Занятие по мототехнике "Оптимальный скоростной режим на поворотах трасс. Правильное прохождение поворотов"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


На данном занятии рассматривается один из важнейших вопросов образовательной программы по мототехнике, связанный с правильным прохождением поворотов. А именно в процессе занятия закладываются знания и умения по овладению оптимальным скоростным режимом на поворотах. Эффективность достижения цели занятия достигается выбором оптимальных учебного содержания, организационных форм учебно-познавательной деятельности и методов обучения для каждой конкретной задачи учебного занятия. Широкий спектр образовательных, воспитательных и развивающих целей занятия в совокупности с требованием эффективности при их достижении обусловил применение активных методов обучения в условиях технологии модерации.

Образовательная цель: формирование представления об оптимальном скоростном режиме на поворотах кроссовой трассы и практических умений прохождения поворотов.

Воспитательная цель: воспитание культуры учебного труда, культуры езды на мотоцикле, самостоятельности как качества личности, высоких моральных и волевых качеств, гражданской позиции, привитие любви к технике.

Развивающая цель: развитие творческих способностей, коммуникативных, интеллектуальных и рефлексивных умений, внутренней позиции спортсмена добиваться цели, умения оценить ситуацию.

Тип занятия: учебное занятие по формированию новых знаний и способов деятельности.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Форма занятия: деловая игра.

Возраст детей: 13-15 лет.

Год обучения: второй.

Основное содержание темы. Трасса, радиус поворота, торможение передним колесом, наращивание скорости при выходе из поворота, перенос переднего колеса через препятствия, положение рук и ног, поддержания равновесия телом.

Развивающие ресурсы. Трасса с поворотами различных траекторий, мотоцикл, трамплины.

Ход занятия

1) Инициация.

Педагог делает отметку в журнале. Сообщает о том, что теоретическая часть занятия будет проходить в основном в учебном кабинете, а практическая езда на мотоциклах на мотодроме. Уточняет, какая потребуется экипировка: кроссовый шлем, очки со съемными кассетами, панцирь, мотоботы, наколенники и подлокотники, шейная обвязка.

2) Погружение в тему (сообщение целей урока)

Обучающиеся наблюдают заезды с поворотами. В результате обсуждения обучающиеся пришли к выводу, что прохождение поворотов еще не отработано. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему занятия и формулируют цель, связанную с необходимостью научиться проходить повороты.

Педагог. Сегодня мы будем работать в группах (экипажах), в парах, коллективно искать ответы на поставленные вопросы, наблюдать и выявлять ошибки при прохождении поворотов. Наша цель будет несколько шире: воспитание культуры режима прохождения поворотов, самостоятельности как качества личности, развитие творческих способностей, коммуникативных, интеллектуальных и рефлексивных умений, формирование практических умений прохождения поворотов в процессе усвоения знаний об оптимальном скоростном режиме на поворотах кроссовых трасс.

Педагог. Уточняю, что при отработке практических умений мы будем нацелены на результаты: умение проходить повороты в позиции стоя (уметь как можно дольше стоять. Ни в коем случае не открывать ГАЗ (резкое увеличение газа – пробуксовывает колесо) – провал колеса, стараться не тормозить, особенно на песке или в снегу. Чувствовать зацеп с землёй и амортизацию ногами.

Напомню: управления мотоциклом подразумевает должный контроль над пятью элементами: сцеплением, газом, передним и задним тормозами, КПП. Научившись четко их чувствовать, вы приобретете потрясающий контроль над аппаратом.

Далее педагог рассказывает о технике безопасности.

3) Формирование ожиданий обучающихся

Педагог предлагает перейти в учебный класс и ставит проблемный вопрос. “Почему при равной скорости на прямолинейном участке трассы гонщики проходят поворот с различной скоростью?

В результате обсуждения пришли к выводу, что при прохождении трассы очень важно правильно рассчитать и сделать поворот, поэтому прохождение поворотов считается самым сильным звеном по всей трассе, именно, все обгоны и отставания происходят на этом участке. Далее идет обсуждение сценария занятия, игровая форма, ситуация состязательности, происходит разбивка на 2 экипажа по 4-5 человек. Педагог сообщает, что будет оценивать поворот каждого по пятибалльной системе. Каждый участник оценивает себя. Победит тот экипаж, который наберет больше баллов.

4) Установочная лекция педагога

Вам как членам экипажа даются по конспекты моего объяснения. Ваша задача следить по конспекту за моим объяснением и ответить на поставленные мною вопросы.

Содержание нового (содержание подготовлено на основе анализа литературы [2-5])

Знакомства с трассой Техника безопасности
Свободное изучение трассы “Никаких гонок, только учиться, учиться и учиться”

Каждый кроссмен имеет номер, чтобы его отметили, и выявили эталон среди обучаемых или сделать кому-то замечание

Правила темы 1: (ПТ 1)

- Позиция - стоять.

- Чувствовать зацеп с землёй,

- Больше радиус – больше скорость

- Меньше радиус – скорость чуть меньше.

- Брать необходимо большой радиус, обязательно стоя, как можно дольше, если тяжело, то садиться только после поворота.

- Гонщику ни в коем случае нельзя садиться на поворотах.

- Кроссмен должен как можно дольше стоять во время движения.

- Ни в коем случае не открывать ГАЗ (резкое увеличение газа – пробуксовывает колесо) – провал колеса, мотоцикл перестаёт слушаться и будет рулить Вами.

- Тормозить не надо, стараться не тормозить, особенно на песке или в снегу.

- Вы должны чувствовать амортизацию ногами и локтями.

- Вставив внутреннюю ногу вперёд, нагрузив внешнюю для случая небольшой поддержки, убедитесь, что держите её перед собой с приподнятым носком вверх, чтобы не зацепило и не утащило назад.

Спортивные повороты
При нахождении оптимальной скорости:

Стараться не быстро входить в поворот, лучше найдите ту скорость, в которой Вы равномерно будете “писать” поворот.

Техника безопасности

- Не застревать на поворотах

- Коленями зажимать мотоцикл ( мотоцикл не должен болтаться между ног)

Задняя оттяжка
Кроссмен должен смещаться по горизонтали, в заднюю оттяжку, чтобы загрузить заднее колесо и освободить переднее. Если переднее колесо загружено, то это колесо проваливается в рыхлый песок или снег и кроссмен падает.

Жёстко стоять на подножках, чтобы понижать центр тяжести, а руки на руле свободные. Мотоцикл управляется ещё коленями, а не рулём, руки расслаблены.

Примечание: если колеи от мотоциклов ровные – значит ехали опытные гонщики.

Для учебы необходимо начинать с больших радиусов и обязательно стоя.

Правильное положение тела гонщика – мотоцикл и кроссмен –одно целое.

Самое главное- позиция.

Центральное положение (под названием атакующий) голова вперёд, как будто хотите посмотреть свой номер. (Позицию кроссмен сам чувствует). Гонщик должен стремиться ехать по накатанной колее, лучше позже садиться и рано вставать.

Техника безопасности:

- Загрузить заднее колесо, если переднее колесо загружено, то переднее колесо зарывается и кроссмен падает!

- Кроссмен должен жёстко стоять на подножках, прижимать коленями бак мотоцикла, чтобы мотоцикл не болтался. Как можно прямее ноги. Фактически кроссмен рулит подножками. Важно сохранять некоторую способность абсордировать выбоины с помощью коленей и локтей. Нельзя вилять рулём, только коленами. Руки расслаблены.

- Резкий сброс газа начинает мотоцикл сразу вилять. Газ плавно открывается и закрывается.

- Дав полный газ машина зарывается, то необходимо ногу сию минуту ставить для планирования.

- Когда сидите сзади не поворачивайте мотоцикл, (особенно руление - ни в коем случае)

Задание на тренировках
Думать, думать и думать!

По колеям должны ехать ровно. Мотоцикл не должен рулить Кроссменом. Не цепляйтесь за руль.

Расслабляйтесь! Устали – меньше газуйте, но ехать надо быстрее.

По колеям не надо нервничать, ехать по колеям должны спокойно и ровно. Рулите мотоцикл телом, ехать вместе с ним по колеям, не цепляйтесь за руль. Кроссмен должен быть расслаблен, а держаться коленями.

Заранее кроссмен должен встать, прежде чем пойдут волны в колеях,.

Не надо подавать полный газ – мотоцикл зарывается. Если кроссмен снял ногу с подножки, сбалансировали ею и тут же её ставьте на подножку.

Правила игры по рыхлой трассе – это песчаное покрытие или снежное:

Слушай мотор, вовремя переключайся, не перекручивайте передачу! Важен средний газ и нужная передача, чтобы чувствовать зацеп.

Подход к повороту
Должен быть быстрый подход к повороту.

Подъезжайте внутреннему радиусу – притормаживайте и в поворот.

Траектория поворота.

Рекомендации:

- рано не надо сбрасывать газ. Резкий сброс – это тормоз для колеса, а надо, чтобы колесо постоянно толкало – значит больше газа. Инерция должна быть в повороте, чтобы эта инерция толкала, тогда легче пройти траекторию.

Заход в поворот – начальный наклон. Полный наклон мотоцикла – это уже выход из поворота и тогда плавно открываете газ - параллельно поднимая мотоцикл.

Техника безопасности.

Проезжать поворот медленнее – значит упадёте.

Не дёргать газ. Не сбрасывать газ внутри поворота! Остановки не должны быть на повороте.

Примечание.

Торможение с заносом – способ очень быстрого поворачивания, хотя при этом теряется ход. Этот прием лучше работает при ровной поверхности, только сильные гонщики отрабатывают его и в поворотах в состоянии разной степени разбитости. Принцип торможения с заносом такой: выжмите сцепление, заблокируйте заднее колесо и осторожно направьте занос направо или налево. Задняя часть заскользит и ее развернет. Ключом к эффективному использованию этого приема является координация работы тормоза и газа таким образом, чтобы торможение с заносом переходило в управляемый занос. Это требует массу практики, и начинать надо осторожно. Отрабатывайте прием на ровной поверхности и малых скоростях. Когда вы усвоите этот прием, он станет замечательной возможностью обгона по внутреннему радиусу.

Выход из поворота
Плавное ускорение и наращивание скорости на выходе.

В повороте начинайте плавно открывать газ.

Надо нарастить скорость на выход по прямой.

Плавно наращивать скорость в повороте.

На дуге старайтесь быстрее ехать иначе будете падать.

Перенос переднего колеса через препятствия:

- на выходе смещайтесь чуть вперёд и обязательно прибавите скорость,

плавно работаете с газом, слушайте мотор, надо ехать ровным газом.

Если очень устали, то садиться только в конце поворота.

5. Работа в группах, проработка материала

Вопросы первому экипажу Вопросы второму экипажу
1. Почему необходимо стараться не быстро входить в поворот без торможения? 1. Почему необходимо коленями зажимать мотоцикл?
2. Почему кроссмен должен смещаться по горизонтали, в заднюю оттяжку? 2. Почему кроссмен должен жёстко стоять на подножках, прижимать коленями бак мотоцикла?
3. Что такое стоять жестко на подножках и при этом, почему руки должны быть расслаблены за рулем? 3. Почему нельзя вилять рулём?
4. Каким способом управляется мотоцикл? 4. Почему резко не надо сбрасывать или прибавлять газ?
5. Какой скоростной режим должен соблюдать кроссмен? 5. Почему нельзя включать рычаги торможения на поворотах?

6. Обсуждение заданий в экипажах, обобщение материала

Каждый экипаж отвечает на поставленные вопросы. Другой экипаж имеет право дополнить или задать свои вопросы. Педагог обобщает материал, нацеливает обучающихся на его знание при прохождении поворотов.

7. Группообразование для практической отработки материала

Все обучающиеся делятся на пары, в которые входят по одному представителю от каждого экипажа.

8. Практическая отработка прохождения поворотов при оптимальной скорости (на территории мотодрома).

Все первые номера пары отрабатывают повороты, а вторые номера наблюдают и отмечают ошибки, недочеты. Затем идет обсуждение замечаний и дальнейшая отработка. Первые и вторые номера меняются ролями, и отработка поворотов продолжается. Педагог выставляет оценку по пятибалльной системе каждому обучающемуся и собирает самооценки обучающихся. Он назначает счетную комиссию из двух человек (по одному из каждого экипажа) для подсчета выставленных оценок.

9. Подведение итогов. Выявление экипажа победителя. Рефлексия (в учебном кабинете)

Педагог подводит итоги, указывает на достижения ошибки, называет экипаж победитель и предлагает вопросы для рефлексии.

Проводит рефлексию по вопросам

- Что было нового, интересного на занятии?

- Какие встретили затруднения?

- Как их преодолевать?

10. Эмоциональная разрядка

Упражнение: на повторение положения и движений при прохождении поворотов с обязательной импровизацией.

Самоанализ занятия

1. Триединая дидактическая цель занятия заключалась в воспитании культуры учебного труда, самостоятельности как качества личности, в развитии творческих способностей, коммуникативных, интеллектуальных и рефлексивных умений, в формирование практических умений прохождения поворотов в процессе усвоения знаний об оптимальном скоростном режиме на поворотах кроссовый трассы.

2. Для реализации целей данного занятия применялись активные методы обучения: игровые, мозговой штурм, проблемно-поисковые, дискуссионные.

3. АМО выбирались с учетом их возможностей для решения задач учебного занятия. Например, для развития мышления использовались проблемно-поисковые методы, “мозговой штурм”, для формирования коммуникативных умений применялись дискуссионные методы, развитию познавательного интереса способствовало применение вышеуказанных методов и игрового метода.

4. Репродуктивные методы применялись при передаче педагогом знаний в готовом виде, необходимых для включения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность.

5. Эффективность АМО была обусловлена их применением в условиях технологии модерации. Данная технология предусматривает не только оптимальное сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной форм учебно-познавательной деятельности обучающихся. Данная технология позволяет безошибочно выбирать оптимальные формы учебно-познавательной деятельности в соответствии с каждой задачей (целью) и оптимальными данной задаче методами обучения. Например, формирование коммуникативных умений будет успешным при применении дискуссионного метода обучения в условиях групповой формы учебной работы.

6. Сочетание АМО с групповой и индивидуальной формами учебной работы способствовало реализации сотрудничества в обучении.

7. Таким образом, успешному достижению целей занятия способствовало выбор оптимальных учебного содержания, АМО и форм учебной работы в условиях технологии модерации.

Литература

  1. Амосов Н.М. “Раздумья о здоровье”. Киев, 1987.
  2. Ник Йенач. Техника спортивной езды. Как развить навыки, улучшающие скорость, безопасность и уверенность на улицах и треках. e-mail: mail@avto-moto.by

Интернет источники

  1. http://www.motogp.ru/MX.About#
  2. http://www.al.siberia.net
  3. http://webforum.rbc.ru/wb.php?board=9141