Социально-личностное развитие. Социализация. Перспективное планирование для всех возрастных групп

Разделы: Работа с дошкольниками


Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

  • развитие игровой деятельности;
  • приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование положительного отношения к себе;
  • формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
  • формирование первичных гендерных представлений(о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);
  • формирование первичных представлений о семье (ее составе,  родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
  • формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
  • формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
  • формирование первичных представленийо мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Специфика реализации данной области заключается в следующем:

– решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того,  «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);
– выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно, так как процесс социализации «пронизывает» содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами;
– значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

Примерные виды интеграции области «Социализация»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)

«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности»)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»)

Младший дошкольный возраст.

Задачи развития

Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние.
Поддерживать высокую самооценку личности ребенка («Я – хороший!»).

Показатели развития

К пяти годам ребенок:

– ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к нему окружающих; замечает изменение настроения, эмоционального состояния близкого взрослого, сверстника, проявляет внимание, сочувствие;
– способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». Переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие) и эмоциональная экспрессия (выражение радости, печали и других состояний) становятся регулярными поведения и общения ребенка;
– может входить в устойчивые игровые объединения детей использует в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выражения радости, восторга, грусти и других состояний.

3-4 года

Месяц

Неделя

Формы работы

Задачи

Формы организации
детей.

Примерный объем в неделю.

Сентябрь

  1-я

Игра «волшебная палочка»

Формировать навык речевого этикета.

Группа
подгруппа

 

  2-я

Игра-инсценировка
«Гав-Гав»

Обучить выразительным движениям и звукоподражанию.

Группа
подгруппа

10 мин.

  3-я

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Учить оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.

Группа
подгруппа

30 мин.

  4-я

Игра-драматизация «Маша обедает»

Воспитывать в детях любовь, бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними; дает основы общения людей с животными.

Группа
подгруппа

30 мин.

Октябрь

  1-я

Игра-драматизация «На бабушкином дворе»

Развивать в детях способность понимать эмоциональное состояние животных и особенности их общения.

Группа
подгруппа

30 мин.

 2-я

Подвижная игра «Кот Васька»

Обучать детей характерным движениям животных.

Группа
подгруппа

60 мин.

 3-я

Хороводная игра «Зайка»

Учить гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними.

Группа
подгруппа

25 мин.

 4-я

Игра- имитация «Заяц»

Учить детей координации речи и движений в процессе общения

Группа
подгруппа

30 мин.

Ноябрь

 1-я

Игра «Кто как разговаривает?»

Учить детей отвечать на вопросы о различии голосов домашних животных.

Инд.

20 мин.

 2-я

Игра «Чей голос?»

Учить различать голоса животных.

Инд.
Группа
подгруппа

20 мин.

 3-я

Этюд «Кот и сметана»

Обучать детей умению пользоваться выразительными движениями для передачи настроения, чувств.

Инд.
Группа
подгруппа

30 мин.

4-я

Игра-инсценировка «Кисонька-мурысенька»

Учить детей изображать характерные движения детей.

подгруппа

30 мин.

Декабрь

1-я

Подвижная игра «Курочка-хохлатка»

Учить детей выполнять специфические движения животных, развивать координацию речи и движений.

группа

30 мин

2-я

Игра-инсценировка «Мишка и зайка»

Обучать детей различать определенные эмоциональные состояния окружающих людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений.

Группа
подгруппа

20 мин.

3-я

Игра «Я люблю свою лошадку»

Дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей, научить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей, обучать передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

Группа
подгруппа

20 мин.

4-я

Подвижная игра «Веселый хоровод»

Учить детей выразительным движениям и жестам.

 Группа
подгруппа                  

30 мин.

Январь

1-я

Подвижная игра «Кот Васька»

Обучать детей характерным движениям животных.

Группа
подгруппа

35 мин.

2-я

Игра-драматизация «На бабушкином дворе»

Развивать в детях способность понимать эмоциональное состояние животных и особенности их общения.

Группа
подгруппа

30 мин.

3-я

Игра «Кто как разговаривает?»

Учить детей отвечать на вопросы о различии голосов домашних животных.

Индивид.

20 мин.

4-я

Игра драматизация «Наша Маша маленькая»

Помочь детям помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире.

Группа
подгруппа

25 мин.

Февраль

1-я

Игра «Веселые колокольчики»

Дать возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений.

группа

30 мин.

2-я

Игра-инсценировка «Мишка и зайка»

Обучать детей различать определенные эмоциональные состояния окружающих людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений.

Группа
подгруппа

20 мин.

3-я

Этюд «Кот и сметана»

Обучать детей умению пользоваться выразительными движениями для передачи настроения, чувств.

Инд.
Группа
подгруппа

30 мин.

4-я

Подвижная игра «Курица и цыплята»

Игра показывает заботливое отношение мамы к своим детям; создает положительное настроение у детей.

Группа
подгруппа

30 мин.

Март

1-я

Занятие «Никого роднее мамы в целом мире нет»

Воспитывать у детей  чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме…

группа

15 мин.

2-я

Игра- имитация «Заяц»

Учить детей координации речи и движений в процессе общения

Группа
подгруппа

30 мин.

3-я

Этюд «зайчики»

Направлять внимание детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений.

Подгруппа
Инд.

15 мин.

4-я

Дид. Игра «Что есть у игрушки»

Воспитывать у ребенка чувство самоопределения в предметном мире, осознания своего тела и его специфических особенностей.

Инд.

30 мин.

Апрель

1-я

Игра «посажу я семена»

Дать детям общие представления о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем «питаются»

группа

15 мин.

2-я

Подвижная игра «огуречик»

Учить детей совместно выполнять упражнения под музыку.

группа

25 мин.

3-я

Занятие «Мои умные помощники»

Обучать детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» – органов чувств – в процессе познания окружающего мира их значение для развития общения.

группа

15 мин.

4-я

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Учить оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.

Группа
подгруппа

30 мин.

Май

1-я

Игра-инсценировка
«Гав-Гав»

Обучить выразительным движениям и звукоподражанию.

Группа
подгруппа

15 мин.

2-я

Подвижная игра «Веселый хоровод»

Учить детей выразительным движениям и жестам.

Группа
подгруппа                  

30 мин.

3-я

Игра «Веселые колокольчики»

Дать возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений.

группа

30 мин.

4-5 лет

Месяц

Неделя

Формы работы

Цели и задачи

Формы организации
детей.

Примерный объем в неделю.

Сентябрь

1-я

Дид. Игра «Что есть у игрушки»

Воспитывать у ребенка чувство самоопределения в предметном мире, осознания своего тела и его специфических особенностей.

Инд.

30 мин.

2-я

Дид. игра «Загадки о лете» стр.119

Учить чувствовать природу, которая может определять наше настроение, поведение.

подгруппа

15мин.

3-я

Дополнительное занятие «Экскурсия в лес» стр. 123

Учить детей видеть красоту окружающей природы, чувствовать, как она влияет на настроение.

группа

15мин.

4-я

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Учить оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.

Группа
подгруппа

30 мин.

Октябрь

1-я

Игра драматизация «Наша Маша маленькая»

Помочь детям помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире.

Группа
подгруппа

25 мин.

2-я

Игра-драматизация «Маша обедает»

Воспитывать в детях любовь, бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними; дает основы общения людей с животными.

Группа
подгруппа

30 мин.

3-я

Хороводная игра «Зайка»
Стр.147

Учить детей координации речи и движений в процессе общения.

Группа
подгруппа

20 мин.

4-я

Игра-имитация «Медведь»
Стр.148

Учить детей координации речи и движений в процессе общения.

Группа
подгруппа

20 мин.

Ноябрь

1-я

Подвижная игра «Курочка-хохлатка» стр.155

Учить детей выполнять специфические движения животных, развивать координацию речи и движений.

Группа
подгруппа

30 мин.

2-я

Игра-драматизация «Про котенка» стр.158

Прививать детям любовь и привязанность к животным, умение сопереживать попавшим в беду зверям.

группа

15 мин.

3-я

Дид. игра «Радио» стр.174

Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.

подгруппа

20 мин.

4-я

Подвижная игра «У медведя во бору» стр.149

Учить детей координации речи и движений в процессе общения.

Группа
подгруппа

20 мин.

Декабрь.

1-я

Игра-драматизация «Сказка-сон»
Стр.164

Учить детей бережному отношению к растениям, ухаживать за ними; понимать значение растительного мира для состояния человека – его настроения, самочувствия.

группа

20 мин.

2-я

Игра-имитация  «Мы обезьянки»
Стр.178

Учить детей воспроизводить выразительные позы и движения.

Группа
подгруппа

20 мин.

3-я

Дид. игра «Мой день» стр.193

Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир.

Группа
подгруппа

20 мин.

4-я

Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики» стр.193

Учить детей средствами пантомимы изображать себя – свою внешность, движения.

Группа
подгруппа

20 мин.

Январь

1-я

Игра-имитация «Лиса» стр.149

Учить детей координации речи и движений в процессе общения.

Группа
подгруппа

20 мин.

2-я

Игра-инсценировка «Зайчики и волк» стр.201

Учить детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Группа
подгруппа

30 мин.

3-я

Творческая игра «Я волшебник» стр.200

Учить детей отражать свои фантазии в рисунке.

Группа
подгруппа

15мин.

4-я

 

 

 

 

Февраль

1-я

Игра-имитация «Волк» стр.149

Учить детей координации речи и движений в процессе общения.

Группа
подгруппа

20 мин.

2-я

Беседа «Папин портрет» стр.210

Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношения к самым близким людям.

группа

20 мин.

3-я

Беседа «Дедушкин портрет» стр.210

Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношения к самым близким людям.

группа

20 мин.

4-я

Подвижная игра «Карусели» стр.218

Игра создает положительное эмоциональное настроение у детей, обучает умению согласовывать свои движения с движениями других детей и ритмом текста; развивает слуховое внимание.

группа

30 мин.

Март

1-я

Занятие «Никого роднее мамы в целом мире нет»

Воспитывать у детей  чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме…

группа

15 мин.

2-я

Игра-имитация «Правила гигиены» стр.178

Учить детей воспроизводить выразительные позы и движения.

Группа
подгруппа

15 мин.

3-я

Занятие «Чем можно порадовать маму» стр.204

Занятие способствует углублению у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме.

группа

20 мин.

4-я

Игра-драматизация «Найди свою маму» стр.208

Воспитывать чувство привязанности к самому близкому человеку – маме.

Группа
подгруппа

20 мин.

Апрель.

1-я

Игра «Кто чей?» стр.154

Дети учатся называть детенышей домашних животных и птиц, общаться с ними при помощи звуковых сигналов.

подгруппа

15 мин.

2-я

Подвижная игра «Курочка-хохлатка» стр.155

Учить детей выполнять специфические движения животных, развивать координацию речи и движений.

Группа
подгруппа

30 мин.

3-я

Игра-имитация «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдет?» стр.178

Развивать пантомимику. Последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений.

подгруппа

15 мин.

4-я

Беседа «Что делают наши мамы и папы» стр.220

Формировать у детей представление о разных профессиях, показывает значимость каждой профессии.

группа

20 мин.

Май

1-я

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Учить оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.

Группа
подгруппа

30 мин.

2-я

Дид. игра «Кто больше назовет действий» стр.221

Учить детей соотносить действия людей различных профессий.

группа

20 мин.

3-я

Беседа «Как быть послушным» стр.222

Воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми людьми.

группа

20 мин.

4-я

Дид. игра «Магазин игрушек» стр.227

Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.

группа

40 мин.

Старший дошкольный возраст

Задачи развития

Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности по отношению к людям, населяющим ее.
Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.
Воспитывать этически ценные способы общения.
Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.

Показатели развития

К семи годам ребенок:
– проявляет доброту, внимание, заботу; умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей; умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме; понимает разный характер отношений к нему окружающих; умеет заметить изменение настроения, эмоционального состояния близких взрослых и сверстников;
– может включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим; ориентируется в новой обстановке;
– в некоторых ситуациях общения с людьми проявляет чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, стремление занять достойное место в системе отношений со взрослыми и сверстниками.

Выпускник детского сада:

параметры развития
и способы их фиксации

О развитии социальной компетентности ребенка: его умении понимать других людей и самого себя, способности устанавливать контакты, ориентироваться в мире человеческих отношений можно судить по следующим показателям:
ребенок не теряется в новой обстановке; способен выбрать адекватную альтернативу поведения; знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать ее; уважает желание других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально развитый ребенок старается избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих; управляет своим поведением и способами общения.

Показатели социального развития могут быть отнесены к разделам:
– общение со взрослыми;
– общение со сверстниками, эмоционально-волевая регуляция поведения;
– представление ребенка о себе, отношение к себе.

5-6 лет

Месяц

Неделя

Формы работы

Задачи

Формы организации
детей.

Примерный объем в неделю.

Сентябрь

1-я

Совместные с воспитателем игры
«знакомство»

Поднять настроение у детей, способствовать возникновению интереса друг к другу.

группа

50 мин.

2-я

«Коллективная работа по изготовлению вымпела группы»

Развивать мелкую моторику; воспитывать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей; развить чувства общности детей группы; навыки сотрудничества.

группа

30 мин.

3-я

«Жмурки»
«Жмурки с колокольчиками»
«Жмурки с голосом»

Помочь ребенку почувствовать себя в роли лидера, и поднять самооценку

группа

30 мин.

4-я

Занятие №1

Познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела; обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.

группа

25 мин.

Октябрь

1-я

занятие

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; …

группа

25 мин.

2-я

Дид. игра «Времена года»

Учить детей работать в малых группах сообща, слышать друг друга.

Группа
подгруппа

30 мин.

3-я

Дополнительное занятие. Рисование на тему: «Осень наступила»

Учить детей отражать признаки осени, работать вместе, составляя коллективную картину.

группа

25 мин

4-я

Занятие №2

Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств в общении.

группа

25 мин.

Ноябрь

1-я

Занятие «наше настроение»

Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учит детей понимать настроение другого человека…

группа

25 мин.

2-я

Занятие «Домашние животные» (по книге Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»)

Формировать у детей доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным, обучить детей понимать особенности поведения животных.

группа

25 мин.

3-я

Беседа «Наши отношения»
стр. 379

Беседа учит детей культуре общения мальчиков и девочек.

Группа
подгруппа

20 мин.

4-я

Занятие №3

Обучить детей в зависимости от партнера, времени суток употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией; закрепить умение использовать неречевые средства при приветствии.

группа

25 мин.

Декабрь

1-я

Занятие «хорошо ли быть злым»

Закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи.

группа

25 мин.

2-я

Дополнительное занятие. Инсценировка народного праздника «Пришла зима – снег и радость принесла»

Расширить знания детей об окружающем мире, о зиме как одном из времен года; воспитывать у детей культуру поведения, умение общаться друг с другом в праздничной атмосфере; воспитывать любовь, уважение и пробуждать интерес к русской культуре и народным традициям.

группа

45 мин.

3-я

Игра-драматизация «Спящая красавица»

Учить детей замечать у своих ровесников противоположного пола положительные черты характера и хорошие поступки.

Группа
подгруппа

20 мин.

4-я

Занятие №4

Познакомить с различными формами прощания; показать, как соединены добрые чувства и слова, которые необходимо произносить при расставании.

группа

25 мин.

Январь

1-я

Занятие «Учимся справляться с гневом»

Продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

группа

25 мин.

2-я

Рисование «О мальчиках  и девочках» стр.378

Развивать у детей воображение, творческую фантазию, закреплять навык определения характерных признаков мальчиков и девочек.

Подгр.
Инд.

30 мин.

3-я

Проигрывание ситуаций.

Поднять самооценку.

Инд.
подгруппа

20 мин.

4-я

Занятие №5

Обучить детей уместному использованию слов благодарности.

группа

25 мин.

Февраль

1-я

Занятие «Что делать, если ты злишься»

Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения.

группа

25 мин.

2-я

Подвижная игра «Надень и попляши» стр.376

Игра учит девочек и мальчиков общению друг с другом; учит самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.

группа

30 мин.

3-я

Дид. игра «защитники девочек» стр.374

Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек, помогать им.

Группа
подгруппа

30 мин.

4-я

Занятие №6

Обучить детей умению выражать свое настроение и чувствовать эмоциональное состояние другого.

группа

25 мин.

Март

1-я

Занятие «Настроение Бабы - яги»

Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.

группа

25 мин.

2-я

Подвижная игра «Лужа» стр. 374

Воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам, учить девочек благодарить мальчиков за их помощь.

группа

20 мин.

3-я

Дид. игра «Наш город» стр.231

Дать информацию детям о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт в нем ходит, как украшены улицы.

группа

30 мин.

4-я

Занятие №7

Познакомить детей с правилами поведения в общении с окружающими; показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника.

группа

25 мин.

Апрель

1-я

Занятие «Поговорим о доброте»

Обобщить представления детей о добре и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому пониманию, вызвать стремление совершать добрые поступки…

группа

25 мин.

2-я

Занятие «Давай поговорим» стр.344

Развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

группа

25 мин.

3-я

Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» стр.345

Игра знакомит детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

подгруппа

20 мин.

4-я

Занятие №8

Обучить детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой; учить регулировать речевое дыхание; изменять темп речи в зависимости от ситуации; чисто и ясно произносить слова; учить говорить выразительно.

группа

25 мин.

Май

1-я

Занятие «Ссора»
Стр.34

Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность…

группа

25 мин.

2-я

Игра-упражнение «Пожалуйста»
Стр.335

Игра вырабатывает навык употребления «Волшебных» слов

подгруппа

30 мин.

3-я

Дид.игра «Как Буратино стал вежливым» стр.335

Игра учит детей культуре общения, вырабатывает у них чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам.

группа

15 мин.

Литература:

С.С.Бычкова. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».
С.И.Семенака. «Уроки добра».
Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука ощющения».

6-7 лет

Месяц

Неделя

Формы работы

Задачи

Формы организации
детей.

Примерный объем
в неделю.

Сентябрь

1-я

Занятие «Как справиться с упрямством?»
Стр. 37

Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

группа

30 мин.

2-я

Занятие «О дружбе» Стр38

Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

группа

25 мин.

3-я

Занятие по введению правил поведения в группе «Мы все знаем и умеем» Стр.40

Научить детей формулировать правила поведения; воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества; учить детей анализировать собственные поступки.

группа

25 мин.

4-я

Занятие №9

Обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его.

группа

30 мин.

Октябрь

1-я

Занятие «Чувства одинокого человека».
Стр. 40

Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям; во время игр снимать негативные эмоции детей.  

группа

30 мин.

2-я

Игра с пением «Угадай-ка» Стр.50

Развитие тембрового слуха детей; установление положительных взаимоотношений между детьми.

Группа
подгруппа

30 мин.

3-я

Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42

Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности.

ребенок

15 мин

4-я

Занятие №10

Научить замечать состояние других людей и быть готовым оказать им помощь; воспитать гуманное отношение ко взрослым (переживание)

группа

30 мин.

Ноябрь

1-я

Занятие «Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль»».
Стр. 42

Познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

группа

30 мин.

2-я

Игра «Один, два, три, четыре, пять» Стр.52

Учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

Группа
подгруппа

30 мин.

3-я

Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42

Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности.

ребенок

 

4-я

Занятие №11
Стр.52

Закрепить у детей доброжелательное отношение к близким (сочувствие и сопереживание к маленьким детям).

группа

30 мин.

Декабрь

1-я

Занятие «Учимся понимать чувства других людей».
Стр. 46

Закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

группа

30 мин.

2-я

Игра «Тачка» Стр.53

Закреплять умение держать свое тело при ходьбе на руках; соизмерять движения ведущего и ведомого; воспитывать ловкость, выносливость, стремление к победе, умение соблюдать правила игры.

Группа
подгруппа

30 мин.

3-я

Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42

Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности.

ребенок

15 мин.

4-я

Занятие №12
Стр.55

Обучить детей адекватному поведению в конфликтной ситуации; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу – не унижать достоинство другого.

группа

30 мин.

Январь

1-я

Занятие «Учимся
Доброжелательности»
стр.49

Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку.

группа

30 мин.

2-я

Занятие «Что такое хорошо и что такое плохо» Стр.43

Закрепить навык пользования простым распространенным предложением; развивать представления об окружающем мире; чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля.

группа

25 мин.

3-я

Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42

Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности.

ребенок

15 мин.

4-я

Развлечение
Стр.59

Закрепить  в речи детей употребление этикетных формул(приветствия, прощания,благодарности);совершенствовать умение использовать неречевые средства общения(мимику,жесты,пантомимику);воспитать дружеские отношения в группе детей.

группа

40 мин

Февраль

1-я

Занятие «Животные – наши друзья».
Стр.52

Развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

группа

30 мин.

2- я

Работа над эмоциями на занятиях по ознакомлению с искусством. Стр.48

Научить узнавать и передавать эмоции художественными средствами; закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях отображения.

группа

30 мин.

3-я

Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42

Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности.

ребенок

15 мин.

4-я

Занятие «Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации».
Стр.55

Учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии4 формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.

группа

30 мин.

Март

1-я

Занятие «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях» Стр.58

Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики.

группа

30 мин.

2-я

Совместное детско-родительское занятие «Хлеб» Стр.56

Научить детей взаимодействовать с мамами на занятии; показать родителям адекватные способы взаимодействия с детьми и формирования объективного оценивания детей. Развивать чувство коллективизма; воспитывать любовь к природе, уважение к труду взрослого.

Группа
мамы

40 мин.

3-я

Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42

Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности.

ребенок

 

4-я

Занятие «Добрые и злые поступки» Стр.62

Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

группа

30 мин.

Апрель

1-я

Занятие «Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых» Стр.68

Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я».

группа

30 мин.

2-я

Совместное детско-родительское занятие «Профессии» Стр.58

Научить детей взаимодействовать с мамами на занятии; показать родителям адекватные способы взаимодействия с детьми и формирования объективного оценивания детей. Развивать чувство коллективизма; воспитывать любовь к природе, уважение к труду взрослого.

Группа
мамы

40 мин.

3-я

Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42

Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности.

ребенок

15 мин.

4-я

Занятие «Дружба – неприязнь» Стр. 71

Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках.

группа

30 мин.

Май

1-я

Занятие «Наши мечты» Стр.74

Учить сознательно управлять своими эмоциями (обидами); формировать дружелюбное отношение к окружающим; способствовать формированию адекватной самооценки.

группа

30 мин.

2-я

Игра «Регата» Стр.55

Упражнять в умении передвигаться в позиции «паучок»; развивать умение действовать сообща, выполнять правила игры.

Подгруппа
группа

30 мин.

3-я

Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка. Стр.42

Развитие навыков защиты своего «Я» и объективного восприятия «Я» другого; привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей; пробудить желание к совместной деятельности.

ребенок

15 мин.

4-я

 

 

 

 

Литература:

«Формирование нравственного здоровья дошкольников» / под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. «Уроки добра» – С.И.Семенака