Развивающее занятие по сказке Х.К. Андерсена "Лен"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: развитие речи, мышления и воображения.

Повторение: выделение главной мысли рассказа.

Новый материал: установление логической закономерности.

Пропедевтика: развитие творческого воображения.

Задачи:

– развивать речь;
– развивать способности фантазировать;
– развивать творческие способности.

Материалы и пособия: кубики для задания “Сложи узор”; рамки Монтессори.

Задания:

– выложить узор из кубиков СУ-Б;
– разгадать сканворд “Великие сказочники”;
– придумать как можно больше способов применения системы “Бумага”;
– нарисовать “незримые существа”;
– написать синквейн.

Разминка.

Мозговая гимнастика.

“Качания головой” (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

“Ленивые восьмерки” (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Лён цвел чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

– Все говорят, что я уродился на славу! – сказал лён. – Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

– Да, да, да! – сказали колья изгороди. – Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, видишь, какие мы сучковатые.

И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

– Вовсе не конец! – сказал лён. – И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдет дождик! Я чувствую, что расту и цвету. Я счастливее всех на свете!

Но вот однажды явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

– Не вечно же нам жить в свое удовольствие! – сказал лён. – Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали – да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

“Я ведь так долго был несказанно счастлив! – думал он во время этих мучений. – Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю!. Да, надо, надо!..Ох!”

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошёл на этот кусок.

Попробуйте и выложите узор для этого куска ткани (Игра “Сложи узор”, Приложение. Рисунок 1).

– Но ведь это же бесподобно!. Вот уж не думал, гадал-то! Как мне, однако, везёт! А колья-то твердили: “Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!” Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец. Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! …

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками – да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар!

– Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и приношу пользу миру, а в этом ведь вся суть, в этом-то вся и радость жизни!

Нас двенадцать пар, но все же мы одно целое, мы дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и белье износилось.

– Всему на свете бывает конец! – сказало оно. – Я бы и радо было послужить ещё, но невозможно – невозможно!

И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь – они превратились в тонкую белую бумагу!

– Нет, вот сюрприз так сюрприз!– сказала бумага. – Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, – так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

Решите сканворд “Великие сказочники”. Отыщите в нём фамилии авторов, на сказках которых выросло не одно поколение людей. (Приложение. Рисунок 2.)

– Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! – говорила бумага.– И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю счастье нести людям радость и знания! Я все ещё не могу прийти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так…

Тут все отдельные листы бумаги собрали. Связали вместе и положили на полку.

– Ну, можно теперь и опочить на лаврах! – сказала бумага. Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое – большой шаг вперед. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю – что непременно двинусь вперед! Все на свете постоянно идет вперед, к совершенству.

Назовите как можно больше способов применения системы “Бумага”.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обертку для масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другой шаловливые, блестящие искорки! После всех выходит учитель – это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел – ан нет! Он выходит еще много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

– Уф! – сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лен никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

– Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! – сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, взвились в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушнее пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне.

Нарисовать с помощью рамок Монтессори незримые крошечные существа.

Когда пламя погасло, они еще раз проплясали по черной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мертвой золой:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:

– Песенка никогда не кончается – вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех! …

Итог занятия:

– Почему герой постоянно говорил “:Я так счастлив!”?

Написать синквейн.

Домашнее задание:

1. Выучить стихотворение.

В ситуации любой
Не реви, не плачь, не ной,
Отгони тревогу прочь,
Думай, как себе помочь,
Действуй быстро и спокойно
И веди себя достойно.
Не надейся на удачу, а решай свою задачу.

2. Нарисовать “счастье”.