Волшебная красочность музыкальных сказок

Разделы: Музыка


Тип урока: расширение и углубление знаний

Цель урока: способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, сравнение художественных произведений, для достижения следующих результатов:

Личностные: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства

Метапредметные:

  1. уметь формулировать цель урока и планировать пути достижения цели;
  2. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; работать в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  3. умение работать с изображением;
  4. проводить эксперимент под руководством учителя;

Предметные:

  1. Знать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности; жанры вокальной и инструментальной музыки.
  2. Уметь: анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дорогие ребята, я приветствую вас на нашем уроке, который будет немного необычным, творческим и непростым. Я надеюсь, что в сотрудничестве у нас всё получится.

2. Ввод и работа по теме урока.

Наш урок я хочу начать с прослушивания фрагментов музыкальных произведений.

Послушайте музыкальные фрагменты и определите, Что стало источником вдохновения для создания этих произведений?

Слушают 1) Н. Римский– Корсаков. “Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок”. Из оперы “Садко”. Фрагмент.

2) П. Чайковский. Па-де-де. Из балета “Щелкунчик”. Фрагмент.

Что стало источником вдохновения для создания этих произведений?

(Сказки, волшебство…)

Гипотеза: А что еще является источником вдохновения?

(Ответы детей: , литературное произведение, , настроение, чувства, …)

Действительно, и настроение, и волшебство и…. могут быть источником вдохновения.

Посмотрите сколько версий. Почему нет единого мнения?

Что нам необходимо сделать? (Прийти к единому мнению, найти источник.)

Какова цель нашего урока?

Определить, что является источник вдохновения для создания произведений искусств.

Для того чтоб определить источник вдохновения, нам необходимо…. Я вам предлагаю создать творческий проект (работу), побыть в роли художников и для это давайте составим план работы:

  1. Обратиться к произведениям искусства
    (к каким (пример) и для чего).
  2. Проанализировать данные произведения.
  3. Создать свое произведение искусства (нарисовать рисунок опираясь на название произведения).
  4. Сравнить изображение с произведением.
  5. Вывод – Определить источник вдохновения.

Ну а чтоб проект прошел более творчески, я предложила вам распределиться по группам.

3. Творческая работа.

Я предлагаю вам обратиться к самому произведению воспроизвести в памяти как звучит что композитор передаёт с помощью музыки….

Прослушайте и проанализируйте в группах (1 гр. Н. Римский– Корсаков. “Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок”. Из оперы “Садко”. Фрагмент ), (2гр. П. Чайковский. Па-де-де. Из балета “Щелкунчик”. Фрагмент ); Создайте свой рисунок, используя опорный план.)

Учащиеся работают в группах по плану:

1. Прослушайте и проанализируйте произведения;

2. Определи средства выразительности (что будет изображено на ваших рисунках) благодаря:
Мелодии (мысль и душа),
Окраски,
Динамики.

3. Характеру произведения.

Критерии оценки 1 гр. 2 гр.
1 Представление рисунков    
2 Соответствие рисунка произведению    
3 Наличие ярких красок    
4 Участие работы группы    
5 Оригинальность    
Итого:      

4. Представление работ.

Представление своих рисунков другой группе.

Другой группе предлагается оценить работу выступающих, по критериям оценочного листа.

Представляют свои произведения искусства две группы.

Давайте сравним данные рисунки с музыкальными произведениями. Что можно сказать.

(Ответы детей: 1) Изображение соответствует музыке, главной теме представленной композиторами…

Получилось с помощью рисунка передать чувства, красочность музыкальных сказок? Благодаря чему?

Оцените работу каждой группы, просчитав количество набранных баллов.

Каждый “+” равен 5 баллам, “ “– равен 0 баллам.

Если группа (команда)набрала:

25 – 21 балл – “5”

20 – 16 баллов – “4”

15 – 11 баллов – Стоит подумать!

10 – 0 баллов – Тебе есть к чему стремиться!

5. Вывод . Пройдя такой путь, что вы можете сказать?

Что является источником вдохновения для художников и композиторов? (Ответы детей.)

Сегодня на нашем уроке вы побывали художниками, на основе чего вы создавали свои произведения искусства?(Ответы детей.)

Так что является главным источником вдохновения –Волшебство. Сформулируйте тему сегодняшнего урока

“Волшебная красочность музыкальных сказок”

Я вам предлагаю продолжить творческий проект дома, но каждому индивидуально побыть в роли поэтов.

Д/З

1. Сочинить четверостишье на тему “Волшебная красочность музыкальных сказок”;

А теперь в завершении нашего урока, давайте проанализируйте свою деятельность на уроке. Я вам предлагаю выбрать одну нотку и разместить ее на нотном стане.

Если вы на уроке узнали что-то новое, урок вам был интересен, работали плодотворно, достигли нужного результата и получили позитивный настрой – выберите красную нотку.

Если не все получилось, остались нерешенные вопросы, возможно немного ленились, но довольны уроком – зеленную нотку.

Если урок ничего не дал, был скучным, вы не достигли нужного результата – черную нотку.

Анализируем нотный стан.

А теперь я предлагаю вам исполнить песню на слова: С. Никитин, стихи Ю. Мориц, “Сказка по лесу идёт”.

Я продолжаю работать по авторской программе соответствующей ФГОС.(В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.И. Кичак. Москва. Дрофа. 2012 год). В организации учебной деятельности учащихся, учитывается системное формирование личностной, социальной и профессиональной успешности детей, это предполагает продолжение комплексного развития предметных метапредметных и личностных планируемых результатов деятельности.

Мною представлен урок 4 четверти по теме “Волшебная красочность музыкальных сказок”.Урок состоит из типа урока, цели урока, орг. Момента, ввода и работы по теме урока, слушания музыкальных произведений, определения гипотезы, источника вдохновения. Затем идёт творческая робота (в группах), где учащиеся анализируют произведения и оценивают группы по представленным критериям оценки.

Роль педагога на уроке в основном координирующая. Педагог является организатором, партнёром, ассистентом по предмету.