Мастер-класс "Мозаика из риса"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель урока:

  1. Создание образов живой природы из риса.
  2. Знакомство с техникой мозаики, методами и приемами работы с мозаикой.
  3. Создание благоприятных условий для развития воображения и творческих способностей у детей.

Задачи:

  • Образовательная: Научить создавать симметричные композиции, используя ритм, образность формы.
  • Развивающая: Развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, моторику мышц руки, зрительную координацию глаз, художественное восприятие действительности.
  • Воспитательная: Воспитание аккуратности и усидчивости, трудолюбия, внимательности, интереса к творческой деятельности.

Оборудование для учителя: презентация “Мозаика”; видеоаппаратура, экран, компьютер, образец рисунка из риса.

Оборудование для учащихся: цветной рис; клей; картон формата А4; карандаши.

Ход урока

I. Подготовка группы к занятию.

Проверка наличия материала, готовности к уроку.

II. Изложение нового материала.

1. Вступление.

Учитель: Сегодня мы будем не просто рисовать красками, а будем фантазировать, как при помощи такого материала как рис, сделать наш рисунок объёмным и похожим на мозаику. Ведь имея способности к рисованию, можно многое сделать. Об этом написал поэт Владимир Данько:

Волшебник кисточкой взмахнул –
И ожил лист бумажный:
Донёсся грома дальний гул,
И дунул ветер влажный.
И вот уж ливень грозовой
На сад цветущий льётся!
И человечек –
Как живой! –
Под зонтиком
Смеётся!

2. Объявление темы и цели урока (презентация).

Сегодня мы рассматриваем изображения, удивляющие точной и мелкой проработкой деталей. Вглядитесь в старинный орнамент. Мы видим рисунок, выполненный точками (частицами) (Слайд 3).

Перед нами иллюстрация мозаики Софийского собора в Киеве.

Мозаика (итал. mosaico — буквально “посвящённое музам”, богиням искусств) представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. Мозаика – это вид монументальной живописи. Для разработки эскиза мозаики может применяться компьютер (Слайд 4).

Мозаика зародилась еще в древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.

Самыми выдающимися творениями античной эпохи были сохранившиеся мозаики с изображением в Помпее, древнем городе Италии. Например, “Мозаика с морскими существами” 2–1 вв. до н. э. Помпея (Слайд 5).

Некоторые наиболее интересные мозаики Помпеи сейчас можно увидеть в Неаполе в Национальном Археологическом музее. Но и в Помпее еще хранятся удивительные картины, которые выложены из цветного камня. Многие мозаичные полотна удивляют размером мозаичных элементов (в несколько миллиметров) и тщательностью подбора цвета.

Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи. Византийская мозаика имеет утонченный рисунок. Кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями является фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим “полотнам” характерны зеленые и белые тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения (Слайд 6).

На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получило из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве. Это вызвало расцвет мозаичного искусства. Примерами такого искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве (Слайд 7).

В российской истории тоже наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Это связано с деятельностью М. В. Ломоносова (Слайд 8). Наиболее широко известна его мозаичная картина “Полтавская баталия” (Слайды 9, 10).

В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская", тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику (Слайд 11).

Стеклянная мозаика - наиболее доступный материал для создания мозаичного декора. Этот материал прочен, устойчив к влаге и бытовым химикатам, к перепадам температур. Благодаря этим свойствам, стеклянная мозаика широко применяется как в интерьерном декоре (ванные комнаты, бассейны, камины и проч.), так и в экстерьерном (например, облицовочный декор).

В наше время мозаика может быть выполнена из различных материалов: бусины, пуговицы, дерева, стекляшки, керамических кусочков, мелких камешков, ракушки, кусочков ткани или бумаги, зерна, крупы, семян. Выбор материала определяется фантазией художника (Слайд 12).

Материал, с которым мы сегодня будем работать:

1. Цветной рис;

2. Клей;

3. Картон.

Техника, которую будем изучать, называется “Мозаика из риса” (Слайд 13).

3. Физминутка (гимнастика для глаз) (Слайды 14-15).

Выполняются движения глазами вверх, затем вращение.

4. Релаксация.

После физминутки учащиеся настраиваются на работу.

Для этого выполняются следующие команды (Слайды 16-19).

  • “Посмотрим на мозаичные картины”.
  • “Выпрямим спину”.
  • “Положим обе руки на стол”.
  • “Пространство в мозаике можно создать образом бабочек, кружащихся в воздухе”

(чтение стихотворения):

Только кружатся, танцуют, порхают,
Слушают пение птиц.
Кажется, жизнь их – одно наслажденье,
Кажется, нужно им только движенье,
Солнечный мир без границ.
(Людмила Максимчук)

5. Подготовка рабочего места учащегося (Слайд 20).

Размещаем картон перед собой;

Слева от себя ставим чашечки с рисом;

Справа от себя ставим клей.

6. Выполняется практическая работа (Слайды 21, 22, 23, 24).

1 этап - “Рисунок карандашом”. Последовательность работы (Слайд 21).

Контур рисунка прорисовываем простым карандашом. Рисуем карандашом воображаемый рисунок бабочки на картоне. Рисунок состоит из пяти геометрических частей: туловище (в середине листа), двух верхних (крупных) крыльев и двух нижних (более мелких) крыльев. Рисунок бабочки симметричный. В центре картона рисуем туловище в виде прямоугольника со скругленными концами. Левая сторона бабочки является зеркальным отражением правой стороны. Так художниками понимается принцип симметрии - равновесия левой и правой части композиции. Поэтому рисуем сначала два одинаковых верхних крыла (сначала левое, а затем правое).

Крыло бабочки можно выполнить в форме “капли” (Слайд 22).

Для этого рисуем круг и добавляем к нему треугольник.

Рисунок 1

Затем рисуем два одинаковых нижних крыла (сначала левое, а затем правое).

Также крыло бабочки можно выполнить в форме “треугольника” (Слайд 22).

Рисунок 2

Добавляем декоративные элементы (круги, треугольники) для украшения крыльев бабочки, дорисовываем глаза и усики. Рисунок карандашом готов.

2 этап - “Наклеивание мозаики”. Последовательность работы (Слайд 23)

  1. Выливаем клей внутри контура;
  2. Распределяем клей ровным слоем по поверхности картона;
  3. Выкладываем рис на поверхность картона так, чтобы не было пустот.

III. Подведение итогов (Слайды 25-31).

Посмотрим, какая работа и почему вам больше нравится?

Какие цвета риса вы выбрали для работы?

IV. Литература.

1. А.В. Виннер “Материалы и техника мозаичной живописи”, Москва, 1953 год.

2. Сара Доннелли. “Стильная мозаика 20 оригинальных проектов для вашего дома и сада”. Астрель, Кладезь. 2013г.

3. Морас Ингрид “Мозаика: Пошаговый базовый курс”, Изд.: Арт-родник Год: 2012. Серия: Своими руками.

4. “Популярная художественная энциклопедия”. Под ред. Полевого В.М.; Москва, Издательство "Советская энциклопедия", 1986 г.