Интегрированный урок (география + биология) по теме "Взаимосвязи растений, животных и природных условий в природных зонах Русской равнины

Разделы: География


Цели:

1) Общеобразовательные – формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов в природе в пределах природных комплексов Русской равнины для установления причинно-следственных связей с позицией географов и биологов; расширение и конкуренция экологических знаний учащихся.

2) Развивающие – развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний.

3) Воспитательные – стимулирование творческой, мыслительной деятельности учащихся, формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Оборудование: тематические карты, атласы (физическая, тектоническая, климатическая, почвенная, карта растительности, зоогеографическая); карточки-задания, схема работы специалистов в группах, дидактический материал (знаки растений и животных, основы графиков температуры и осадков, профили рельефа зон, почвенные профили таблицы почвенных слоев и слоев гумуса), гербарий, заготовки на бумаги контуров территорий природных зон Русской равнины, слайды (рисунки учащихся), изображающие природу Русской равнины.

Правила игры:

1) Команды (равные по силам) формирует учитель.

2) Команды самостоятельно работают по выданной учителем инструкции.

3) Команды сами себе избирают капитанов (как правило, учащихся с хорошими знаниями, а так же пользующихся у остальных членов команды уважением).

4) Жеребьевка определяет очередность выступления команд (исключение составляет команда экспертов, роль которой подводить итоги, выявлять причинно-следственные связи).

5) После ответа команды соперники тоже могут ответить и увеличить свои баллы, если у них есть существенные дополнения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

– Ребята! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок, посвященный Русской равнине. Как вы представляете себе Русскую равнину? Какие зрительные образы возникают у вас при упоминании о ней? (Ответы учащихся.)

Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов написал о Русской равнине такие проникновенные строки:

Но я люблю – за что, не знаю сам,
Её степей холодное молчание;
Её лесов безбрежных колыхание;
Разливы рек её, подобные морям…
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

Согласны ли вы с ним?

Русская равнина – земля, где зарождалось наше государство. Среди лесов тогда поднимались крепостные стены еще редких небольших городов.

Многое видела Русская равнина. Наши писатели обращались к ней, поэты воспевали в стихах, художники изображали на картинах ее поля, леса и реки. (Показ картин с пейзажной тематикой И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи.)

Так ее изображали художники, а так ее видите вы. (Показ рисунков учащихся о природе Русской равнины.)

Великий древнегреческий философ Цицерон сказал: “Все элементы мироздания гармонично связаны между собой”.

Цель сегодняшнего урока: на примере Русской равнины доказать взаимосвязь и взаимовлияние всех элементов природы на определенной территории.

– Что вы понимаете под словом сообщество? (Ответ – определенная территория, заселенная определенными растениями и животными.)

– Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? (Ответ – география, биология, физика, химия.)

– Одна из самых близких наук – география и биология. Я хотела бы вам предложить создать главу совершенно нового учебника для современного учения географии и биологии и назвать ее “ Взаимосвязь растений, животных и природных условий”. (Запись темы на доске и в тетрадях учащихся.)

(Учитель показывает на карте Русскую равнину.)

– Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы).

Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы).

Писатель В. Солоухин сказал: “Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек, создан жить в природе и постоянно с ней общаться”.

Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называется антропогенным фактором.

Теперь в своей работе можете пользоваться этими понятиями.

Основная задача урока – составить картосхему сообщества Русской равнины.

– Как вы думаете, абиотические факторы одинаковые на Русской равнине?

(Ответ – нет.)

– А одинаковы ли растения и животные, взаимосвязанные между собой и образующие биотические факторы? (Ответ – нет.)

– Русская равнина – это одно сообщество, но и оно состоит из отдельных природных зон. Каждая зона имеет свои абиотические факторы, которые позволили сформировать свои растения и животные, дающие во взаимосвязи биотические факторы.

Давайте посмотрим, сколько природных зон на Русской равнине (атласы 8–9 классов).

(Ответ: Тундра, Лесотундра, Тайга, смешанный лес, широколиственный лес, лесостепь, степь, полупустыня.)

– Для работы над созданием главы учебника предлагаю объединиться в группы: 7 групп будут рассматривать отдельные природные зоны, а 8-ая – группа экспертов, дающих заключение о готовности материалах печати (учащихся в 8-ю группу подобрать наиболее сильных – умеющих анализировать, сравнивать, делать выводы).

(На доске вывешивается схема работы специалистов в группе.)

– Каждая группа включает в себя картографа, геолога, ботаника, зоолога, эколога, климатолога, почвоведа. Знаете ли вы, чем занимаются эти специалисты?

(Ответы учащихся.)

Картограф определяет географическое положение данной территории.

Геолог изучает строение, состав, историю земной коры.

Ботаник – специалист по растительному миру.

Зоолог – специалист по животному миру.

Эколог изучает взаимоотношение живых организмов с окружающей средой.

Климатолог определяет типичный для данной территории характер погоды.

Почвовед изучает поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь.

Для работы в группах вам даны инструкции. (Учитель поясняет инструкцию.)

Инструкция для работы групп.

1. Изучить карточки-задания, дидактический материал.

2. Решить в группе, кто каким специалистом будет, распределить задание.

3. Выполнить задание:

а) специалистом индивидуально или группой подобрать материал (используя текст учебника или дополнительную литературу; хрестоматию по физической географии; по охране природы … );
б) каждому специалисту оформить специальное задание (графики, цепи питания, схемы);
в) совместно оформить картосхему территории зоны, разместив:
– профиль рельефа со схемой взаимодействие тектонического строения и рельефа в нижней части карты;
– график изменения климатических показателей “север-юг” в верхнем левом углу картосхемы, “запод-восток” – в верхнем правом углу картосхемы;
– почвенный профиль около профиля рельефа с указанием цифр мощности почвенного слоя и слоя гумуса;
– рисунки с изображением растений по территории зоны в нужных местах;
– знаки охраны природы зоны по территории картосхемы.
г) Выступить перед классом представителям (1–2 человека) каждой группы (время доклада не более 5 минут) – объяснить, учитывая все вопросы, поставленные в карточках-заданиях.

Карточки-задания.

1. Геолог:

А) Определить географическое положение зоны (указать широту южной границы).

Б) Чем обусловлен рельеф зоны (установить соответствие тектонического строения и рельефа)? (См. профиль рельефа зоны.)

В) Под влиянием каких факторов формировался современный рельеф зоны?

Г) Какая в зоне материнская порода для образования почвы?

2. Климатолог:

А) Построить график изменения летней температуры с севера на юг, летней и зимней температуры с запада на восток в зоны.

Б) Указать количество осадков на западе и востоке зоны.

В) Объяснить причины изменения климатических характеристик на территории зоны.

3. Ботаник:

А) Указать разнообразие растительного покрова зоны.

Б) Объяснить причины смены растительности с севера на юг (использовать данные климатолога).

В) Нанести на картосхему видовой состав растительности, используя дидактический материал.

4. Почвовед:

А) Определить тип почвы зоны.

Б) Объяснить зависимость почв от материнской породы, климатических характеристик и растительной зоны (используя данные геолога, климатолога, ботаника).

В) Поместить на картосхему определенный тип почвы (выбрать из пяти предложенных почвенных профилей), подписать мощность почвенного слоя и слоя гумуса.

Г) Почему в зоне такая мощность гумусового слоя? (Источники информации – атлас, учебник.)

5. Зоолог:

А) Указать многообразия видового состава животной зоны.

Б) Оформить схемы цепи пищевой цепи зоны.

В) Сделать вывод о соотношении растительности с видовым составом животных зон.

6. Эколог:

А) Указать хозяйственное использование зоны.

Б) Каковы последствия использования природных богатств зоны в хозяйстве?

В) Предложить путь решения экологических проблем зоны.

Г) Придумать условные знаки мер по охране природы зоны. Нарисовать их и разместить на территории зоны.

Дополнительные вопросы и задания по разным зонам.

Тундра.

– Проследить смену растительности в зоне по 68 ͦ с.ш. и объяснить причину изменения видового состава.

– Почему в тундре низкорослая растительность?

– Почему ягодные кустарники тундры имеют блестящую поверхность листа?

С движения на запад по 68 ͦ с.ш. (от Урала) увеличивается разнообразие видового состава (кустарниковая тундра). Это явление объясняется уменьшением континентальности и благоприятного влияния более тёплых течений на Кольском полуострове. Низкорослость объясняется открытостью пространства, сильные арктические ветры, вечная мерзлота (мало гумуса).

Тайга.

– Почему в этой зоне могут произрастать ель и сосна?

– Почему на востоке тайги на Русской равнине встречаются сибирская пихта, лиственница и кедровая сосна?

Ель и сосна неприхотливы, они растут при суровом температурном режиме, высокой влажности.

По всей территории тайги Русской равнины распространены – ель, пихта, сосна; а на востоке Русской равнины и в Западной Сибири – ель, пихта, кедр, лиственница (светлохвойная тайга). Эти изменения объясняются увеличением континентального климата.

Смешенные леса.

Почему площадь смешено-широколиственных лесов уменьшается к востоку?

– Почему на смену тайге приходят смешенные леса?

– Почему в смешанных широколиственных лесах увеличивается ярусность растительности по сравнению с тайгой?

Смешанные широколиственные леса в основном расположены на юго-западе Русской равнины и на юге Дальнего Востока, а в Сибири вытесняются тайгой. Причина – увеличение континентальности (уменьшение влияния Атлантического океана с движением на восток).

Ярустность в широколиственных лесах увеличивается по сравнению с тайгой. Верхний ярус – дуб, вяз, клен, липа и др. В подлеске – жимолость, орешник, крушина, калина, травянистый покров. Причина – теплое лето, “мягкая” зима с оттепелями, увеличение количество осадков до 700мм/год. Более плодородные почвы.

Степь.

– Почему в южной части степной зоны преобладают полынь и ковыль?

– Почему в степях преобладает травянистая растительность?

В южной части степной зоны отчетливо выражены черты засушливости. Жаркое (+21*…+23*С). Годовая сумма осадков до 40мм/год, зимы холодные, малоснежные с сильными северными ветрами. Полынь и ковыль приспособлены к этим условиям (мощная корневая система). В степях преобладает травянистая растительность, т.к. она больше приспособлена к засушливому климату в отличие от лесной растительности.

Пустыня.

– Почему на территории Прикаспийской низменности на смену степи приходит зона полупустыни?

– Как приспособлена растительность к природным условиям зоны полупустыни?

На территории Прикаспийской низменности находится зона полупустынь. Она имеет сухой резко континентальный климат. Годовая сумма осадков не превышает 250мм. В полупустыне господствует полынно-злаковые сообщества. Приспособления растительности к условиям – мощные корневища и придаточные корни, видоизменённые листья, растения имеют большие запасы растительных веществ.

Эксперты:

1) Построить график изменения климатических показателей (температуры и осадков), почв и растительности Русской равнины с севера на юг.

Условные знаки растительности.

Мощность гумусового слоя (см):

Тундра 2–3;

Тайга 3–25;

Смешанные леса 25–50;

Степь 100–50;

Полупустыня 25–3.

2) Оценить работу групп, используя таблицу подведения итогов:

Природные зоны специалистов. Баллы Тундра, лесотундра. Тайга. Смешенные Широколиственные леса. Степь, Лесостепь Полупустыни
1. Картограф 20б          
2. Геолог 20б          
3. Климатолог 20б          
4. Ботаник 20б          
5. Почвовед 20б          
6. Зоолог 20б          
7. Эколог 20б          
  Итого:            

100–120 баллов – информация готова к печати;

80–100 баллов – с доработкой можно оформить отдельные части (главы);

60–80 баллов – отдельные пункты готовы к печати;

менее 60 баллов – материал к печати не готов.

Контурная карта Русской равнины.

На каждую природную зону нанести: график температуры (с-ю); график температуры (з-в); таблицу осадков; рисунки с изображением животных и растений ; пищевые цепи; профиль рельефа; почвенный профиль.

Примерные ответы учащихся команды, рассматривающих природную зону “Тундру”.

1)Геолог:

А) Зона тундр занимает побережье морей Северного Ледовитого океана. НА юге тундра доходит до Северного полярного круга.

Б) Форма рельефа – низменность (ее высота над уровнем моря от 0 до 200м), в основании лежит древняя Восточно-Европейская платформа.

В) Факторы, формирующие рельеф, – неоднократное наступление моря, а том числе – в четвертичное время, поэтому территория перекрыта морскими осадками большой мощности и отличается выровненным рельефом. (Печорская низменность.)

Г) Материнская порода не способствует накоплению гумуса, мерзлота.

2) Климатолог:

а)

б)

Осадки.

Запад Восток
200–400мм 100–300мм

Температура распределение осадков зависит от циркуляции воздушных масс, рельефа. С движением с севера на юг повышается температура из-за географического положения. В направлении с запада на восток повышается континентальность территории, удаление от теплых течений.

в) В тундре – лесотундре короткое и прохладное лето со средней температурой июля от +4*С на севере до +11*С на юге. Зима длинная, суровая с сильными ветрами и метелями. Ветры холодные в течении всего года. Летом они дуют со стороны Северного Ледовитого океана, зимой – с охлажденного материка Евразии. Осадков выпадает мало – 200–300мм в год. При движении с севера на юг повышается температура (особенно летом), более же суровые зимы наблюдаются на северо-востоке природной зоны. Так же, в этом направлении, с запада на восток, уменьшается количество осадков.

Причины изменений:

– географическое положение;
– удаление от теплых течений;
– увеличение континентального климата.

3) Ботаник:

А) Растительный покров образован мхами, лишайниками, кустарниками. Господствуют стланиковые и подушковидные формы растений. Флора бедна видовым составом.

Б) На севере зоны находиться арктические тундры. С господством мохово -лишайных группировок и болот (травы – осока, пшеница, полярный мак). В средней части зоны – типичная тундра с моховыми, лишайниковыми и кустарничковыми группировками. На юге тундры господствуют кустарниковые тундры. Южнее, в лесотундре, – лесная растительность (изогнутые низкорослые березы, лиственницы).

4) Почвовед:

А) Тип почвы – тундровые типичные и оподзоленные почвы имеют небольшую мощность, малое содержание гумуса, относительно высокую кислотность и обычно заболочены.

Б) Тип почвы зависит от многолетней мерзлоты, слабого испарения в условиях низких температур, бедного растительного покрова.

5)Зоолог:

А) Животный мир тундры очень беден в видовом отношении, но обилен по числу особей. В течение всего года в тундре обитают северные олени (дикие и домашние), лемминги, песцы и волки, тундровая куропатка и белая сова. Летом преобладают множество птиц (гуси, утки, лебеди, кулики, гагары), что объясняется обилием пищи в виде мошек и комаров.

Б) Соотношение растительности с видовым составом животных в тундре свидетельствуют о том, что растительность все-таки преобладает (растения – многолетники, вечнозеленые, вегетативный период короткий).

6) Эколог:

А) Тундра – район оленеводства и овощеводства в закрытом грунте, звероводство, охоты, рыболовства. Также используются ягодные ресурсы тундры (морошка, голубика, клюква, княженика, брусника, черника).

Б) Чрезмерное использование природных богатств тундры ведет к обеднению зоны, нарушению пищевых цепей (растительность тундры возобновляется очень медленно; ежегодно прирост потомства у представителей фауны 1, редко 2 детёныша).

В) Пути решения экологических проблем – более рациональное использование природных ресурсов (уменьшение потребительского отношения); уменьшение сбора ягод, охоты, ловли рыб.

Приложение.

Подведение итогов.