Конспект занятия в подготовительной к школе группе детей с ФФНР с использованием лексической темы "Домашние животные"

Разделы: Логопедия


Цель:

  • Расширять словарь в рамках лексической темы “Домашние животные”
  • Уточнение семантики слов.
  • Расширение слухового внимания, памяти, логического мышления.
  • Активизация детей через игровую деятельность.

Оборудование: компьютерная презентация - игра “Кто, где живёт?”, “День рождения кролика”, предметные картинки с изображением домашних животных, фланелеграф, аудиокассета. Классическая музыка для детей, запись голосов животных.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети входят в группу. Логопед приглашает всех детей встать вокруг него на ковре.

а) игра “Будь внимательным.”

Л: Сейчас мы с вами ребята по играем, вы будете выполнять только те движения, которые я назову:

В стороны руки ими помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Руки в замок и назад.
Прилетела птица - мать
Малышам жуков искать

Полетела, полетела на головку села (на плечи, на колени, на животик, на затылок)

Сбивчивый момент: Логопед периодически выполняет не те движения, которые называет

Б) игра “Летает - не летает.”

Л: Называет предметы если этот предмет летает (может летать), ребенок должен потопать, если не летает – похлопать в ладоши.

Слова: мяч, самолет, стол, гусь, лампочка, котенок, ракета, цветок, снег, апельсин.

Л: Какое слово из перечисленных обозначает животное? (котенок)

Д: котенок.

Л: Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется “Котенок”

Дети выбирают ведущего. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Ведущий читает стихотворение:

Гладим котика рукой,
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся и зевнул,
Замурлыкал и заснул.

Кто то, из детей ему должен ответить: “Мяу-мяу” По голосу водящий должен определить, кто ему ответил. Если он угадает, кого разгадали, становится ведущим.

Отгадай загадку покажи отгадку.

Дети должны отгадать загадку и в движении показать животное.

1.

Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине - спинка,
А на ней щетинка.
(свинья, поросенок)

2.

Цокают копытца
Мой приятель мчится!
Знает что овес
Я ему принес
(конь)

3.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается.
(кошка)

4.

Каждый вечер так легко
Она дает нам молоко
Говорит она два слова,
Как зовут ее
(корова)

5.

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
(собака)

6.

Кто ни в жару, Ни в стужу,
Не снимает шубу?
(овца, баран)

Л: О ком все загадки?

Д: О домашних животных

Объяснить семантику слов:

Л: Сегодня мы поговорим о домашних животных.

Повадка - особенности поведения животного, чем оно отличается по поведению от других животных.

  • Табун (стадо)  большое стадо лошадей, коров на пастбище.
  • Корыто - посуда, в которой кормят поросят.
  • Ясли - кормушка для животных, куда кладут сено.

Л: Чем дикие животные отличаются от домашних.

Д: Дикие животные живут в лесу, сами себе добывают пропитание, а о домашних животных заботится человек.

Д/и: “Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?”

  • корова - молоко,
  • кошка - ловит мышей,
  • собака - охраняет дом, помогает на охоте,
  • овца (баран) - дает шерсть,
  • конь - помогает перевозить тяжелый груз, пахать землю.

Л: Ведь животные не могут жить на улице, им где, то надо укрываться от дождя, жары, холода. И поэтому человек для животных построил жилье. А вы знаете, как оно называется. У каждого животного есть свое жилье.

Д/и: “Кто где живет?” (Приложение   №1)

Кошка - в доме, собака - в будке, конь (лошадь) - в конюшне, корова - коровник, овца (баран) - хлев, свиньи (поросята) - свинарник.

Д/и: “День рождение” (Приложение №2)

Л: Кролик тоже домашнее животное, а живет он в крольчатнике и у него сегодня праздник. Кролик пригласил друзей, они пришли с подарками. Что любит кролик.

Д: капусту, морковку, капусту, травку, осиновые веточки.

Л: Кролик ждал гостей и приготовил им любимые лакомства. Кого угостим?

  • Овсом угостим – (конь),
  • косточкой угостим – (собака),
  • сеном угостим – (корова),
  • овощами угостим – (свинья),
  • молоком угостим – (кошка).

Физкультминутка.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Ветер дунул - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.

Л: У каждого предмета, растения или животного было свое прошлое. Скатерть была ниткой, а нитки сделали из растений под названием хлопок. А для того чтобы растение выросло в поле, его засеяли семенами хлопка. Так свое происхождение нарядная скатерть ведет из маленького семечка, посаженного в землю. Так можно проследить прошлое и любого животного. Ведь не у всех животных название их детенышей похожи на имена взрослых. Я вам предлагаю поиграть в игру с мячом “Мама и малыш.”. Я бросаю мяч называю взрослого животного, а у кого будет мяч называет детеныша.

Игра “Мама и малыш.”

  • Кошка – котенок,
  • собака – щенок,
  • корова – теленок,
  • овца – ягненок,
  • свинья – поросенок,
  • лошадь – жеребенок.

Пальчиковая гимнастика “Кот.”

Л: Мы, очень много рассказали о животных, а как они выглядят вы, хорошо знаете.

Давайте поиграем пальчиками и покажем животных.

Вот пятеро котят
Один ушел и нет его,
Один ночной порой на дерево залез.

Дети из пальчиков показывают фигурки котенка, собаки, кролика.

Игра “Чья? Чей? Чье? Чьи?”

На фланелиграфе показывать картинки с частями тела животных.

  • Хвост кошки – кошачий хвост.
  • Уши кошки кошачьи уши.
  • Лай собаки – собачий лай.
  • Вымя коровы – коровье вымя.
  • Рога коровы – коровьи рога.
  • Грива коня – конская грива.
  • Хвост коня – конский хвост.
  • Копыта коня – конские копыта.
  • Хвост свиньи – свинячий хвост.

Л: Мы с вами общаемся, при помощи слов составляя из них предложения. Животные тоже общаются с нами и между собой, издавая определенные звуки. Дети слушают запись звуков животных. “Кто что делает?”

  • кошка – мурлычет,
  • собака – лает,
  • корова – мычит,
  • конь – ржет,
  • овца – блеет,
  • свинья – хрюкает.

Упражнение для развития связной речи.

Л: Кто может объяснить пословицу.

“Собака друг человека.”

Что общего у слов и чем они отличаются?

Кошка, лиса, лошадь, корова, волк.

Д: ответы детей.

“Хозяюшкин дворик.”

Л: Ребята, сегодня мы с вами, очень много говорили о домашних животных.

Что нового и интересного узнали о животных.

Д: ответы детей.

Л: Вот ребята, посмотрите, у нас есть дворик с постройками для животных, но пуст здесь нет животных. И хозяйка заждалась ей не за кем ухаживать. Давайте с вами, слепим любимых домашних животных. И они будут жить в этом дворике. Дети выполняют задание звучит музыка по завершению работы, ставят свои поделки к нужной постройки.

Итог занятия: Ребята, спасибо вам за помощь, а на память вам от хозяюшки медальоны с изображением домашних животных.