Коррекционное логопедическое занятие в средней группе для детей с задержкой ЗПР "Поможем ослику найти свою песенку"

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

- развитие активного и пассивного словаря детей по лексическим темам: “Фрукты”, “Овощи”;

- развитие грамматического строя речи путём введения в речь детей понятий: “большой - маленький, один – много, светлый - тёмный”;

- формирование начальных навыков словоизменения и словообразования (огурец, огурцы, огурчик);

- знакомство с гласными звуками (буквами) А, У, И;

- развитие мелкой моторики и координации речи с движениями;

- формирование умения определять эмоциональное состояние сказочных героев и самостоятельно передавать аналогичное настроение посредством мимики и жестов;

- формирование учебных навыков: познавательного интереса, работоспособности, умения выполнять правила игры, доводить начатое дело до конца.

Материал: кубики Зайцева; игрушка ослик; компьютерная игра “Кто как говорит?”; электронная игра “Азбука”. Дидактические игры, основанные на принципах М.Монтессори: “Овощи – фрукты” (с наборами пластмассовых овощей, фруктов и предметных картинок с подписями), “Один – много”, “Большой – маленький”. Д/и “Разрезные картинки-слова”, “Вставь букву”, “Настроение” (картинки сказочных героев).

Дидактические игры представлены в Приложении 1.

Ход занятия

1. Беседа в кругу.

- Ребята, вам нравится ходить в детский сад? Вы любите свою группу? А хорошо ли вы знаете, что есть в нашей группе, и что где находится?

2. Игра “Картинка – предмет из окружающей среды”.

- Называйте предметы, изображённые на картинках. Дети сопоставляют предметы, изображённые на картинках с предметами из окружающей среды. Раскладывают таблички на соответствующие предметы. (Последняя картинка “компьютер”).

- Вместе отнесём картинку, посмотрим, какое упражнение нам предлагает сегодня выполнить “компьютер”.

3. Компьютерная игра “Кто как голос подаёт?”.

- Кто какую песенку поёт? Корова - му, коза - ме, кошка - мяу…, ослик - молчит. Он собирал урожай в саду и на огороде, и где-то там потерял свою песенку. Ходит теперь грустный.

4. Игра “Настроение” (на определение эмоционального состояния сказочных героев, изображённых на картинках).

– Посмотрите на сказочных героев, кто ещё грустный? Почему? А вы бываете грустными? Почему? Покажите, как вы грустите. Какая Царевна лягушка, медведь,

Баба Яга? Дети с помощью мимики и жестов передают эмоциональное состояние, соответствующие перечисленным сказочным героям.

- Поможем ослику отыскать свою песенку. Отправимся в сад и на огород на поезде.

5. Кубики Зайцева.

Дети выкладывают поезд из больших кубиков, поворачивая все грани с гласной У.

- Занимаем места в вагонах (дети берутся за указку). Поехали. (Запись – гудок поезда и стук колёс). Пропевают склады. Приехали.

6. Чистоговорки на звуки: С сь, З зь.

- Вот лужок, но здесь преграда. Повторить за мной вам надо. Координация речи с движением.

СА-СА-СА - вот летит оса

УСЬ-УСЬ-УСЬ - ходит важный гусь

ЗА-ЗА-ЗА - вот стоит коза

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - сена дам козе.

- Всем смогли мы угодить, теперь можно проходить!

- Вот и сад, огород. А вон и ослик идёт. Поможем ослику урожай собрать, может и песенка его найдётся. Каждый ребёнок берёт себе игру.

7. Предлагаемые игры для самостоятельного выполнения детьми упражнений с использованием методики М.Монтессори:

- “Фрукты - овощи” (“Предмет – картинка”)

- “Парочки” (“Игра в карты”)

- “Один – много” (фрукты, овощи)

- “Большой – маленький” (фрукты, овощи).

Дидактические авторские игры:

- “Разрезные картинки-слова” (фрукты, овощи)

- “Вставь букву” (часть и целое; фрукты, овощи).

8. - А вот и песенка ослика нашлась (“ноты”). Давайте поможем ослику её спеть.

Электронная игра “Азбука”. Каждый ребенок, нажимая на соответствующие буквы, проговаривает: ИА, ИА.

Угостим ослика капустой

9. Пальчиковая игра “Капуста” (речь с движением).

- Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту жмём, жмём,
Мы капусту режем, режем,
Ослику поесть даём (отдаём ослику капусту).

10. - Посмотрите, ослик рад!
Нам даёт он виноград,
Сладкий, сочный, наливной,
Мы возьмём его с собой.

- Пора отправляться в обратный путь. Пойдёмте к поезду. Обратно поедем в других вагонах с гласной А. Дети поворачивают кубики на грань с буквой А.

- Занимаем места в вагонах (берутся за указку). Поехали. Пропевают склады с гласной А. Приехали. Занятие окончено.