Тема урока "Состав крови"

Разделы: Биология


Задачи:

  1. Образовательные: формирование понятия об особенностях строения клеток и установление взаимосвязи между их строением и выполняемыми функциями.
  2. Развивающие:
    – продолжить формирование умений работать с текстом учебника, дополнительной литературой, рисунками, таблицами;
    – продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
    – способствовать развитию биологической речи.
  3. Воспитательные:
    – формирование мировоззренческих представлений о единстве физико-химических процессов, происходящих в природе и в организме человека;
    – воспитание сознательного отношения к своему здоровья.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя .Пожелание плодотворной работы на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Из чего состоит внутренняя среда организма?
  2. Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
  3. Как связаны между собой компоненты внутренней среды?
  4. Как в организме поддерживается относительное постоянство внутренней среды? Почему это важно для организма?

III. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать кровь. Мы выяснили, что во все времена к крови было особенное отношение. Достаточно вспомнить некоторые высказывания: “Кровь – защитница организма”, “До последней капли крови”, “Кровное родство”, “Зов крови”, “Кровь за кровь”, высказывание И. А. Кассирского “ Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме” и т. д.

Почему крови всегда придавали такое большое значение?

На нашем уроке, изучая особенности строения крови, попытаемся выяснить это.

Запишите в тетради тему урока: Состав крови.

Рассказ учителя.

1. Состав крови.

Если крови дать отстоятся, приняв меры, препятствующие ее свертыванию, образуются два четко различимых слоя. Верхний слой – желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Нижний слой – осадок темно-вишневого цвета. Он образован форменными клетками крови. В осадке различимы два слоя: желтоватый тонкий слой, состоящий из лейкоцитов и красный, состоящий из эритроцитов и тромбоцитов.

Рассмотрите 43 рисунок учебника и в тетради запишите схему “Состав крови”. Самостоятельная работа учащихся с рисунком.

А теперь познакомимся с каждым компонентом. Рассказ учителя с элементами беседы

А) Плазма крови – это бесцветная жидкость, которая является жидким промежуточным веществом для форменных элементов крови. В состав плазмы входят:

Вода – 90–93%

Белки – 7–8%

Соли – 0.9%

Глюкоза – 0.1%

Белки плазмы играют большое значение:
– участвуют в процессах свертывания крови;
– поддерживают постоянство ее реакции (рН)
– образуют иммуноглобулины, антитела;
– обеспечивают вязкость крови, постоянство ее давления в сосудах.

Глюкоза. Уменьшение ее количества может привести к повышению возбудимости клеток мозга, появлению судорог, нарушению дыхания, потери сознания и даже гибели.

Минеральные вещества обеспечивают постоянство осмотического давления и сохранение объема жидкости в крови и клетках организма. В нормальных условиях общая концентрация солей в плазме равна содержанию солей в клетках крови.

Что может произойти, если концентрация солей изменится?

Сообщение учащегося.

(Даже незначительное нарушение солевого состава плазмы крови может быть губительным для многих клеток, прежде всего для эритроцитов. Если эритроциты поместить в раствор с малой концентрацией солей (изотонический), осмотическое давление, в котором низкое, то вода проникает в эритроциты. Они набухают, лопаются и окрашивают плазму в красный цвет. Такая окрашенная в красный цвет плазма получила название лаковой крови. Если же эритроциты поместить в раствор с высокой концентрацией солей (гипертонический) и высоким осмотическим давлением, вода выходит из эритроцитов, и они сморщиваются. Поэтому в медицинской практике применяют изотонический (физиологический) раствор, имеющий такое же осмотическое давление, как и плазма крови (0.9% раствор NaCl).)

Анализируя состав плазмы, что можно сказать о ее значении?

Выслушав ответы учащихся, делаем вывод:

Изменение химического состава плазмы крови может быть губительным для клеток. Поэтому, несмотря на постоянное поступление в кровь веществ, состав плазмы не меняется.

В тетради записываем новые термины (изотонический, гипотонический и гипертонический) и вывод.

Б) Эритроциты

Рисунок 1.

Основную массу элементов крови составляют эритроциты. Если расположить все эритроциты человека в один ряд, то получилась бы цепочка длиной около 150 тыс. км; если положить эритроциты один на другой, то образовалась бы колонна высотой, превосходящей длину экватора земного шара (50–60 тыс. км). Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода на больших высотах, при мышечной работе. У людей, живущих в высокогорных районах, эритроцитов примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья. При переезде из низменных районов в высокогорные количество эритроцитов в крови увеличивается. Когда же потребность в кислороде уменьшается, количество эритроцитов в крови снижается.

У амфибий, рептилий, рыб и птиц эритроциты овальной формы и содержат ядро. У большинства млекопитающих, кроме верблюда и ламы, они круглой формы и безъядерные. Эритроциты человека имеют форму двояковогнутых дисков, диаметром 7–8 мкм. Двояковогнутая форма эритроцита увеличивает его поверхность, по сравнению с круглой в 1,63 раза. В цитоплазме эритроцитов отсутствуют органеллы и ядро, это позволяет 34% ее объема, заполнить пигментом гемоглобином – соединение белка и железа. Эритроциты развиваются в красном костном мозге из его стволовых клеток. Продолжительность жизни около 120 дней. Разрушение погибших эритроцитов происходит в селезенке.

Самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа.

Прочитайте текст на стр. 85 и ответьте на вопрос: Какую функции выполняет гемоглобин?

Беседа, в ходе которой выясняем, что эритроциты являются основными переносчиками кислорода и углекислого газа. В тетради записываем термины: оксигемоглобин, карбгемоглобин, карбоксигемоглобин.

Почему на пожаре человек может погибнуть не от ожогов, а от отравления угарным газом?

Предполагаемый ответ (гемоглобин с угарным газом образует стойкое вещество карбоксигемоглобин, что затрудняет образование оксигемоглобина).

Дополнение учителя: Гемоглобин легко вступает в соединение с угарным газом (СО), образуя карбоксигемоглобин. Присоединение его к гемоглобину происходит в 300 раз легче, чем присоединение кислорода. Поэтому содержание в воздухе даже небольшого количества угарного газа вполне достаточно, чтобы он блокировал поступление в кровь кислорода.

Самостоятельная работа учащихся с микроскопом и микропрепаратами.

Лабораторная работа.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Цель работы:

1. Изучить и выявить особенности строения крови человека и лягушки.

2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Ход работы:

Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате.

При том же увеличении микроскопа, рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате.

Зарисуйте эритроцит крови человека и лягушки.

Задания.

  1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения.
  3. Запишите в тетрадь, эритроциты, чьей крови способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
  4. В каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?

В) Лейкоциты

Рисунок 2.

Рассказ учителя, по ходу которого учащиеся делают записи в тетради.

Лейкоциты-белые кровяные клетки. Так же как и эритроциты, развиваются в костном мозге из его стволовых клеток. Имеют шарообразную форму и ядро способны к активному передвижению. Могут выходить из крови в ткани и возвращаться обратно в кровь. Важнейшей функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно к тому участку, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним, лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь (рис.45 учебника) и переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоцитами называется фагоцитозом. Впервые оно было открыто выдающимся русским ученым И.И. Мечниковым. Важным фактором, определяющим защитные свойства лейкоцитов, является также их участие в иммунных механизмах.

По форме, строению и функции различают разные типы лейкоцитов. Основные из них: лимфоциты, моноциты, нейтрофилы.

Лимфоциты образуются в основном в лимфатических узлах. Они не способны к фагоцитозу, но, вырабатывая антитела, играют большую роль в обеспечении иммунитета.

Нейтрофилы вырабатываются в красном костном мозге: они являются самыми многочисленными лейкоцитами и выполняют основную роль в фагоцитозе. Один нейтрофил может поглотить 20–30 микробов. Через час все они оказываются переваренными внутри нейтрофила. Это происходит при участии специальных ферментов, разрушающих микроорганизмы. Если инородное тело по своим размерам превышает лейкоцит, то вокруг него накапливаются группы нейтрофилов, образуя барьер.

Способны к фагоцитозу и моноциты-клетки, образующиеся в селезенке и печени.

В крови взрослого человека содержится 4000–9000 лейкоцитов в 1 мм3.

Г) Тромбоциты и свертывание крови.

Рисунок 3.

Часто эти кровяные пластинки называют “ помощниками хирургов ”. Почему?

Тромбоциты (кровяные пластины) – самые мелкие из форменных элементов крови. Количество их варьирует от 200 до 400 тыс. в 1 мм3 . Днем их больше, а ночью меньше. После тяжелой мышечной работы количество кровяных пластинок увеличивается в 3–5 раз.

Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке. Это сферической формы пластинки, не имеющие ядра. Они способны прилипать к чужеродным поверхностям и склеивать их друг с другом. Основная функция тромбоцитов связана с их участием в свертывании крови. При ранении кровеносных сосудов тромбоциты разрушаются. При этом из них выходят в плазму вещества, необходимые для формирования кровяного сгустка – тромба.

Рисунок 4.

Прочитайте текст учебника на стр. 87 и ответьте на вопрос: Как и при каких условиях образуется тромб? Всегда ли это хорошо для организма?

Предполагаемый и дополненный учителем ответ.

При разрушении тромбоцитов выделяются ферменты, которые запускают цепь химических реакций, которые приводят к образованию тромба.

Фибриноген (растворимый белок) + фермент = фибрин (нерастворимый белок).

Клетки крови задерживаются нитями фибрина, как рыба в рыболовной сети.

Этот процесс возможен в присутствии солей кальция, витамина К и антигемолитического фактора. Если в крови антигемолитический фактор отсутсвует или его мало, то свертываемость крови низкая, кровь не свертывается. Это состояние получило название гемофилии.

Так почему тромбоциты называют “помощниками” хирургов?

Ответ учащихся: Тромбоциты выполняют защитную функцию. Образуя тромб, препятствуют потере крови.

2. Анализ крови.

Почему при проверке состояния здоровья человека так важно проводить анализ крови?

Предполагаемые ответы:

– кровь выполняет важные функции,
– при заболевании изменится состав крови.

Какие показатели необходимо учитывать в анализе крови?

Ответы:

– количество эритроцитов, есть ли у них ядра, их форму,
– количество гемоглобина,
– скорость оседания эритроцитов (СОЭ),
– количество лейкоцитов,
– наличие и концентрацию различных веществ.

Решите задачу.

Человек заболел. По месту и характеру боли врач подозревает, что у него аппендицит. Больному делают срочный анализ крови и по результату немедленно отправляют на операцию. Почему? (Анализ крови показывает повышенное содержание лейкоцитов, что является показателем воспалительного процесса. Удаление аппендикса во избежание серьезных осложнений обязательно.)

Итак, в начале нашего урока мы решили выяснить “ Почему крови всегда придавали такое большое значение?” Давайте подведем итог и ответим на этот вопрос.

Ответы учащихся.

Крови человека во все времена придавали большое значение, так как она в организме выполняет много жизненно-важных функций:

  1. Участвует в сохранении постоянного состава и свойств внутренней среды организма – гомеостаза;
  2. Транспортную (перенос газов, питательных веществ, продуктов обмена веществ);
  3. Защитную (транспорт лимфоцитов, способность к свертыванию при кровотечениях).

VI. Закрепление.

В тексте найди ошибку.

I вариант ЭРИТРОЦИТЫ.

  1. Эритроциты – красные кровяные клетки.
  2. Они очень малы.
  3. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра.
  4. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению.
  5. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди.
  6. Эритроциты зарождаются в селезенке и разрушаются в красном костном мозге.
  7. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ.

II вариант ЛЕЙКОЦИТЫ.

  1. Лейкоциты – белые кровяные клетки.
  2. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро.
  3. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс.
  4. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться.
  5. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм.
  6. Такой способ питания называется пиноцитозом.
  7. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов.

V. Подведение итогов и домашнее задание.

Выставление и комментирование оценок учащихся.

Параграф 17, вопросы и задания на стр. 88–89.

Список литературы.

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев “Биология. Человек”, 8 класс, изд. “ДРОФА”, г. Москва, 2002 г.
  2. М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов “Анатомия и физиология человека”, изд. “ACADEMA”, г. Москва, 1999 г.
  3. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский “Биология. Анатомия” 1 том, изд. “ОНИКС 21век”, г. Москва, 2004 г.