество слогов).

[Рисунок 4]

Мы очутились с вами на улице Слоговой. Жители этой улицы узнали, что вы умеете делить слова на слоги и просят расселить их в свои домики.

Игра со слоговыми домиками. (Картинки, в названии которых 1, 2, 3 слога).

[Рисунок 5]

Пальчиковая игра с массажным мячиком. (проводит учитель-логопед)

“Ежик” в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

[Рисунок 6]

Учитель-логопед. А сейчас мы очутились на улице слов и предложений. Посмотрите, здесь какие-то картинки. Вам нужно найти лишний предмет на картинке, назвать его и объяснить, почему он лишний.

Игра “Найди лишний предмет”

Думай, думай, рассуждай, лишний предмет называй.

Спасибо тебе Кот Ученый за интересное путешествие, а нам пора возвращаться в детский сад.

Садимся на ковер-самолет, закрыли глазки и очутились в детском саду. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните её добротой до самых краёв. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте. Как вы думаете ваша чашка пустая или полная?

Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глазки. Спокойно и уверенно скажите: “Это я! У меня есть полная чашка доброты!”

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какое задание вам было очень интересно выполнять? Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? (Логопед оценивает работу детей).

Список использованной литературы

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. - СПб: “Детство–Пресс”, 2001. – 48 с. – ISBN 5-89814 -072-7.
  2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб: “КАРО”, 2003. - 96 с. - ISBN 5-89815-252-0.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург: “АРД ЛТД”, 1998. – 320 с. - ISBN 5-89396-085-8.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. –М.: “Гном–Пресс”, 2001. - 48 с. - ISBN 5-296-00198-2.
  5. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи: методическое пособие. – М.: “Айрис–Пресс”, 2006. – 128 с. - ISBN 5-8112-1241-0.