Игра "Математический поезд". 5–6-й классы

Разделы: Математика


У учащихся 5-6 классов пользуется с успехом игра, которая называется «Математический поезд».

В период подготовки к игре выпускаются бюллетени «Готовьтесь к путешествию на «Математическом поезде», в которых кроме описания правил игры задачи для решения. Кроме того, проводятся занятия по решению логических задач, задач на смекалку, задач повышенной трудности.

Для проведения игры привлекаются учащиеся старших классов. Одна группа старшеклассников консультирует учащихся 5-6 классов по решению задач, выпуску бюллетеней, другая группа готовит оборудование, третья проводит вечер.

«Математический поезд» состоит из трех вагонов (учебных кабинетов): мягкого, купейного, плацкартного.

В другом учебном кабинете размещается кассовый зал, при входе в который вывешивается условия участия в игре.

«Ребята! Внимательно прочтите правила получения билетов для посадки в «Математический поезд».

  1. При входе в кассовый  зал получите посадочный талон – конверт с тремя задачами и шестью жетонами.
  2. Садитесь за парту и, достав из конверта карточки с заданиями, ответьте на имеющиеся в них вопросы, решите задачи.
  3. Обратитесь в кассу за получением билета.
  4. Если вы не можете решать какую-либо задачу или ответить на вопрос, обратитесь за помощью в «Справочное бюро». В зависимости от содержания справки определяется «плата».

Справочное бюро

Правила выдачи справок

  1. Проверка правильности решения задачи и указание ошибки проводится бесплатно.
  2. За наводящий вопрос, помогающий найти путь решения задачи следет уплатить 1 жетон.
  3. Плата за подсказку пути решения задачи – 2 жетона
  4. Плата за решение задачи – 3 жетона.

Условия получения билета

  1. Билет в мягкий вагон выдается при правильном решении трех задач и предъявлении в кассу не менее трех жетонов.
  2. Правильное решение всех задач и наличие двух жетонов дает право на получение билета в купейный вагон.
  3. Для получения билета в плацкартный вагон достаточно одного жетона при правильном решении всех задач.
  4. Полученный билет предъявите проводнику вагона.

Каждый участник игры получает в конверте три задания: шуточный вопрос, задачу практического содержания, занимательную задачу, одно из заданий – повышенной трудности.

Кассовый зал работает 45 минут. За 10 минут до отправления поезда дежурный по вокзалу дает три звонка и объявляет посадку, затем через 5 минут два звонка и еще через 5 минут – последний звонок. Поезд отправляется в путь. Ученики, не получившие билетов, выбывают из игры.

В вагонах проводятся игры, математические викторины, другие развлечения. Через каждые 15 минут после отправления поезда объявляются остановки (на 15 минут): «Рыболовная», «Игровая», «Лотерейная», «Призовая».

На станции «Рыболовная» пассажиры участвуют в игре «Математическая рыбалка».

Правила игры. Пассажиры каждого вагона делятся на команды по две-три человека. Каждой команде выдается удочка, с помощью которой члены команды должны поймать не менее 1,5 кг «рыбы» на «уху». «Рыба» считается пойманной, если ее вытащили из «реки» удочкой и правильно решили прикрепленную к ней задачу. В случае ошибочного решения «рыба» опускается в «реку». Проверка правильности решения осуществляется в «приемном пункте». Команда, наловившая 1,5 кг «рыбы», получает право возвратиться в свой вагон. Команда, не успевшая выполнить этого задания, переходит в разряд ниже. Команда, которая сумеет «поймать» больше 1,5 кг «рыбы» получает право перехода в вагон на разряд выше своего. Обмен билетов проводится в «приемном пункте» по предъявлению «улова».

Для проведения этой игры нужно приготовить достаточное количество удочек и нужное число «рыб» различной величины.

На станции «Игровая» проводятся развлечения со спичками. Участники соревнования садятся вокруг стола. Ведущий кладет карточку-задание на середину стола. Пассажиры складывают из спичек указанную фигуру и решают соответствующую задачу. Решивший задачу первым поднимает руку. При правильном решении ему выдается определенное количество жетонов (указано на карточке). Затем участники игры переходят ко второму заданию и т.д. Выигрывает тот, кто после выполнения всех заданий получит большее количество жетонов. Победители на станции «Игровая» могут перейти в вагон разрядом выше.

На станции «Лотерейная» пассажиры могут принять участие в «Математической лотерее». Для этого нужно:

  1. Купить лотерейный билет, цена которого – ответ на шуточный вопрос или решение занимательной задачи.
  2. На лотерейном билете записано условие задачи. Нужно решить ее, ответ сверить с таблицей выигрышей, в которой указаны ответы к задачам «счастливых» билетов.
  3. Если ответ задачи имеется в таблице, то пассажир получает приз.

Для проведения лотереи необходимо заготовить карточки (150-200 штук) и таблицу выигрышей, в которую включить ответы к некоторым задачам (около 50 «счастливых» билетов).
На конечной станции «Призовая» победителям вручаются призы.

Интерес  к игре должен поддерживаться всей организацией вечера.  Оформление его должно быть красочным.  Объявления о посадке в поезд, об отправлении поезда, объявления остановок и т.д. должны делаться четко и громко, в игровой форме. Например: «Внимание! «Математический поезд» прибывает на станцию «рыболовная». Для проведения игры «математический поезд» необходим обслуживающий персонал:

  1. Начальник вокзала (учитель) отвечает за организацию всей игры.
  2. Дежурный по кассовому залу (1 ученик) следит за порядком в зале, отвечает на вопросы пассажиров.
  3. Начальник поезд (учитель) организует работу в вагонах, объявляет отправление поезда.
  4. Проводники (6 учеников) проверяют билеты, организуют игры в вагонах, объявляют остановки и рассказывают о правилах поведения на остановках.
  5. Кассиры (6 учеников) проверяют правильность решения задач, дают дополнительные задания, выдают билеты.
  6. Работники справочного бюро (4 ученика) проверяют ответы задач, дают консультацию.
  7. Начальники станций (по количеству остановок)
  8. Контролеры «приемного пункта» на станции «Рыболовная» (2 ученика) принимают «улов рыбы» (проверяют решение задач) и обменивают билеты.

Литература:

1. Аменицкий Н. Н., Сахаров И. П. Забавная арифметика. Москва. «Наука», 1991.
2. Балаян Э.Н. 555 олимпиадных и занимательных задач по математике 5-11 классы. Ростов н/Д, 2010.
3. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. Москва.  «Просвещение», 2005.
4. Худякова Р.А., Алифанова Н.П. Игры на смекалку. Ростов н/Д.6. Изд-во «Проф-Пресс», 1998.
5. Энциклопедия головоломок. Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999.