Профессии, которые мы выбираем

Разделы: Внеклассная работа


Задачи.

• Готовить детей к выбору профессии.

• Развивать творческое воображение с помощью схематического рисунка.

• Воспитывать самостоятельность в принятии решения, уважение к людям рабочей профессии.

“Истинное сокровище для людей – умение трудиться”. Эзоп

Ведущий. Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно.

Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни - выбор профессии.

Ведущий. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие - база вашей дальнейшей жизни. Пришла пора серьезно заняться о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам в этом могут педагоги, ваши родители, старшие братья, сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

Ведущий. Мы же все вместе можем обсудить волнующие вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, предупредить ошибки, высказать свое мнение. В мире насчитывается около 50 тысяч разных профессий. Выбор профессии - жизненно важный вопрос. Он сравнивает со вторым рождением. Обдумать вопрос о будущей профессии нужно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.

Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!

Ведущий. Сегодня мы поговорим о некоторых из них. Начиная такое важное дело, как выбор своего пути, надо постараться объективно оценить и свои способности, возможности, и ответить на вопросы. Слайд. Презентация

1. Что у меня лучше получается?

2. К чему я больше склонен?

3. Какие профессии я могу освоить?

4. Куда я могу пойти дальше учиться?

Дети показывают и читают об училищах, в которые можно поступить и о профессиях, которые можно получить.

Ведущий. Что вы можете рассказать об этих профессиях?

Дети читают стихи, синхронно показ слайдов “Профессии”.

Кондитер.

Поглядите, вот кондитер.
Испечет он что хотите!
Он, наверно, чей-то папа,
Он, наверно, чей-то дядя,
Он, наверно, чей-то брат…
Этот брат, наверно, рад!

Слесарь.

Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка.

Портниха.

Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машине строчу лихо,
Потому что я портниха.

Строитель.

Строю дом и детский сад
И больницу строить рад,
И у цирка я не зритель,
Так как я его строитель.

Сапожник.

Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдем сегодня в гости.

Маляр.

Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Металлический насос.

Каменщик.

Из кирпича он строит дом,
Чтоб смеялось солнце в нем.
Чтобы выше, чтобы шире,
Были комнаты в квартире.

Ведущий. Ребята, если мы с вами сейчас отгадаем кроссворд, то получится слово, которое на данном этапе вашей жизни очень важно.

На доске закреплен кроссворд.

Слушаем внимательно и отгадываем загадки.

1. Кому легко приготовить обед?
Ничего в этом трудного нет.
Это проще простого,
Это раз - и готово! (Повар)

2. Перетянут он ремнем,
Каска прочная на нем.
Он в горящий входит в дом,
Он сражается с огнем. (Пожарный)

3. Почту, письма и журналы-
По домам разносит он.
Ходит он во все квартиры
И заходит в каждый дом. (Почтальон)

4. Художник без кисти?!
Бывает такой;
Творит в темноте
У себя в мастерской.
А если проникнет
Не вовремя свет
Испортиться может
Хороший портрет. (Фотограф)

5. Кто поможет стать здоровым
Козам, курам и коровам.
Снимет боль, уменьшит жар
Доктор их... (Ветеринар)

6. А кому с восходом надо
Выгнать стадо за деревню.
Прокричит впотьмах петух,
Просыпается… (Пастух)

7. Кто починит кран в квартире? (Слесарь)

8. Кому же трудно спозаранку
Целый день крутить баранку.
Работа его сложна и важна,
Но как она людям нужна. (Водитель)

9. Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете
Её давно буренки знают,
Всегда мычанием встречают
И за её нелёгкий труд
Всё молоко ей отдают. ( Доярка)

Ответы кроссворда: Повар, пожарный, почтальон, фотограф, ветеринар, пастух, слесарь, воитель, доярка.

Классный руководитель. Какое слово получилось? Правильно – профессия. Ребята, от выбора профессии зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? Вы видите 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека:

Слайд: профессия, специальность, квалификация, должность.

- Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак: (Слайд)

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: “Артист в своем деле”.

1. Групповая работа по теме “Самые нужные профессии”

Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

На доске таблички с надписями.

Первая группа будет составлять список “Самые модные профессии”.

Вторая группа - “Самые забытые профессии”.

Третья группа - “Профессии, которые всегда нужны”.

Четвертая группа - “Самые отважные профессии”.

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

- Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т.п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т.п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т.п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем. Ребята, как называют наш край по добыче полезных ископаемых? (Нефтяной край). Правильно. Много людей в нашем и соседних районах заняты в нефтяной промышленности. Возможно у кого-то есть родственники, занимающиеся в этой сфере.

2. Мини-лекция “Формула профессии”

Классный руководитель: Не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями. Как вы думаете, что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: “хочу”, “могу” и “надо”?

(Дети высказывают свои предположения.)

- Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель крепит на доске после трех слов табличку “ осознанный выбор профессии”.)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу - это все, что мне по силам, по способностям;

надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Классный руководитель: Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).

(Ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1: Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2: Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3:Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Соотношение между “хочу” и “могу” - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

3. Заключительное слово

Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец:

Слайд

(Читают хором)

“Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться”.

4. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель: Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

- Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.