Цель. Формирование навыка дифференциации звуков и букв Л(ЛЬ) изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях.
Задачи.
Образовательные:
– развивать навыки звукового анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза,
языкового анализа и синтеза;
– учить выделять звук Л, ЛЬ – из слогов, слов, словосочетаний и
предложений.
– обогащать словарь детей словами с буквами Л;
– закрепление и расширение лексического запаса учащегося по теме “Животные”.
Коррекционно-развивающие:
– активизация речемыслительной деятельности учащихся, формирование логических
операций, осуществляемых на уровне представлений, на уровне конкретных понятий,
а также способности уч-ся осуществлять действие в уме – на речевом материале;
– развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания;
– совершенствование грамматических форм речи уч-ся;
– развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
– воспитание любви к родному языку, интереса к занятиям;
– формирование аккуратности при работе со схемой, записями.
Оборудование: дидактический материал: картинки животных, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Мобилизующий этап:
а) Организационный момент (5 мин).
Логопед: Здравствуй! Открой тетрадь, напиши сегодняшнее число.
б) Знакомство с темой занятия.
Посмотри, пожалуйста, подумай, какая буква здесь чаще всего встречается?
Формулируем тему занятия и записываем её в тетради.
Сегодня мы с тобой повторим звуки “Л-ЛЬ”. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока – “Буква Л”. Охарактеризуй звуки “Л-ЛЬ”.
в) Артикуляция звука Л.
Вспомним как правильно произнести звук Л.
Показ артикуляционной позы звука Л.
Пальчиковая гимнастика:
“Пальчики”.
Сел на диванчик
Маленький пальчик.
Сел рядом с ним
Безымянный пальчик.
Средний сел и указательный,
А большой следит внимательно.
II. Основной этап. (25 мин.)
а) Развитие зрительного восприятия
Посмотри на тени, каким животным они принадлежат? (Лиса, заяц, волк, медведь, лягушка, мышка.) В названии каких животных мы встретили звуки “Л-ЛЬ”.
б) Развитие звукобуквенного анализа.
Заполни клетки квадрата крестиками и ноликами: если услышишь звук Л – 0, если звуки ЛЬ – X.
Слова:
1) галоша, медаль, телефон,
2) мальберт, клоун, котлета,
3) колючка, клетка, иголка.
Запись у ребенка:
в) Развитие зрительного и слухового восприятия восприятия.
Назови только тех животных, в названии которых есть звуки “Л-ЛЬ”. Давай посмотрим на экран и догадаемся какие это животные (кролик, утенок, лошадь, осел, дикобраз, бурундук, петух, медведь, индюк, дятел).
г) Развитие зрительно-пространственных, оптических представлений.
д) Развитие слогового анализа и синтеза
Вставь в слова слоги с буквами Л. Запишите слова и укажите в каких словал слышется звук Л,а в каких звук Ль.
...ПАТА; | МО…ТОК; | ГА…КА; | ДО…ТО; |
Г…НА; | ПО...; | МО …КО ; | ЧЕ...ВЕК; |
МО…; | СО… ; | Б …НК; | БО…ТО. |
Давай проверим, правильно ли у нас получилось. Справился ли ты с заданием?
е) Развитие зрительного внимания и фонематического восприятия
Исправь ошибки, запиши в тетради.
Тлудное тело
Числая тетлать
Свадкий лорт
Ленистый садик
Лубовый стол
Сталый хододильник
Лушистый пандыш
Давайте проверим.
ж) Гимнастика для глаз
Следи глазками за движущимся предметом (предмет в руке логопеда).
Посмотри вблизь, вдаль.
Глаза закрой – открой.
А теперь посмотрим на зеленый предмет.
III. Контрольно-аналитический этап. (10 мин.)
а) Закрепление слогового синтеза.
Составить слова из слогов (бу-диль-ник, ко-ло-дец, ка-ран-даш, ком-пью-тер).
Давай проверим, правильно ли у нас получилось.
б) Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения.
Собери из слов предложения. Запиши предложения, выделите в словах букву Л.
Тёма, плыл, по, вверх, реке.
Карандашами, Мила, лошадь, рисует.
Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.
В, с, театр, дети, учителем, поехали.
Проверим, правильно ли у нас получилось.
в) Итог занятия.