Конкурс скороговорок для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Цель. Совершенствование звуковой стороны речи.

Задачи:

  • Развитие интереса к правильной речи.
  • Улучшение дикции у дошкольников.
  • Формирование интонационной выразительности речи.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, фишки, две корзины, мяч, магнитная доска с буквами, две пиктограммы-смайлики (грусть и веселье).

Подготовительный этап.

В процессе подготовки к конкурсу скороговорок родителям совместно с детьми предлагается выполнить домашнее задание – выучить наизусть по одной скороговорке, выбранной самостоятельно по желанию, сделать иллюстрацию или поделку к данной скороговорке.

Организационный момент.

Дети заходят и рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга. Презентация. Слайд 1.

Логопед. Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

Сегодня мы проводим конкурс скороговорок. Участвовать в конкурсе будут две команды “Болтунишки” и “Говорунишки”. Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри. (Представляются члены жюри.) Всего в конкурсе пять заданий. За каждое правильно выполненное задание участники или команда получают фишки, в зависимости от оценки жюри. Для каждой команды приготовлено две корзины, в которые жюри будет складывать фишки. В конце конкурса подсчитывается количество фишек, заработанных каждой командой, и выявляется победитель.

Разминка для язычка. Артикуляционное упражнение “Лошадка”. Цокать 3 раза улыбаясь, 3 раза – с вытянутыми слегка губами. Сначала одна команда, затем другая.

1. Задание. “Игра с мячом”.

Логопед. Начнем наш конкурс с разминки. Каждый из участников должен внимательно послушать маленькую скороговорку, взять мяч в руки, повторить ее громко и четко и передать мяч следующему участнику.

Жюри оценивает команды. Лучшая команда получает фишку.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Сухой сук нес барсук.

Белые бараны били в барабаны.

Течет речка, печет печка.

 2. Задание. “Домашнее задание”

Логопед. К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку, нарисовать к ней рисунок или подготовить поделку.

На экране последовательно появляются иллюстрации к скороговоркам, приготовленные родителями совместно с детьми в домашних условиях. Дети узнают свои заготовки, выходят и рассказывают выученные скороговорки. Сначала медленно, четко проговаривая все слова, чтобы смысл был понятен окружающим, затем в быстром темпе. Слайд 2–7.

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды. Слайд 8 (Заставка).

3. Задание “Отгадай скороговорку по картине”.

Логопед. Сейчас вы увидите картину, рассмотрите ее внимательно. Кто отгадает скороговорку, выходит и рассказывает ее четко и правильно.

Жюри оценивает каждого участника. За каждую правильно рассказанную скороговорку команда участника получает фишку.

На экране иллюстрации к скороговоркам. Слайд 9–12.

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. На дворе – трава, на траве – дрова

3. Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека цап.

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Динамическая пауза “Говори и делай”.

Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. Слайд 13.

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)
Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)
У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)
А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

4. Задание “Отгадай звук”.

Логопед. Для выполнения данного задания нужно внимательно послушать скороговорку и определить, какой звук в ней встречается чаще всего, затем найти соответствующую букву и прикрепить ее на магнитную доску. Слайд 14 (Заставка).

Жюри оценивает каждую команду.

1. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С)

Катя лопаткой копала канавку. (К)

2. Плыла на лодке лайка. У лайки – балалайка. (Л)

Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Р)

3. В пенале у Полины паук плетет паутину. (П)

Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки. (Ш)

4. Тут и там топает гиппопотам. (Т)

У четырех черепах по четыре черепашонка. (Ч)

5. Жук жужжит и встать не может, ждет он кто ему поможет.(Ж)

Филимон был на футболе в футболке. (Ф)

Дети выставляют буквы на магнитную доску, на которой уже имеются гласные буквы.

Логопед. Внимательно посмотрите на эти буквы и составьте из них слова.

Динамическая пауза “Говори и делай”.

Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. Слайд 15.

У зайки Бубы (руки над головой)
Заболели зубы (руки перед собой, слабое сжимание и разжимание пальцев рук)
Заболели зубы (руки перед собой, слабое сжимание и разжимание пальцев рук)
У зайки Бубы (руки над головой, прыжки на месте)

5. “Выразительные скороговорки”.

Детям предлагается послушать два музыкальных отрывка и сказать, что они чувствуют, какие испытывают эмоции, когда слышат эту музыку (грусть, веселье). Слайд 16.

Логопед. Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно.

На экране иллюстрация скороговорки. Слайд 17.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Логопед. Нужно произнести скороговорку дважды: один раз весело, второй раз грустно. При этом, не забывая о быстром темпе произнесения. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды.

Участникам выдаются две пиктограммы-смайлики: грусть и веселье.

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды.

Итог. Наш конкурс подошел к концу. Сейчас мы узнаем, какая команда победила. Слайд 18.

Подсчитывается количество заработанных фишек у обеих команд и объявляется команда-победитель.

Логопед. Ребята, вы все сегодня очень старались. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас команды награждаются сладкими призами.

Литература

  1. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие. – М.: Астрель, 2012.
  2. Косинова Е.М. Говорим правильно и красиво. – М.: Эксмо. 2003.
  3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. СД № 1, трек № 1, № 31.– М.: 2009.