Проектная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: "Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Концепция проекта

Наш детский сад расположен рядом с оживленными улицами: Юбилейная, К. Беляева, пр. Победы и дети вынуждены переходить дороги по пути в детский сад. В следующем году нашим воспитанникам предстоит самим переходить дорогу, так как дети пойдут в школу, расположенную рядом с детским садом. Важно отметить, что с каждым годом на дорогах нашего города увеличивается количество транспортных средств, следовательно, возрастает опасность дорожно-транспортных происшествий. Часто в таких ситуациях оказываются дети.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – это важная проблема, стоящая не только перед государством, ГИБДД, но и образовательными учреждениями, семьей и каждым членом нашего общества. Следует отметить, что за последнее время в г. Череповце увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, которые привели к тяжелым последствиям: травмам различной степени тяжести, а в некоторых случаях и к гибели детей. Так, по данным статистики по г. Череповцу за 11 месяцев 2013 года зарегистрировано 50 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, в которых 51 ребенок получил травмы различной степени тяжести, а по неосторожности самих детей произошло 16 ДТП, 17 детей пострадали. Отсюда возникает противоречие: с одной стороны у детей не сформированы навыки осознанного безопасного поведения на дороге, что безусловно волнует родителей и педагогов, с другой детям необходимо самостоятельно переходить дорогу по пути в школу в условиях сложной дорожно-транспортной ситуации сложившейся в городе Череповце. Следовательно, возникает потребность в формировании у детей необходимых умений и навыков, в выработке положительных, устойчивых привычек, осознанного безопасного поведения при переходе улицы.

Анализ рисков

Согласно проведенному опросу среди родителей, одной из причин данной проблемы является то, что родители сами не всегда соблюдают правила дорожного движения при переходе улицы, хотя являются для детей образцом для подражания. Анализируя результаты опроса, можно сделать выводы, что, будучи пешеходами, многие из них стремятся, чего бы это ни стоило, сэкономить время в пути, спешат без оглядки по опасной проезжей части, держа за руку своего ребенка. Иногда, нарушая правила, переходят улицу на красный сигнал светофора и не по пешеходному переходу.

Определение цели и задач

Для эффективного решения данной проблемы выделили цель: формирование знаний детей о правилах безопасного дорожного движения и задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.
  2. Способствовать осознанию важности выполнения правил дорожного движения, необходимых для обеспечения наибольшей безопасности детей, всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
  3. Развивать у детей и родителей осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения через актуализацию в их опыте таких качеств, как осторожность, ответственность, самостоятельность.
  4. Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения (пешеходам, водителям, пассажирам).
  5. Упражнять детей в умении предвидеть опасность, правильно реагировать и выполнять действия в зависимости от ситуации.
  6. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Расчет ресурсного обеспечения

Для реализации проекта мы проанализировали предметно-развивающую среду и выявили, что в детском саду и в семьях наших воспитанников недостаточно информационного, занимательного материала, дидактических игр, методической и художественной литературы, наглядных пособий. В реализуемой нами примерной основной общеобразовательной программе “Детство” выделена образовательная область “Безопасность”, но недостаточно представлено методической литературы, дидактических пособий.

Планирование проекта

Данный проект мы реализовали в 3 этапа. На 1 этапе мы проанализировали среду и участников проекта, риски; провели расчет ресурсного обеспечения; исследовали и проанализировали проблему; определили цель и задачи. Второй этап – реализация проектной деятельности: сбор, анализ и систематизация информации о дорожной грамоте; творческая деятельность детей, родителей и воспитателей. Третий этап - презентация результатов творческой деятельности участников проекта.

Работа воспитателей

  • Подбор и знакомство с познавательной литературой по данной теме.
  • Разработка и подбор практического материала для непосредственно-образовательной деятельности, игр, досугов, экскурсий с детьми по правилам дорожного движения.
  • Подбор загадок, стихов, рассказов, проблемных ситуаций.
  • Систематизация иллюстрационного материала.
  • Составление картотеки игр по данной теме.
  • Изготовление альбома “Школа пешеходных наук”.

Творческая деятельность детей, родителей и воспитателей

Работа с детьми Работа с родителями
  • Творческие игры детей: инсценировка эпизодов “Нарушитель – пешеход”, “Сломанный светофор”, “Как перейти дорогу без светофора”.
  • Сюжетно-ролевые игры: “Мы – пешеходы”, “Поездка на экскурсию к вокзалу”.
  • Театрализованная игра “Уважайте светофор”.
  • Игры и решение различных проблемных ситуаций на настольном и напольном макете.
  • Подвижные игры: “Стоп”, “Самый быстрый”, “Тише едешь – дальше будешь”, “Перекресток” и др.
  • Выполнение аппликации и рисунков на тему: “Наша улица”, “Наш друг – светофор”, “Дорожные знаки в городе будущего”; составление коллажа “Азбука дорог”.
  • Непосредственная образовательная деятельность с детьми: “Вежливые пассажиры”, “КВН “Знатоки дорожной азбуки”, викторина “Детям знать положено правила дорожные”, “Как Ослик в школу пошел”, экскурсия “Пешеходный переход”, “Знаки дорожные помни всегда”.
  • Моделирование ситуаций: “Железнодорожный переезд”, “Игры во дворе”, “Я – пешеход”,
  • Решение проблемных ситуаций к проекту.
  • Игры – экспериментирования: “Движение ластика по мокрой и сухой дорожке” (опасность движения автомобиля по мокрой дороге), “Ходьба по диагонали” (невозможность увидеть автомобиль сзади себя), “Беги – стой” (невозможность мгновенно остановиться автомобилю), “Катание детей по ледяным дорожкам” (проблема скользкой дороги).
  • Отгадывание кроссворда “Зеленый огонек”.
  • Организация серии экскурсий с детьми: “Мир дорог”, “Путешествие в аэропорт” и целевых прогулок: “К регулируемому пешеходному переходу”, “К нерегулируемому пешеходному переходу”, “По улице Беляева”.
  • Чтение художественной литературы по данной теме: С.Черный “Кот на велосипеде”, Н.Носов “Автомобиль”, А.Первунинский “Азбука дорог”, В. Ардов “Огнехвостик”, В. Семернин “Запрещается – разрешается” и др.
  • Изготовление атрибутов для настольного макета “Улица города Череповца” (светофоры, знаки дорожного движения, дома).
  • Настольно-печатные игры: “Дорога в школу”, “Моделируемые знаки”, “Найди правильный светофор”.
  • Создание фотоальбома “Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога”.
  • Выступление инспектора ГИБДД “Тот отличный пешеход, кто по правилам идет”.
  • Составление лимерик к проекту.
  • Физкультурный досуг “Как дети научили Бабу-Ягу правилам дорожного движения”.
  • Тест для родителей “Грамотный пешеход”.
  • Выпуск газеты “Кораблик” для родителей “Безопасность ребенка на дороге”.
  • Ширма “Ребенок и дорога”.
  • Заседание семейного клуба “Домовенок” на тему “Дорожные старты”.
  • Совместные рисунки детей и родителей к проекту “Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога”.
  • Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”,
  • Беседы: “Правила безопасного поведения на проезжей части”, беседа для отцов “Правила перевозки детей в автомобиле”.
  • Оформление статей в родительском уголке: “Правила поведения ребенка на дороге”, “Памятка родителям по правилам дорожного движения”, “Правила поведения при сезонных изменениях погоды”, “Азбука опасного поведения”.
  • День открытых дверей “Как мы учим детей правилам дорожного движения”.
  • Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованной игры “Уважайте светофор"
  • Изготовление родителями дорожных знаков, пешеходной дорожки для напольного макета.
  • Изготовление родителями настольного макета “Машина”.
  • Составление сказок совместно с детьми по правилам дорожного движения.
  • Изготовление родителями сенсорной подушки с дорожными знаками.
  • Папка – передвижка “Домашняя академия”.
  • Картотека игр для детей совместно с родителями “Дорожная игротека”.
  • Памятки для родителей по правилам дорожного движения.
  • Опыт семейного воспитания по данной теме

3 этап – презентация результатов творческой деятельности участников проекта:

  • Оформление выставки рисунков и коллажей “Дорожная азбука”;
  • Фотосессия “Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога” (создание фотоальбома);
  • Выставка настольно-печатных игр, напольного и настольного макетов;
  • Семейный клуб “Домовенок” “Дорожные старты”;
  • Театрализованная игра “Уважайте светофор”;
  • Презентация стихов вологодского поэта А.В. Первунинского "Азбука дорог".

Исполнение проекта

Данный проект реализован с 1 ноября 2012 года по 25 февраля 2013 года. Презентация проекта состоялась на педсовете 1 марта 2013 года (протокол №4).

Предполагаемый результат – осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте; умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.