Составное именное сказуемое, способы его выражения

Разделы: Русский язык


Цели: обобщить и систематизировать знание по теме “Виды сказуемых”; научить различать виды сказуемых и определять, чем они выражены; расширить представления учеников о творчестве В.А. Жуковского (в частности, познакомить с балладой “Ундина”).

План.

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Неув..даемый, проз..бать, гнус..ный, чес..вовать, безмолвс..вовать, пр..творить идею в жизнь, пр..клонить колени, отреш..нность, ба(л, лл)ада, дра (м, мм)а.

- Укажите стилевую окраску этих слов. (Поэтическая речь.)

III. Закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках.

1. Слово учителя:

“Подбор слов нашей орфографической работы неслучаен. Как вы уже отметили, это слова с поэтической окраской. Сегодня, ребята, мы с Вами продолжим наш разговор о видах сказуемых и, в частности, о составных именных сказуемых, а поможет нам творчество одного из замечательнейших поэтов начала девятнадцатого века, русского классика, основоположника русского романтизма – Василия Андреевича Жуковского. Его наследие огромно, и мы говорили о его творчестве на уроках литературы, сегодня же мы остановимся на балладе “Ундина”, которая, с одной стороны, является переводом прозаической повести немецкого романтика де ла Мотт Фуке (1777-1843), с другой – самобытным художественным произведением нашего соотечественника”.

2. Анализ предложения + проверка домашней работы.

- Спишите предложение, вставив пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. (Запись предложения на доске)

- Прокомментируйте написание слов с орфограммой при-, пре-, а также слова блестящий.

А.С. Пушкин – блестящий преемник Жуковского, ставший не только прилежным учеником, но и ближайшим другом русского поэта-романтика.

- Выполните синтаксический разбор предложения, указав тип сказуемого.

- Дома вы работали с упражнением, посвященным творчеству Пушкина. О каком произведении шла речь? Назовите составные именные сказуемые из этого предложения. (Были не очень приятны, был немаловажен, было глупым, чувствовал себя виноватым.)

3. Анализ текста.

(Раздаточный материал)

Но, увидя
Рыцаря, вдруг замолчала она, и глаза голубые,
Вспыхнув звездами под сумраком черных ресниц,
устремились
Быстро на гостя, а он, изумленный чудным
явленьем,
Был как вкопанный, жадно смотрел на нее и боялся
Взор отвести: он думал, что видит сон, и вглядеться
В образ прекрасный спешил, пока он не скрылся.
Ундина
Долго смотрела, пурпурные губки раскрыв, как
младенец;
Вдруг, встрепенувшись резвою птичкой, она
подбежала
К рыцарю, стала пред ним на колена и, цепью
блестящей,
К коей привешен был меч, играя, сказала:
"Прекрасный,
Милый гость, какою судьбой очутился ты в нашей
Хижине? Долго ты по свету должен был
странствовать прежде,
Нежели к нам дорогу найти? Скажи, через лес наш
Как ты проехал?" Но он отвечать не успел: на
Ундину
Крикнула с сердцем старушка: "Оставь в покое,
Ундина,
Гостя: встань и возьмись за работу".

- Определите тип текста и стиль. Докажите, что это художественный стиль.

- Найдите и выпишите составные глагольные сказуемые (должен был странствовать, найти; отвечать не успел).

- Найдите фразеологизм, который мог бы выступать в роли простого глагольного сказуемого (оставь в покое). Почему он не является членом предложения (потому что это прямая речь). Составьте и запишите предложение с этим фразеологизмом, где он выступал бы в роли простого глагольного сказуемого.

- Найдите слова с орфограммой при-, пре- (прекрасный, привешен), прокомментируйте их написание.

- Найдите в этом отрывке слова с -Н-, -НН- в суффиксах. (Изумленный, вкопанный)

- Объясните выбор НН в этих словах. Слово вкопанный разберите по составу.

4. Конструирование.

- Составьте и запишите предложение-ответ на вопрос: Какое впечатление произвела юная Ундина (приемная дочь старика-рыбака и его жены старухи) на странствующего рыцаря. В предложении используйте в качестве глагола-связки составного именного сказуемого одно из слов: казаться, показаться, представиться, явиться.

- Какие слова еще могут выступать в роли глагола-связки в составном именном сказуемом? (Глагол “быть” и глаголы, обозначающие движения, положения в пространстве.)

5. Перестройте предложение Жуковского, заменив составное глагольное сказуемое составным именным.

Так и отец мой, сильный царь в голубой глубине Средиземного моря, мне, любимой, единственной дочери, душу живую дать пожелал.

(Сказуемое дать пожелал меняем на даритель.)

(Отец мой, сильный царь в голубой глубине Средиземного моря, даритель моей живой души.)

- Как изменился смысл предложения?

6. Самостоятельная работа + взаимопроверка.

- Запишите под диктовку текст (высказывание Жуковского о создании баллады “Ундина”).

Повинуясь воле, которую мне было особенно приятно исполнить, я рассказал русскими стихами "Ундину". В 1833 г., находясь в Швейцарии и живя уединенно на берегу Женевского озера, написал я первые три главы этой повести. По возвращении моем в Россию занятия другого рода надолго отвлекли меня от начатого поэтического труда; и только в нынешнем году я мог опять за него приняться. Последние главы “Ундины” написаны в сельском уединении близ Дерпта, где я провел половину лета и мог по-прежнему посвятить досуг свой поэзии.

- Подчеркните сказуемые и определите их вид, а также укажите, чем они выражены.

IV. Подведение итогов.

- Какие виды сказуемых вы знаете?

- Каковы их особенности?

V. Домашнее задание: параграф 21, упражнение учебника 111; подготовиться к контрольному тестированию.

Вариант домашнего задания (или индивидуальное задание): найти иллюстрации к балладе “Ундина”, написать мини-сочинение “Ундина” глазами художника”, подчеркнуть все сказуемые, указать их тип.