Только любовью держится и движется жизнь (П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта")

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока: показать взаимосвязь музыки, литературы изобразительного искусства и мировой художественной культуры, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации.

Задачи урока:

  • Воспитание любви и интереса к разным видам искусства: музыке и литературе, изобразительному искусству.
  • Развитие у учащихся способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия.
  • Формирование музыкального мышления учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Учебные средства: Записи на доске, презентация к уроку с музыкой увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» и отрывками из текста трагедии У.Шекспира, у учащихся листы для заполнения итоговой таблицы (приложение 1),словарь эмоций и чувств (приложение 2), «рецепт счастья», видео отрывок из мюзикла Герарда Пресгурвика «Ромео и Джульетта» (приложение 4).

Ход урока

(Эпиграф).

Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь.
К.С. Тургенев

Добрый день, ребята.

Не надо слов...не надо... Помолчи...
Слова уносит ветер, их забудешь...
О счастье... О любви ты не кричи.
Взгляни в глаза...И я пойму, что любишь.
Б. Савицкая

Показ видеофрагмента из французского мюзикла «Ромео и Джульетта» Герарда Пресгурвика.

Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Ещё в XVIII веке композиторы и музыканты Германии, Италии и Франции посвящали свои произведения двум влюблённым. НоДкаждый использовал ддя-раскрытня этой темы-различные музыкальные жанры: симфонию, оперу, сюиту. Это были композиторы, чье мировоззрение было близко мировоззрению Шекспира. Только что вы посмотрели отрывок из французского мюзикла ГерардаПресгурвика «Ромео и Джульетта» И сегодня нас ждёт необычный урок. Встреча с уже изученным произведением может быть неожиданной, если его восприятие обогатить другими видами искусства.

Великий драматург и гуманист эпохи Просвещения считал, что любовь превыше всего. Именно музыка влияет на душу человека, она словно умножает наши духовные силы. И когда мы слышим чистые, пленительные звуки, нам кажется, что мы вот-вот проникнем в тайны бытия. Тема нашего урока (Слайд 1)

Пётр Ильич Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

и мы будем говорить о программности музыки увертюры, схема музыкальной драматургии» (приложение 3) и идейном содержании увертюры.

Слайд 2

Что же такое программность? (Чтение со слайда)

Программность увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».

Взята из произведения Уильяма Шекспира - великого английского драматурга и поэта, жившего свыше четырёхсот лет тому назад. Поэт в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти их семей.

Идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого произведения У.Шекспира.

Слайд 3

И так: авторами этого замечательного произведения являются Уильям Шекспир и П. И. Чайковский. Знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве.

Слайд 4

Знакомство с патером Лоренцо. В каком городе происходили события?

Слайд 5 Показ Вероны.

Слайд 6

Вспомним уже вам известную сонатную форму, как раз наше произведение написано именно в ней. А что бы было проще и понятнее , обратимся к схеме. Слайд 6

Слайд 7 Что же означают эти на первый взгляд сложные слова? (читаем) все названия, которые вы видите с левой стороны, относятся к музыке, а всё, что справа...к литературе, и таким образом мы понимаем, как взаимосвязаны эти виды искусства, и как они переплетаются, дополняя друг друга.

Слайд 8. Читаем. Возьмите в руки папки, откройте их середину, и вы увидите с левой стороны такую же схему, которая в дальнейшем вам поможет работать с музыкальным и литературным материалом.

Теперь выньте из файла 1 лист и положите его перед собой. Это таблица для заполнения. Папка остаётся открытой на середине. С правой стороны вы видите словарь эмоциональных терминов. Выбирая из него соответствующие 2-3 слова, вы записываете их в рабочую таблицу. Слова должны соответствовать вашим впечатлениям о прослушанной музыке.

Слайд 9 Читаем.

Слайд 10. Приготовьтесь работать с приложениями. Запишите в таблицу ваши впечатления о прослушанной музыки. Начинаем слушать.

Какие впечатления она у вас вызвала? Что напоминает вам музыка? Может быть какой-нибудь инструмент? (орган в католической церкви) Чей литературный образ трагедии передаёт эта музыка? (Образ монаха Лоренцо.Именно он соединяет двух влюблённых)

Вернёмся к музыке. Какая часть следующая в сонатной форме?

Слайд 11 Экспозиция. Показ 2 тем главной и побочной. Главная тема - тема вражды (зачитать) Пользуясь «Словарём эмоциональных терминов», запишите свои впечатления от музыки.

Слайд 12,13,14 Побочная партия (тема любви) (Работа по музыкальному отрывку увертюры, и заполнению таблицы.

Экспозиция в музыке соответствует завязке в литературе. Здесь впервые сталкиваются вражда и любовь.

Разработка. Здесь происходит столкновение двух тем - темы борьбы Добра и Зла, Любви и вражды. Используя ваши словари, запишите музыкальные характеристики этих тем. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального фрагмента? Слайд 15 (разбор)

А есть ли в разработке тема любви? (нет) потому, что Ромео и Джульетта любят друг друга в тайне от всех. Но здесь звучит тема монаха угрожающе и зловеще, сближаясь с темой вражды. К каким последствиям ведёт тайность бракосочетания влюблённых?

(Убийству Меркуцио, изгнанию Ромео, греху Лоренцо, самоубийствам Джульетты и Ромео) Это всё отражено в следующей части сонатной формы - репризе. Итак: кульминация всего произведения. Обращаемся к словарю эмоциональных терминов.

Слайд 16,17,

Что слышалось в музыке?Литературная кульминация соответствует музыкальной, которая развивается в репризе. Здесь повторяется музыка экспозиции с главной и побочной партией, но с небольшим изменением.

А что является развязкой?

Слайд 19

Кода - последний раздел увертюры. Работа над музыкальным отрывком увертюры, и заполнению таблицы.

Музыка похожа на погребальное шествие, слышится тема Лоренцо, но теперь это светлая печаль, умиротворённая печаль враждующих семейств над телами погибших Ромео и Джульетты. Соединив любящие сердца героев патер Лоренцо, как служитель Бога возвысил и увековечил их любовь. Их души соединились на небесах.

Вновь обратимся к таблице и ответим на вопрос: как менялся характер музыки на каждом этапе развития сюжета?

А как музыка обогащает восприятие литературного произведения?

У П. И Чайковского главной идеейстановится утверждение, что любовь побеждает смерть, тем самым мы доказали, что «любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь», так говорил И. С Тургенев.

Изменилась ли ваша оценка «повести о Ромео и Джульетте» после прослушивания музыки?

Слайд 20 Эпоха Средневековья и эпоха просвещения.

Слайд 21 Идея увертюры «Ромео и Джульетта»

А если бы вы были композиторами, то какой по характеру была бы ваша музыка? (ответы)

!Д/ЗНаписать сочинение-миниатюру «...Вечное...... »

И в конце урока я хочу вспомнить ещё одну влюблённую пару, которая по воли судьбы не смогла остаться вместе. Речь идёт о поручике лейб- гвардии Измайловского полка Николае Петровиче Рязанове, и дочери губернатора Сан-Франциско Юноне. Отрывок из рок-оперы ««Юнона» и Авось» композитора Рыбникова. Позвольте начну я...а вы продолжайте. Отойдем от всех канонов, и попробуем без распевания.

Слайд 22

Все мы ищем счастье на этой Земле, пытаемся найти его рецепт, и у каждого он свой... Я предлагаю вам вот такой рецепт, как благодарность за работу на уроке (написан на сердечке) 

Возьмите чашу терпения.
Налейте туда же полное сердце любви.
Бросьте две пригоршни щедрости.
Плесните туда же юмора.
Посыпьте добротой,
Добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте.
Потом намажьте на кусок отпущенной вами жизни
и предлагайте всем,кого
встретите
на своем пути!