Тематическое планирование коррекционно-развивающей работы по развитию речи, обучению грамоте и чтению для учащихся 1–4-х классов

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


1 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Речь (устная и письменная) – общее представление.
  • Предложение и слово. Речь-предложение-слово-слог.

Октябрь:

  • Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение, количество слогов.
  • Звуки и буквы. Гласные и согласные (твёрдые и мягкие, глухие и звонкие). Выделение в словах отдельных звуков, выделение ударных слогов, соотнесение со схемой. Знакомство с буквами а,о,и,ы,у. Правильное соотнесение звуков и букв.
  • Согласные и гласные звуки и буквы, обозначение твёрдости и мягкости.
  • Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву.

Ноябрь:

  • Составление слов из букв и слогов разрезной азбуки (после предварительного анализа и без него). Обучение чтению слов, коротких предложений и текстов.
  • Обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров, бордюров непрерывным движением руки.
  • Знакомство с начертанием больших и маленьких букв, основными типами соединений, обозначение звуков буквами рукописного шрифта. Написание букв и их соединений в словах, слов на строке, предложений (после предварительного разбора, затем самостоятельно).

Декабрь:

  • Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка при помощи сличения с образцом и послогового орфографического чтения.
  • Большая буква в начале предложения, точка в конце. Большая буква в именах людей и кличках животных.
  • Безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • Расширение словарного запаса. Правильное употребление слов (предметов, признаков, действий), объяснение их значения.

Январь:

  • Диагностика.
  • Расширение обобщающих понятий.
  • Развитие умения посредством слова точно и грамматически правильно излагать собственные мысли.

Февраль:

  • Омонимы, синонимы, антонимы, образные выражения (без терминологии).
  • Построение правильного пересказа знакомой сказки или небольшого рассказа.
  • Составление по картинке или серии картинок определённого количества предложений или небольшого рассказа.
  • Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Март:

  • Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов.
  • Составление рассказа по его началу или концу.
  • Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету предложенному учителем

Апрель:

  • Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.
  • Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу, о большой букве в именах людей и кличках животных, о написании предложений.
  • Понятие о речи и её значении в жизни.
  • Составление предложений на определённую тему по картинке, устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям.

Май:

  • Знакомство с речевой этикой. Культура общения. Слова приветствия и прощания.
  • Слова с непроверяемыми написаниями: воробей, корова, Москва, ребята, учитель, ученик
  • Диагностика.

2 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Звуки и буквы. Гласные и согласные, мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я. Различение й и и.
  • Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

Октябрь:

  • Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова между согласными.
  • Слог, деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Перенос слов с буквами й,ь.(майка, мальчик).
  • Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова (глаз-глаза, луг-луга).
  • Ударение. Выделение ударных и безударных слогов в слове. Правописание безударных гласных в словах .

Ноябрь:

  • Двойные согласные в простейших словах. Разделительный мягкий знак.
  • Алфавит. Название букв. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарём учебника.
  • Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что? Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделал? Умение ставить вопросы к словам.

Декабрь:

  • Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.
  • Предлог. Раздельное написание со словами наиболее распространённых предлогов (в, из, к, на, от, по, с, у).
  • Общее понятие о корне слова. Однокоренные слова. Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразным написанием корней (корм-кормить-кормушка, лес-лесник-лесной).
  • Правописание глухих и звонких согласных в корнях слов.

Январь:

  • Диагностика.
  • Упражнения в формировании умения пользоваться словарём, данным в учебнике
  • Членение речи на предложения. Выделение в предложении слов, обозначающих о ком или о чём говорится, что говорится.

Февраль:

  • Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
  • Связь слов в предложении (по вопросам).
  • Наблюдение за значением предложений, употребление в конце предложений точки, вопросительного, восклицательного знаков.
  • Составление предложений, запись простых предложений, предварительно проанализированных в классе.

Март:

  • Речь и её значение в жизни. Наблюдение за особенностями устной и письменной речи.
  • Текст. Вычленение опорных слов в тексте. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Определение темы текста. Выделение частей текста. Озаглавливание небольшого текста и его частей.
  • Понятие об изложении. Изложение под руководством учителя текста по вопросам.
  • Составление и запись предложений (по вопросам, по сюжетной картинке).

Апрель:

  • Коллективное составление небольшого рассказа (сочинения) о труде, играх, учёбе, увлечениях.
  • Звуки и буквы. Звонкие, глухие, двойные согласные, ударные и безударные гласные, обозначение их буквами.
  • Разделительный мягкий знак. Слова, обозначающие предметы.
  • Слова, обозначающие признаки предметов.

Май:

  • Слова, обозначающие действия предметов.
  • Текст.
  • Диагностика.

3 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Звуки и буквы. Звуки гласные, согласные, их обозначение буквами. Ударение, различение ударных и безударных слогов. Перенос слов. Слоговой и звукобуквенный анализ слов, его роль в формировании письма без пропусков, замены, искажений, перестановки букв.
  • Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Двойные согласные.

Октябрь:

  • Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
  • Предложение, главные члены предложения
  • Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании.
  • Корень, однокоренные слова. Окончание. Правописание парных звонких и глухих согласных , непроизносимых согласных в корне слова. Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением, в корне слова.

Ноябрь:

  • Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под- и в соответствующих предлогах. Умение отличить приставку от предлога. Разделительный твёрдый знак.
  • Суффикс. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Умение находить суффикс в простых по составу словах.
  • Общее знакомство с частями речи: существительным, прилагательным, глаголом, местоимением, предлогом.

Декабрь:

  • Имя существительное, его значение, вопросы. Род имён существительных (мужской, женский, средний). Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное).
  • Изменение имён существительных по падежам в единственном числе (склонение), умение различать падежи.
  • Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода (рожь-нож, ночь-мяч, вещь-плащ, мышь-камыш).
  • Имя прилагательное, его значение, вопросы. Изменение по родам, числам, при сочетании с существительными.

Январь:

  • Диагностика.
  • Правописание окончаний –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
  • Глагол, его значение, вопросы. Изменение глагола по временам ( настоящее, прошедшее, будущее). Не с глаголами.

Февраль:

  • Словарные упражнения. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова близкие и противоположные по смыслу. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли.
  • Словосочетание. Связь слов в словосочетании, в предложении по вопросам.
  • Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания), восклицательные по интонации.
  • Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды).

Март:

  • Упражнения в составлении предложений с изученными частями речи и их распространение второстепенными членами.
  • Текст. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста сюжетного характера под руководством учителя
  • Изложение текста повествовательного характера по готовому или коллективно составленному плану.

Апрель:

  • Сочинения устные и письменные по серии сюжетных картин, по одной картине, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту.
  • Текст и предложение. Предложения повествовательные, побудительные и вопросительные. Восклицательные предложения.
  • Состав слова.
  • Правописание звонких, глухих, непроизносимых , двойных согласных, безударных гласных в корнях слов.

Май:

  • Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
  • Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
  • Диагностика.

4 класс

Сентябрь:

  • Диагностика.
  • Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения.
  • Звуки, буквы, слог, ударение. Звукобуквенный анализ слов более сложной слоговой структуры.

Октябрь:

  • Состав слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Разделительный ь.
  • Части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог.
  • Имя существительное. Три склонения имён существительных. Словарные упражнения. Выбор сходных и противоположных по значению имён существительных, имён прилагательных, глаголов при составлении предложений. Выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
  • Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3-го склонения в единственном числе, кроме имён существительных на –мя, -ий, -ие, -ия..

Ноябрь:

  • Склонение имён существительных во множественном числе. Упражнения в правильном употреблении предлогов с именами существительными в различных падежах
  • Имя прилагательное. Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода. Склонение имён прилагательных во множественном числе.
  • Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе, кроме имён прилагательных с основой на шипящие, -ц, -ий; оканчивающихся на -ья,-ье, -ов, -ин.

Декабрь:

  1. Местоимение. Местоимения 1,2, и 3-го лица единственного и множественного числа.
  2. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Употребление местоимений в речи.
  3. Глагол. Общее понятие о неопределённой форме глагола.
  4. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Январь:

  • Диагностика.
  • Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме “I и II спряжение глаголов”.
  • Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Февраль:

  • Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
  • Словарные упражнения. Выбор сходных и противоположных по значению имён существительных, имён прилагательных, глаголов при составлении предложений. Выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
  • Предложение. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и (без перечисления), а, но и без союзов; интонация при перечислении, запятая при перечислении.
  • Составление предложений с однородными членами.

Март:

  • Текст. Тема и основная мысль текста. Строение (композиция) текста.
  • Составление плана к изложению и сочинению (коллективное и самостоятельное). Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно и самостоятельно составленному плану. описания и рассуждения.
  • Сочинение повествовательного характера по картине, эпизодам кинофильма. Небольшой рассказ с элементами.

Апрель:

  • Текст и предложение.
  • Состав слова.
  • Правописание звонких, глухих, двойных согласных, безударных гласных в корне слова.
  • Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Май:

  • Правописание личных окончаний глаголов.
  • Повторение.
  • Диагностика.