Билеты к зачету по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Разделы: Литература


Цель: проверка знаний текста и усвоения материала учениками.

Билет № 1

  1. К какому сословию принадлежал главный Раскольников?
  2. «Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, – особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена». Кто это говорит и по какому поводу?
  3. «Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и все сестре отдавала. Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи». Кого так описывает автор? Какова судьба этого персонажа?

Билет № 2

  1. «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». О ком идёт речь? Что вы знаете об этом человеке? Какую роль он сыграл в романе?
  2. О каком событии идёт речь: «На канаве не очень далеко от моста и не доходя двух домов от дома, где жила Соня, столпилась кучка народу… Хриплый, надорванный голос … слышался еще от моста… в своём стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке… была действительно в настоящем исступлении»?
  3. Почему «Преступление и наказание» называют петербургским романом? Как меняется реальность города в зависимости от состояния главного героя?

Билет № 3

  1. «И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Почему? О ком здесь идёт речь? Что вы знаете об этом человеке?
  2. «я... глаз ее боюсь... да... глаз... Красных пятен на щеках тоже боюсь... и еще – ее дыхания боюсь... Видал ты, как в этой болезни дышат... при взволнованных чувствах? Детского плача тоже боюсь...» Кто это говорит и по какому поводу?
  3. Какую книгу увидел Раскольников в комнате Сони на комоде? Кто ее дал девушке?

Билет № 4

  1. «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить». О ком идёт речь? Что вы знаете об этом человеке? Какую роль он сыграл в романе?
  2. «– Я ничего не брала у вас … вы дали мне десять рублей, вот возьмите их». Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
  3. «Их воскресила любовь». О ком идёт речь?

Билет № 5

  1. «– Я так и знал! – бормотал он в смущении, – я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа... Смешная, потому и приметная…» Почему? О ком здесь идёт речь? Что вы знаете об этом человеке?
  2. «"Ей три дороги, – думал он: – броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце"». О ком идёт речь? Что вы можете рассказать об этих персонажах?
  3. В чём убеждён Достоевский?

Билет № 6

  1. «Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.». Кто жил в этом доме? Что вы можете сказать об этом персонаже?
  2. Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?
  3. Что вы знаете о снах Раскольникова? Были ли они вещими? Почему?

Билет № 7

  1. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом…». Что вы можете сказать об этом персонаже?
  2. С чего начинается возрождение Раскольникова?
  3. «Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, – и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, … как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» Кто это говорит и по какому поводу? Какую роль в романе сыграл этот монолог?

Билет № 8

  1. «На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». О ком здесь идёт речь? Что вы знаете об этом человеке?
  2. «Все-таки для него составляло вопрос: почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду?» О каких двух персонажах идёт здесь речь?
  3. Почему для автора так важны случайности, толкающие Раскольникова на убийство?

Билет № 9

  1. «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. "И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!.."» Чью комнату описывает автор? С какой целью находится здесь наш герой?
  2. «Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок». Кто живёт в этом помещении? Как вы относитесь к этому персонажу?
  3. Каков смысл притчи о воскрешении Лазаря? Почему Соня читает Раскольникову именно этот эпизод из Библии?

Билет № 10

  1. «"О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. – И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."» По какому поводу и кто это рассуждает?
  2. «…ваша мамаша, кажется, совершенно забыла, что я решился вас взять, так сказать, после городской молвы, разнесшейся по всему околотку насчет репутации вашей». Кто это говорит и кому ? Что вы можете рассказать об этих персонажах?
  3. Кто такой Свидригайлов? Просыпается ли совесть в этом злодее?

Билет № 11

  1. Наш герой «…не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время. Но теперь его вдруг что-то потянуло к людям. Что-то совершалось в нем как бы новое, и вместе с тем ощутилась какая-то жажда людей». В какой момент жизни описан этот герой? Что мучает его?
  2. Это «…был высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Было ему лет двадцать семь». О ком идёт речь? Какую роль сыграл этот человек в романе?
  3. Что рассказала мать Раскольникова о Дуне, сестре Раскольникова?

Билет № 12

  1. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки». Кто и где встречает этого персонажа? Охарактеризуйте его.
  2. «Дети мои остались у тетки; они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец! Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно». Кому принадлежат эти слова? Что вы можете рассказать об этом персонаже?
  3. Что явилось причиной преступления Раскольникова?

Билет № 13

  1. «…бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с». Кто это рассуждает? Что вы можете сказать об этом персонаже?
  2. «Случилось так, что Коля и Леня, напуганные до последней степени уличною толпой и выходками помешанной матери… вдруг, как бы сговорившись, схватили друг друга за ручки и бросились бежать». Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
  3. Кто является «двойниками» Раскольникова в романе? Что вы можете о них сказать?

Билет № 14

  1. «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя». Кто это рассуждает? Что вы можете сказать об этом персонаже?
  2. «"Ну, говори же, говори же, – как будто так и хотело выпрыгнуть из сердца Раскольникова. – Ну что же, что же, что же ты не говоришь?"» Прокомментируйте эту ситуацию.
  3. До убийства или после изложена в романе теория Раскольникова? Почему?

Билет № 15

  1. «… на его платье и даже в волосах кое-где виднелись прилипшие былинки сена. Очень вероятно было, что он пять дней не раздевался и не умывался. Особенно руки были грязны, жирные, красные, с черными ногтями». Кого и в какой момент жизни так описывает автор? Как вы относитесь к этому персонажу?
  2. Почему Соня, которая тоже «переступила», соединена с ближними, а Раскольников разъединен?
  3. «…вы об этом господине Лужине, моем по жене родственнике, уже составили ваше мнение, если его хоть полчаса видели или хоть что-нибудь об нем верно и точно слышали. Авдотье Романовне он не пара». Кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом персонаже?

Билет № 16

  1. «...сострадание в наше время даже наукой воспрещено…» Кому принадлежит это суждение? Что вы можете сказать об этом персонаже?
  2. О чём писала в письме Пульхерия Раскольникова? Что вы знаете об этой героине? Какую роль она сыграла в романе?
  3. «Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать». О ком идёт речь? Какую роль в романе сыграл этот персонаж?

Билет № 17

  1. «…особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь. … она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена…» О ком идёт речь? Какую роль в романе сыграла эта героиня?
  2. Что такое «кровь по совести», «простая арифметика» в теории Раскольникова?
  3. «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке». О ком идёт речь? Какую роль в романе сыграл этот персонаж?

Билет № 18

  1. «…в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила…». О ком идёт речь? Какую роль в романе сыграла эта героиня?
  2. «За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!» Что это за теория? Кому принадлежат эти слова?
  3. Как ведёт себя Соня, узнав, что Раскольников – убийца?

Билет № 19

  1. «Плача и рыдая и руки ломая – пошла! Ибо некуда было идти. Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Кто это рассказывает? Кому? Где происходит разговор?
  2. Как можно определить жанр романа Ф.М. Достоевского «Пре­ступление и наказание»? Почему?
  3. Закончите фразу:«Разве я старушонку убил?..»

Билет № 20

  1. «…безответная …, и голосок у ней такой кроткий... белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…» Кого так описывает автор? Что вы можете сказать об этой героине?
  2. «Увидав его ..., она задрожала как лист…, и по всему лицу ее побежали судороги; приподняла руку, раскрыла было рот, но все-таки не вскрикнула и … стала отодвигаться от него в угол, пристально, в упор, смотря на него, но все не крича, точно ей воздуху недоставало, чтобы крикнуть». Кого так описывает автор? Какова судьба этого персонажа?
  3. Что же заставило Раскольникова явиться с повинной?

Билет № 21

  1. Чего боялся Мармеладов?
  2. «Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке». Кого так описывает автор? Что вы знаете об этом персонаже?
  3. Какой разговор, подтолкнувший Раскольникова на убийство через полтора месяца, слышит он в трактире?

Билет № 22

  1. «…ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками». О ком идёт речь? Какую роль в романе сыграла эта героиня?
  2. «…убийца непременно там сидел и заперся на запор; и непременно бы его там накрыли, если бы не Кох сдурил». О чём эти слова? Как вы можете их пояснить?
  3. Какой предмет, символ страдания, Соня подарила Раскольникову?

Билет № 23

  1. «Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер». Кто эта героиня? Что вы можете о ней сказать?
  2. «…почему так легко отыскиваются и выдаются почти все преступления и так явно обозначаются следы почти всех преступников?» Кто это рассуждает и по какому поводу? Как вы относитесь к этому персонажу?
  3. Какой сон видит Раскольников на каторге? Как можно его истолковать?

Билет № 24

  1. Она «взглянула было на заклад, но тотчас же уставилась глазами прямо в глаза незваному гостю. Она смотрела внимательно, злобно и недоверчиво. Прошло с минуту, ему показалось даже в её глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всём уже догадалась». Кто это и где встречается это описание?
  2. Как вы понимаете смысл имени и фамилии Родиона Раскольникова?
  3. Почему «Преступление и наказание» называют петербургским романом? Как меняется реальность города в зависимости от состояния главного героя?

Билет № 25

  1. «Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу, и даже лицо служанки, обязанной ему прислуживать и заглядывавшей иногда в его комнату, возбуждало в нем желчь и конвульсии. Так бывает у иных мономанов, слишком на чем-нибудь сосредоточившихся». О ком это? Что привело героя к такому состоянию?
  2. «Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, a ресницами». О ком идёт речь? Какую роль в романе сыграл этот персонаж?
  3. За что ненавидят каторжане Раскольникова и почему они любят Соню?

Билет № 26

  1. «..в идущей женщине было что-то такое странное и, с первого же взгляда, бросающееся в глаза, что мало-помалу внимание его начало к ней приковываться – сначала нехотя и как бы с досадой, а потом все крепче и крепче. Ему вдруг захотелось понять, что именно в этой женщине такого странного?» Что же привлекло внимание Раскольникова? Каковы его дальнейшие действия?
  2. «Иногда он буянил и слыл за силача. Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков двенадцати росту. Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить». О ком это? Какую роль сыграл в судьбе Раскольникова этот персонаж? Как вы к нему относитесь?
  3. О чём эпилог романа?

Билет № 27

  1. «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этою простотой таилась и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его». О ком это? Какую роль сыграл в судьбе Раскольникова этот персонаж? Как вы к нему относитесь?
  2. «А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка, туда да сюда...». О чём идёт речь? Кто такие «Дарьи Францевны»?
  3. «В первое мгновение он думал, что с ума сойдет. Страшный холод обхватил его; но холод был и от лихорадки, которая уже давно началась с ним во сне». Чьё состояние описывает автор? Что произошло с персонажем?

Литература.

  1. Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  2. Ахшарумов Н. Д. О романе «Преступление и наказание»
  3. С. Цвейг. Из эссе «Достоевский»
  4. Н.Н. Страхов. Из воспоминаний о Достоевском
  5. Добролюбов Н.А. Из воспоминаний о Достоевском.
  6. Волкова Л.Д. Изучение романа Ф.М.Достоевского в школьном изучении. Л,1977.
  7. Гроссман Л.П. Достоевский. М,1965.
  8. Коженов В.В. “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского//Три шедевра русской классики. М.,1971.
  9. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова
  10. Бахтин.М.М. “Проблемы поэтики Достоевского”.
  11. Миджиферджан “Раскольников-Свидригайлов-Порфирий Петрович: поединок сознаний”.
  12. Библия. Новый завет.
  13. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе. 10 класс»