Интегрированный урок (окружающий мир + краеведение) по теме "Книга тревоги" по программе "Гармония". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Познакомить с понятием «Красная книга»

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить с «Красной книгой», «Красной книгой Саратовской области»;
    • дать краткую информацию о растениях, животных нашего края;
    • учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать;
    • учить детей правильному поведению в природе.
  • Развивающие:
    • развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой;
    • развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать;
    • развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу.
  • Воспитательные:
    • воспитывать гуманную, творческую личность, бережно относящуюся к живым существам;
    • воспитывать способность к сопереживанию;
    • воспитывать уважение и любовь к родному краю.
  • Здоровьесберегающие:
    • следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физ. минутки;
    • обеспечивать частую смену видов деятельности учащихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесённых в Красную книгу.
  • Метапредметные УУД:
    • познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, карточках;
    • регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану;
    • коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им;
    • личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.

Оборудование:

  • карточки для работы в парах;
  • презентация к уроку, видеоролик;
  • книги «Красная книга России», «Красная книга Саратовской области», книги по теме для выставки.

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Вид урока: урок-прогулка;

Приёмы: разъяснение, вывод правил;

Формы: общеклассная (фронтальная), самостоятельная, работа в парах;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Ученики, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

(Приложение 1)

(Слова Природы)

– Здравствуйте, ребята! Я – Природа. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Но чтобы узнать много нового вы должны помнить о правилах поведения, быть внимательным ко всему окружающему, чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы, уметь правильно задавать вопросы другим.
Ну что в путь?!

(фотослайды)

Подготовка к работе Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – Не правда ли прекрасны творения природы. Как хорошо, что на Земле есть растения и животные! Без растений не было бы жизни на земле. Ими б только восхищаться, насколько щедра природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: всем им угрожает опасность исчезновения с лица земли. Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
Познавательные: умение внимательно слушать.
Логические: анализ материала;
3. Постановка учебной задачи Слайд-шоу (слова за кадром)

На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметно это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.

– Почему на Земле становится меньше растений и диких животных?
Действительно на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Они нуждаются в охране.
– Над какой темой будем работать во время прогулки? (Выясним, почему исчезают растения, звери)
– Сегодня мы с вами узнаем, что такое Красная книга, зачем люди издали эту книгу. Познакомимся с «Красной книгой России», Саратовской области. Составим правила поведения в природе.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).
4. Построение проекта выхода из затруднения 1. Объяснение нового материала

(Слова Природы)

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

– Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими, а есть и такие, которых мы никогда не увидим.
– Скажите, почему стали редкими некоторые виды растений и животных?

2. Работа по учебнику:

– Посмотрите задание 1 стр. 93 и ответьте на вопрос, почему нельзя совершать такие поступки?
– Какой сделаем вывод? (От того, как человек будет вести себя в природе, будет зависеть благополучие окружающего мира. Нанося вред природе, мы наносим вред в первую очередь себе. Ведь человек – это часть природы).

(Слова Природы)

Не убивайте – кричат животные!
Остановитесь – шепчут растения!
И человек услышал мольбу природы.

– Что нужно сделать человеку, чтобы растения и животные не исчезли с лица Земли? (Создавать заповедники, парки)
Что такое заповедники, национальные парки?
– Давайте прочитаем, что такое – заповедник, национальный парк на стр. 94

3. Словарная работа:

Заповедник – место, где оберегаются редкие животные и растения, уникальные участки природы.
Парк – большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоёмами.

– Ребята, кто знает, что такое «Красная книга»?
– Почему её назвали красной? (Сигнал опасности, тревоги)
– Правильно. Её цвет, как сигнал светофора, предупреждает: ОСТОРОЖНО! МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ БЕДА!
Первую «Красную книгу создали в 1948 году. Учёные стали изучать, каким животным и растениям планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом эти списки издали в виде книги и назвали её «Красная книга фактов».

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) Регулятивные: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.
Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы.
Коммуникативные: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слова Природы)
– Посмотрите, одна семья пришла в лес. Можно ли так вести себя на природе?
– Давайте выработаем правила поведения на природе.

1. Работа в паре по карточкам (Приложение 2)

– Перед вами карточка.
– Соедините линиями левую и правую части, и мы узнаем правила поведения на природе.

Вывод: Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручейки, цвели цветы и пели птицы. Как это сделать вы уже знаете.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Физминутка

Мы немножко отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

   
  1. Наша Саратовская область, как и вся страна не стала исключение. Здесь тоже погибали и исчезали растения и животные. Поэтому первую «Красную книгу Саратовской области» выпустили в 1996 году. В неё было занесено 404 вида растений и 155 видов животных. В 2006 году было выпущено второе издание.

2. В нашем Татищевском районе расположены 13 памятников природы общероссийского и областного значения, где есть растения, которые занесены в Красную книгу и находятся под охраной.

Это Карамышский парк был заложен во второй половине 19 века. Здесь растут липы, берёзы, клён остролистный.

Большеивановский парк: вяз шершавый, боярышник, ясень пушистый, бузина кистистая.

Вязовская дубрава – дубы исполины высотой до 13 метров, в диаметре ствола до 1 метра.

Вязовский черноольшаник – таволга, хвощ, недотрога, ольха и другие растения, которые занесены в «Красную книгу»

В Вязовском учебно-опытном лесхозе насчитывается более 120 видов растений: пихта, тис ягодный, хмелеграб обыкновенный и другие.

   
6. Первичное закрепление. – Ребята, мы с вами сегодня прогулялись по нашим родным местам, давайте вспомним, что вы запомнили?
– Почему книгу с исчезающими растениями и животными назвали Красная?
– Что такое заповедник, национальный парк?
– Какие памятники природы есть в нашем районе?
– Как человек должен относиться к природе?
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: общеучебные – логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)
7. Рефлексия деятельности (итог) – Понравился вам прогулка по родным местам?
– С каким настроением вы пришли с прогулки в класс?

Информация о домашнем задании

Стр. 92-95 прочитать, нарисовать растение или дикое животное, занесенную в Красную книгу.

Оценивание работы учащихся

(Слова Природы)

– Спасибо, ребята. С каким настроением вы вернулись с прогулки?
Я рада, что вы с хорошим настроением вернулись в класс и очень много интересного узнали. Я хочу вручить вам небольшие сувениры. Они лежат в волшебном сундучке.
– Спасибо всем!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.