Цели:
Образовательные:
- дифференцировать звуки “с” и “ш” в слогах, словах, предложениях, тексте.
Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнять представление об артикуляционном укладе звуков “с”, “ш”;
- развивать фонематический слух на звуки “с” и “ш”;
- развивать речевое дыхание;
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к знаниям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Форма занятия: групповое занятие.
Оборудование:
- карточки с заданиями (приложение 1);
- диск-тренажер “Учимся говорить правильно”. Разработано при участии интернет-лаборатории “Ксан” и Студии Мультиков “Анимуба”, ООО “Новый Диск” 2008 г.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика
- Закрепление полученных знаний. Выработка умений по их применению.(А, Б, С, Д).
- Физкультминутка
- Рефлексия.
- Подведение итогов занятия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Настрой на занятие.
- Чем мы занимаемся на занятиях? (Учимся говорить правильно).
- Мы хотим хорошо учиться? (Да).
- Чему ты хочешь сегодня научиться? (Выговаривать звуки, составлять предложения).
2. Артикуляционная гимнастика
- Сейчас мы проведём гимнастику для язычка
- дыхательные упражнения (вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох и выдох носом; вдох и выдох ртом).
- подул тёплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья (дети быстро шевелят пальчиками). Подул холодный ветер: с- с- с, закачались сосны. (дети покачиваются и машут руками). Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (дети расслабляются). Снова подул ветер (дети напрягаются, машут руками).
- работа со звуками “с” и “ш”
Саша, Саша, что ты плачешь
И в ладоши глазки прячешь?
Если сказки слушать станешь,
Плакать сразу перестанешь!
3. Закрепление полученных знаний. Выработка умений по их применению.
А) Работа на компьютере. Диск-тренажер “Учимся говорить правильно”.
(Диск №2 “развитие связной речи”)
- Разложите правильно картинки, проговаривая слова и определите место звука в слове.
4. Физкультминутка.
Ходит кошка возле норки,
Спинку выгибает горкой,
Ходит кошка – мышку ждёт,
Только мышка не идёт.
(выполнение движений под руководством учителя с проговариванием слов).
Б) Развитие мелкой моторики пальцев рук.
(Работа с крупой, работа в парах). Задание: Выложить буквы С и Ш из кукурузной крупы
С) Работа с карточками. Объяснение выполнения задания:
- Найти ошибку в тексте;
- Вставить нужную букву;
- Провести звуко-буквенный анализ слова.
(приложение 1)
Д) Развитие связной речи.
Объяснение задания “Составляем описание”.
Использование мультимедийной игры-задания на диске №2 “Составь описание”.
Составление описания фруктов и овощей.
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов занятия.
Чем мы занимались сегодня на занятии? Понравилось ли вам занятие? Чем?
Поблагодарить детей за работу.
Приложение 1
Задание 1.
Ладо...ка, реди...ка, лягу...ка, па...тух, ба...ня, карто...ка, крылы...ко, матрё...ка, воло...ы.
Задание 2.
У САСИ ПУСИСТАЯ КОСКА МУРКА. ОНА ПОШЛУШНАЯ. ЧАСТО КОШКА ШПИТ НА СОЛНЫСКЕ.
Задание 3. Составить звуко-буквенный анализ слова МАТРЁШКА.