Интегрированный урок (история + татарская литература) по теме "Древние памятники Казани"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с древними памятниками Казани.
  • Развивающие: развитие познавательного, творческого интереса к предметам история и татарская литература, к истории своей Родины.
  • Воспитывающие: воспитание ответственности, патриотизма, гордости за прошлое родного города.

Задачи урока:

– углубить и расширить знания учащихся по теме; работать над выразительным чтением произведения, развитие мышления, формирование речевого умения.
– пополнять и активизировать словарный запас учащихся.

Задачи урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, интерактивная доска; презентация; рисунки, картины по теме; выставка книг (“Памятники архитектуры Казани”, “Казань и казанцы”, “Казановедение”, Фотоальбом Казани), плакаты: “Үткәнне белмәгәннең киләчәге юк!” (Халык мәкале.) “Если тебя не интересует прошлое, вряд ли будущее заинтересуется тобой” (Валентина Беднова). “Уничтожение прошлого, возможно, худшее из всех преступлений” (Симона Вейль.)

Учебное пособие:

  1. А.А.Данилов История России, 8кл., “Просвещение”, 2011 г.
  2. В.И.Пискарев История Татарстана, 8кл., “Хатер”, 2008 г.
  3. К.Ф. Фукс “Казанские татары”
  4. З.Н. Хабибуллина Татар әдәбияты, Казан, “Мәгариф” 2011 г.

Эпиграф: “Үткәнне белмәгәннең киләчәге юк!” (Халык мәкале)

Ход урока

I. Организационный момент.
Учитель татарской литературы: Хәерле көн, укучылар! Бүгенге дәресне халык мәкале белән башлап җибәрәбез. “Үткәнне белмәгәннең киләчәге
юк!” – ди халык мәкале. Сез мәкальнең мәгънәсен ничек аңлыйсыз?
Учащиеся приветствуют учителей и отвечают на вопрос
Учитель истории:

– Какие памятные места есть в нашем городе?
– Какие из этих исторических мест вы посещали?

Учащиеся называют памятные места города Казани
II. Изучение новой темы.
Учитель истории: Казанский Кремль – это сердце города. Каждый, кто приезжает в Казань, должен здесь побывать! Казанский Кремль строится по приказу Ивана IV в 1556 году под руководством зодчего Постника Яковлева. Казанский Кремль входит в число объектов, входящих в ЮНЕСКО Презентация. (Слайд 2).

Спасская башня – овеянная старинными ветрами. И в период 1552-1562 годах была построена Спасская башня. В конце XVIII века на башне разместили музыкальные часы, а в XX веке механические часы, позже электрические. Высота составляет 46,6 м, толщина стен 2,25 м. (Слайд 3).

Учитель татарской литературы: Манара 1562 елда Псков осталары тарафыннан төзелә һәм Иван Грозный Казан диварлары янына үзе белән алып килгән Спас Нерукотворный иконасы исемен ала.

Учитель истории: Легендарная башня Сююмбике – символ города! Башня носит имя правительницы Казанского ханства Сююмбике, которая правила в 1549-1551 г. Башня имеет высоту 58 м и отклонения на 2 градуса. (Слайд 4).

Учитель татарской литературы: Сөембикә манарасы шәһәребезнең эмблемасына әйләнде. Ул – милли архитектура үрнәкләренең иң атаклысы. Кем соң ул Сөембикә?

Ученик:

Сөембикә атым, нугай затым, кайда минем яшь дәүләтем,
Сабый чагым, нурлы йөзем, морза кызы булган вакытым.
Унсигез яшьләрем тулган чакларымда,
Хан хатыны булдым мин ата-ана хакларында.
Гомерем үтте ундүрт ел Сафагәрәй хан белән,
Казан шәһәре күңелсез юлда түккән кан белән.
Хан урынына хан булып, торалмадым пан булып,
Гаҗизләндем морзаларга, йөрәгем, бәгърем, кан булып.
Хан кабере өстенә кордырдым таш манара,
Дидем: “Үзем үлсәм дә, исемем күп елга бара”.

Учитель татарской литературы: XIX гасырда рус телендә чыккан белешмә сүзлектә мондый аңлатма бирелә: “Сөембикә манарасы – монументаль һәйкәл. 1549 нчы елда Сөембикәнең ире Казан ханы Сафагәрәй үлә. Сөембикә ихтыяры белән бу манара Сафагәрәй кабере өстенә төзелә. 1552 нче елда Сафагәрәй кабере аннан күчерелә. Шуннан соң мавзолей күзәтү манарасы итеп файдаланыла”. Соңрак аны хәрби максатларда файдаланганнар.

Учитель истории: Старейший православный собор Благовещенский (Слайд 5). Он был основан 1552 году Иваном Грозным в честь Благовещения Пресвятой богородицы. Здесь находился самый большой колокол, весом 24,5 тонн. На службах в соборе присутствовали Петр I и Екатерина II (слайды 6-7).

И современная, одна из крупнейших в Европе – мечеть Кул Шариф (Слайд 8). В 1996 году был заложен первый камень в основание мечети, в 2005 году была торжественно открыта. Мечеть носит имя Кул Шарифа, верховного сеида, государственного и религиозного деятеля. Здесь проводятся мусульманские праздники Рамазан и Курбан-байрам.

Учитель татарской литературы: Кол Шәриф Казан ханлыгының күренекле шәхесе, дәүләт эшлеклесе, шагыйрь. Кол Шәриф илдә иминлекне торгызырга, Казан белән Мәскәү арасындагы мөнәсәбәтләрне тыныч, сәяси юл белән хәл итәргә омтыла. Ул, бүтән ватандашлары белән берлектә, үз иленең, халкының бәйсезлеген саклап көрәшкә күтәрелә. 1552 нче елда Казанны саклап, батырларча һәлак була. Олуг изге затның соңгы сәгатьләрен Әхмәт Рәшит менә ничек тасвирлый:

Ученик:

Бераз тынып торган сугыш кинәт
Дөрләп китте тагы да көчлерәк.
Ә Колшәриф – алтмыш тутырган карт,
Бетмәс икән көч бу җанда да…
Кулда – кылыч,
Менә кем ул илдә карчыга!
Ак фәрештә сыман ак киенгән,
Кайда кыен – шунда ашыга…
…Кинәт кемдер арттан, искәрмәстән,
Гөрзи белән орды җилкәне…

К уроку учащимися были подготовлены отрывки из легенды. Выступление учащегося

 

Ученик читает отрывок из стихотворения “Колшәриф”

III. Закрепление изученного на уроке.
Учитель истории: Ребята, особенность взаимопроникновения цивилизаций отмечал еще и А. Герцен: “Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, здесь они, слились, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру”. Давайте, заглянем в прошлое и вспомним о жизни татар.

– Какие народы издревле жили на территории Татарстана?
– Давайте вспомним какие традиции и обычаи свойственны для них?

Чтение отрывков из летописей и документов

Сообщения учащихся о Казанском ханстве

IV. Итог урока.
Учитель истории:

Мир памятников Казани очень разнообразен. У каждого монумента – своя неповторимая история.

– Ребята, какими древними сооружениями мы познакомились?
– Что дает человеку изучение истории своей родины?

Учитель татарской литературы:

Үзен хөрмәт иткән, яраткан һәр кеше үз иленең тарихын яхшы белергә, аны киләчәк буыннарга тапшырырга тиеш.

Учащиеся сами делают выводы
V. Домашнее задание..
Подготовить сообщение о других древних памятниках города Казани.