Коррекционно-диагностический урок по теме "Предлоги" для учеников 1-х классов с общим недоразвитием речи 3–4 уровня

Разделы: Логопедия


Цель: Выявление уровня проблем в развитии пространственно-зрительного гнозиса, навыка чтения у детей с данными речевыми нарушениями.

Задачи:

  1. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами: на, над, под, умением ориентироваться на листе бумаги.
  2. Выявить уровень развития навыка чтения.
  3. Активизировать словарь за счет подбора синонимов к словам – предметам, слов, выражающие пространственные отношения.
  4. Упражнять в самостоятельном подборе необходимых языковых средств, необходимых для построения связного высказывания.
  5. Развивать неречевые функции детей.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Игра “Грибок”
  3. Физкультминутка “Снеговик”
  4. Разучивание стихотворения.
  5. Словарная динамическая пауза: игра с мячом “Что с чем?”
  6. Разучивание стихотворения.
  7. Опрос изученного стихотворения.
  8. Итог урока.

Оборудование: карточка “Грибок”, набор картинок – улитка, жук, листок, бабочка, мнемотаблица, мяч.

Ход урока

1. Организационный момент: сообщение темы урока:

Мы сегодня будем играть с маленькими словами – предлогами и выучим веселое зимнее стихотворение.

Уточнить знания детей о предлогах и о том, для чего они нужны.

2. Игра “Грибок”.

А) Ориентировка на листе картона: покажите левый – правый край, верх и низ у листа.

Б) Загадывание загадки:

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Перевернуть лист, выяснить, из каких частей состоит гриб, что находится вверху, а что внизу.

В) “Грибок – выручай” – Вспомнить, что однажды в сказке во время дождя, гриб выручил нескольких животных. И тот, кто запомнит задание и правильно его выполнит, так же выручит наших гостей из неприятной ситуации.

Рассматривание набора карточек. Самостоятельное моделирование ситуации. (Что могло случиться с нашими гостями?)

Установка и предъявление инструкции к выполнению задания:

“Бабочка над грибом справа;
Улитка на шляпке слева;
Листочек на шляпке справа;
Жук под грибочком слева”.

После выполнения задания, каждый ученик рассказывает, что у него получилось. (У меня бабочка над грибом справа …)

Проверка правильности выполнения, исправление ошибок.

Г) Поменяй местами 2 предмета, расскажи, что ты сделал.

– Я поменял местами бабочку и улитку. Бабочка на шляпке слева, а улитка …

Д) Сравни с образцом и расскажи, что поменял Никита, Владик …

– Никита поменял местами бабочку и улитку. У Никиты бабочка на шляпке слева, а улитка …

3. Физпауза “Снеговик” –

4. Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Сегодня у зимы новоселье.
Мы приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба,
Белый коврик у порога.
Мы по лесенке шагаем,
Двери комнат открываем.

А) Коллективная работа по построчному восстановлению текста. Подбор нужных предлогов, объяснение малознакомых слов, подбор синонимов к слову веселье.

Б) Чтение стихотворения логопедом.

В) Заучивание стихотворения. Построчно по цепочке повторение стихотворения 2–3 раза со зрительной опорой на мнемотаблицу.

5. Словарная динамическая пауза: игра с мячом “Что с чем?”

Словарь:
стакан – сок
книжка – полка
масло – булка
банка – варенье
кастрюля – крышка
бутерброд – сыр
косточка – слива
мусор – совок

6. Заучивание стихотворения. Повторение по цепочке по две строчки стихотворения 2 раза со зрительной опорой на мнемотаблицу.

7. Опрос детей со зрительной опорой на мнемотаблицу и без неё.

8. Итог урока.

Что для вас было самым трудным? Что вам понравилось больше всего?