Понятие о звуковом ряде. Звук [а]

Разделы: Логопедия


Цели:

– научить детей узнавать и выделять звук /а/ среди гласных звуков;
– дать понятие “звуковой ряд”;
– расширить словарь по лексической теме “Фрукты и овощи”;
– развивать мелкую моторику;
– учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе;
– воспитывать грамотную, правильную речь.

План занятия

1. Организационный момент.

Игра с мячом “Один – много” (яблоко – яблоки, груша – груши, помидор – помидоры, тыква – тыквы, апельсин – апельсины, …). Необходимо исключить слова “картофель”, “капуста”, “кабачки” и т.д.

2. Артикуляционная гимнастика.

“Заборчик” – “Трубочка” – “Заборчик” – “Домик” – “Заборчик” – “Лопатка” – “Чашечка” – “Фокус”.

3. Знакомство со звуком.

– Звук /а/ (качаем куколку) – гласный, его можно петь долго. Пропевание нескольких знакомых песен на звук /а/.

Подними руку, если услышишь звук /а/ из ряда других гласных звуков: у-и-а-о-и-у-а…; из ряда слогов: па-па-па, бо-бо-бо, ду-ду-ду, та-та-та… .

– Сейчас ко мне выйдут дети, которые назовут слова со звуком /а/.

Все дети выходят, становятся в круг

4. Ритмическая пауза (на мотив песенки трех поросят).

Ну-ка все в ладоши хлоп,
Вместе хлоп, дружно хлоп.
Ну-ка все в ладоши хлоп,
Вслед за мною хлоп.
Мы деревья на ветру, на ветру, на ветру.
Мы деревья на ветру. Он качает нас.

Ну-ка ножкой топ да топ,
Топ да топ, топ да топ.
Веселее топ да топ,
Дружно ножкой топ.
Мы деревья на ветру, на ветру, на ветру.
Мы деревья на ветру. Он качает нас.

И головкой покивайте,
Покивайте, покивайте.
Дружно вместе наклоняйте,
Наклоняйте так.
Мы деревья на ветру, на ветру, на ветру.
Мы деревья на ветру. Он качает нас.[1]

5. Игра на развитие слухового внимания.

Дети слушают предложение и называют слова, которые начинаются со звука /а/.

– У Алены большая кукла.
– Антон ел спелый апельсин.
– Аркаша едет на новом автомобиле.
– Аня любит арбуз.

6. Ритмическая пауза “Засолка капусты”.

Что за скрип, что за хруст, (Сжимание и разжимание пальцев.)
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста (Показать пальцами шар.)
Если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим, (Ребром ладони ударяем по столу.)
Мы капусту солим, солим, (Трем друг о друга большой, указательный и средний палец.)
Мы капусту трем, трем, (Трем друг о друга средние фаланги пальцев.)
Мы капусту жмем, жмем. (Сжимаем и разжимаем пальцы.)

7. Классификация овощей и фруктов.

Логопед раздает детям картинки овощей и фруктов.

– Пришел зайка в сад. Что он соберет в корзинку? Дети кладут в корзину картинки фруктов, называя.
– Пришел зайка в огород. Что он соберет в корзинку? Дети кладут в корзину картинки овощей, называя.

8. “Чего не стало?”.

Логопед выставляет в ряд пять картинок: помидор, груша, огурец, апельсин, яблоко. Дети называют первый предмет, последний, говорят, что находится посередине, между, после, перед. Логопед убирает одну картинку, дети должны отгадать, чего не стало.

9. Работа в тетради

Рисование овоща или фрукта, штриховка, аппликация (по выбору ребенка).

10. Игра “Назови, какого цвета”. Дети встают в круг, передают друг другу любой предмет, а логопед показывает картинку. Ответы детей: “Яблоко красное, груша зеленая, картошка коричневая, апельсин оранжевый …”.

11. Игра “Хлоп – топ”.

– Если слово начинается со звука /а/, то вы хлопаете в ладоши, если слово начинается с другого звука, то вы топаете ногой: ромашка, апельсин, дом, арбуз, ананас, стол, абрикос, акула, сад, автобус, Айболит, тараканище, …

12. “Подскажи словечко”. Логопед говорит предложение, а дети добавляют последнее слово, начинающееся со звука /а/.

– С виду он зеленый мячик, но зовут его иначе.
На нем бархатный картуз, это сладкий наш … арбуз.

– Далеко на юге где-то он растет зимой и летом.
Удивит собою нас толстокожий … ананас.

– Верен морю как матрос, белокрылый … альбатрос.

– Мы варенья наварили, никому не говорили!
Чудеса, чудеса, как проведала … оса?

– Чтоб тебя я повез мне не нужен овес.
Побежит поднявши пыль лучший друг … автомобиль.

– Ты рукой его не тронь. Очень больно жжет … огонь.

– Я сладкий рос на юге,
Как солнышко в листве.
Оранжевый и круглый,
Я нравлюсь детворе. Апельсин.

– Буквы-значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все … алфавит.

13. Ритмическая пауза “Под горою вырос гриб”.

Под горою вырос гриб. (Руки в кольцо над головой.)
Гриб увидел дед Архип. (“Очки”.)
День пилил, два рубил, (“Пила”, “топор”.)
Гриб на землю не свалил. (Руки на голове, качаем головой из стороны в сторону.)
Крикнул старый бабку, (Взмах рукой.)
Бабка гриб в охапку. (Кольцо руками перед собой.)
Насолила, наварила, (Движения пальцами рук.)
В гости всех позвать решила. (Взмахи руками.) [2]

14. Составление описательного рассказа по схеме (схема вывешивается на доску).

– У меня огурец. Он зеленый, длинный, овальный. Огурец – это овощ. Из огурцов делают салат, их солят на зиму в банках.

15. Работа в тетради.

Письмо буквы А, а, лепка из пластилина, выкладывание палочками.

Итог занятия.

Список используемой литературы.

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006, стр. 9.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006, стр. 12.