Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Разделы: Литература


Цели урока: продолжение знакомства с “Петербургскими повестями” Гоголя и повестью “Шинель”; работа над понятиями “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”; закрепление навыков пересказа-анализа, умения вести полемику.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации Саввы Бродского к повести “Шинель”.

“Весь мир против меня: как я велик!”. М.Ю. Лермонтов. Поэма “Испанцы”

“Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое”. Н.Г. Чернышевский

“Все мы вышли из гоголевской “Шинели”. Мелькиор де Вогюэ

“Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”.
“Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Библия

Слово учителя и заранее подготовленных учащихся.

В 1829-1831 годах Гоголь находился на государственной службе: служил в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий, а затем писцом в Департаменте уделов.

В 1842 году выходит повесть “Шинель”, завершившая цикл “Петербургские повести”.

В основу повести лег анекдот о бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который непосильными трудами и экономией скопил 200 рублей на покупку хорошего ружья. Поплыл на лодке впервые, и ружье было стянуто тростником. Чиновник схватил горячку, и только товарищами, купившими ему ружье, был возвращен к жизни. Зерно анекдота сохранилось, но изменения помогают нам понять творческое задание повести. Никто не заступился за Акакия Акакиевича: ни сослуживцы по департаменту, ни блюстители порядка - полицейские, ни “значительное лицо”. Повесть в заключение лицом к лицу сталкивает “маленького человека” с жестокой бюрократической машиной. И эта машина безжалостно давит и уничтожает его.

Гоголь изменил материал так, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из самых последних мест в иерархической системе России, тишайшее и безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее все лишения и насмешки, не обнаруживавшее никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое - на “шинель”, и то лишь тогда, когда без нее уже никак не обойтись.

И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает, как какого-то злодея и преступника!

Работа с текстом повести.

- В каком тоне в основном ведется рассказ?

Рассказ в основном ведется в шутливом тоне “болтовни”. Герой жалок, несчастен, и рассказчик, словно не замечая этого, смеется над ним. Он говорит, что чиновники, насмехаясь, отнимали “благородное имя шинели и называли ее капотом”.

- Как меняется тон повествования?

Тон становится торжественным, возвышенным, речь организованной, когда Гоголь говорит о молодом человеке, которого потрясли издевательства чиновников над Акакием Акакиевичем. Он видел в гонимом и всеми презираемом существе – человека, услышал: “ Я брат твой”. Мы уже другими глазами смотрим на смешное в нем . И нам становится не по себе, что мы могли посмеяться над Акакием Акакиевичем. Целью Гоголя было – внушить раскаяние.

- Что же заставило Башмачкина завести новую шинель?

“Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того… Враг этот не кто другой, как наш северный мороз…” Вся жизнь Акакия Акакиевича с тех пор, как над ним нависла угроза остаться холодной зимой при своем “капоте”, подчинена выкраиванию из скудных доходов необходимых для новой шинели денег.

- Как внутренне меняется Акакий Акакиевич?

Шинель становится подругой жизни. Существование его сделалось полнее, как будто бы он женился.

Мечта о шинели пробуждает человека в Акакие Акакиевиче. Именно такой образ позволяет Гоголю провести гуманистическую мысль о живой душе, скрытой даже в самом ничтожном человеке.

- Чем явилась для Башмачкина утрата шинели?

Утрата шинели явилась для Башмачкина катастрофой. “Акакий Акакиевич печальный побрел в свою комнату, и как он провел там ночь, предоставляется судить тому, кто может сколько-нибудь представить себе положение другого”.

- Расскажите о попытках Акакия Акакиевича вернуть утраченную шинель.

“Значительное лицо” - сатирический образ, олицетворение власти денег, бездушия системы, неконкретный персонаж. Он, как и многие другие герои Гоголя, не плох сам по себе, “электричество чина” делает его воплощением злой судьбы Акакия Акакиевича.

Акакию Акакиевичу суждено было “на несколько дней прожить шумно после своей смерти”. Прожить? Заставить о себе говорить, “как бы в награду за не примеченную никем жизнь”. “Значительное лицо” испытывает угрызения совести после известия о смерти бедного чиновника. Он стал внимательнее к людям.

Образ бедного чиновник, “маленького человека”, сделался после “Шинели” одним из центральных в литературе 40-х годов. Достоевский, Григорович, Некрасов продолжили и развили эту сквозную тему в русской литературе 19 века.

Аналитическая работа с текстом повести “шинель”.

Для работы оформляется таблица, левая часть которой заполняется совместно, а правая – самостоятельно (с дополнениями после обсуждения).

Вопросы для анализа Комментарии
Какова главная тема повести "Шинель"? Это тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни.
Как подчеркивается типичность героя и ситуации? "…Служил в одном департаменте", "когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить", "один чиновник…"
Какая личность перед нами? Живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни - в переписывании бумаг.
Чем стала для него идея приобретения шинели? Идея расцвечивает жизнь, наполняет её особым содержанием
В чём особый драматизм ситуации с кражей шинели? Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости.
С какой целью вводится фантастический финал? Гоголь стремился вызвать у читателя чувство протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.
Какой тип "маленького человека" воплотился в Башмачкине? Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно "стертая" личность,что при явно выраженном сочувствии автора к "маленькому человеку" не исключает трезвого подхода к проблеме.

Кроссворд решается всем классом. (Приложение 1)

Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: “Какие нравственные проблемы поднимает Н.В. Гоголь в повести “Шинель”?