Каникулярный период в Год охраны окружающей среды

Разделы: Администрирование школы


Каникул ждут все дети без исключения, потому что они ещё один шаг к веселому отдыху, встрече, общению с друзьями, а главное – отличному настроению.

В детском доме в настоящее время особенно остро стоит проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество. Могучим стимулом для развития личности ребёнка, его успешной социализации может стать досуг. Сущностью досуга воспитанников детского дома в каникулярное время является их творческое поведение в свободной, для выбора рода занятий и степени активности, среде.

Анализ и оценка современной ситуацию в крае, районе, опыт работы вожатых в детских лагерях Алтайского края показали, что большинство современных детей и подростков практически не уделяет время “живому” общению с природой, друг с другом, его заменяет Интернет.

Детский дом имеет опыт организации эколого-просветительской, природоохранной деятельности воспитанников, однако диагностическая и мониторинговая деятельность по данному направлению показали, что в деятельности детского дома западает как когнитивный компонент, так и воспитательная составляющая. Одной из возможностей решения данной проблемы, по мнению педагогического коллектива, является необычная организация каникулярного периода.

Очень важно, чтобы организация детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходила далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой:

разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки), профилактика девиантного поведения.

2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды, экологическое воспитание одно из приоритетных направлений воспитательного процесса детского дома, поэтому данной тематике и был посвящен каждый каникулярный период.

Мы старались выбрать необычные формы проведения каникулярного периода. Так в дни весенних каникул в детском доме прошел “Творческий экомарафон” в котором принимали участие все дети детского дома. В ходе марафона были организованы разнообразные дни: “День Творчества”, “День Здоровья”, “День Театра”, “День Музыки”, “День Весны”, посвящены они Году охраны окружающей среды. Так при организации творческой деятельности, которая осуществлялась в 1 половине дня, дети получали творческое задание в соответствии с тематикой дня. В “День Творчества” ребята изготавливали различные макеты, модели, поделки из бросового материала; в “День Здоровья” составляли кроссворды по теме “Охрана окружающей среды”, организовывали соревнования; в “День Весны” подготовили фотографии, оформили слайд – презентации по теме:“Остановись, мгновение” и т.д.

Во время организации творческой, досуговой, трудовой, деятельности в течение дня, за каждую отдельную работу воспитанники получали особую валюту – “Здоровейки”.

Досуговая деятельность осуществлялась во 2 половине дня. После проведения мероприятий банкиры подсчитывали общее количество “Здоровеек”, заработанных каждой группой, результаты заносили в особый экран экотворческого марафона, а итоговый результат подсчитали в конце недели.

В течение каникулярной недели в кабинете обслуживающего труда была организована работа кафе “На Здоровье”, там трудились повара, официанты, кассиры, технологи – ребята детского дома. заработанные “Здоровейки” дети могли потратить в кафе. Такая практика помогла закрепить житейские умения и навыки, которые способствуют благоприятной социально – трудовой адаптации воспитанников, расширить представления о таких профессиях как “повар”, “официант”, “кассир” и др.

В конце недели, по окончанию марафона подсчитали итоговый результат, победителем “Творческого экомарафона” стала группа “Оптимисты”, которая заработала 855 “Здоровеек”. Группа-победительница награждена грамотой, остальные группы за участие – благодарственными письмами.

В дни летних каникул мы выбрали для себя нетрадиционную форму организации летнего отдыха детей – кругосветное экологическое путешествие по планете Земля в поисках спасительного ЭКОЦВЕТИКА. Дети были вовлечены разнообразную деятельность. В нашем путешествии дети прошли по необычным дорожкам, которые соответствовали 6 основным направлениям, каждый отрезок пути соответствовал определенному цвету лепестка ЭКОЦВЕТИКА – “ЭКОСФЕТОФОР”– красный цвет лепестка, мероприятия этого направления были организованы по понедельникам; “ЭКОЗНАЙКА” – синий цвет лепестка – по вторникам; “ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ” – желтый цвет– по средам; “ЭКОПАЛИТРА” – оранжевый, по четвергам; нм; “ЭКОДИЗАЙН” – зеленый цвет – ежедневно.

Направление – “Экосветофор” (здоровьесберегающее), девиз дня: “Движение – это жизнь”.

  • Проведение спортивных состязаний, мероприятий по ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ
  • Развитие навыков личной гигиены и оказания первой помощи.

Направление – “Экознайка” (интеллектуальное), девиз этого дня: “Знание – это сила”.

  • Изучение видового состава растений, животных – краснокнижников, охраняемых и редких растений, ликвидация пробелов в знаниях по экологии, биологии.
  • Работа экологического клуба “Лесовичок”.

Направление – “Экологическое ассорти” (культурно-массовое), девиз дня: “Радуйся своей жизни и радуй других”.

  • Раскрытие творческого потенциала воспитанников.
  • Обучение традиционным народным, экологическим играм.

Направление – “Экопалитра” (художественно-эстетическое, творческое), девиз дня: “Радуйся своей жизни и радуй других”.

  • Развитие интереса к ручному, художественно-прикладному труду.
  • Участие воспитанников в мастер-классах “Веселый воздушный шар”, “Цветочная радуга”.

Направление – “Экотропа” (природоохранительное, пропагандистское, исследовательское), его девиз: “Сохраняйте, дети, все живое на планете!”

  • Даёт целый ряд знаний необходимых для жизни среди природы.
  • Мониторинг природных условий микрорайона детского дома, поселка.
  • Участие в акциях “Берегите, воду, берегите”, “Зеленый дом”, “Остановись мгновение” и др.
  • Участие в мастер-классе “Лагерь.ру” – наполнение сайта детского дома, выпуск лагерной газеты “Экоцветик”
  • Участие в мастер-классе “Мини-театр”, подготовка спектакля по экологическому направлению “Про бабку и Серую Шапку”

Направление– “Экодизайн” (проектное ) его девиз: “Изучаем, создаем, презентуем”.

  • Ознакомление с алгоритмом создания и реализацией проекта, в ходе работы занимались благоустройством территории детского дома.
  • Участие воспитанников в мастер-классах, оформлении проектов “Вторая жизнь пня”, “Моя клумба самая лучшая”, “Огородник Ваня” и др.

Воспитательная деятельность была организована в рамках программы “Лето в Экоцветике”. В течение смены ребята участвовали в отрядной и общелагерной работе, где каждый отряд в составе 5–8 человек – экипаж корабля, которые отправились в кругосветное экологическое путешествие по планете Земля.

Всего 3 экипажа. Воспитатель – рулевой, командир отряда –капитан экипажа, дети – члены экипажа. Совет капитанов возглавляет адмирал – начальник лагеря. В конце путешествия экипажи представляют свои ЭКОЦВЕТИКИ, удача улыбнулась тому экипажу и ребенку, которые на протяжении кругосветного путешествия собрали большее количество лепестков. По махровости цветка определена активность ребят, учтены те добрые дела, которые сделали дети во благо нашей зеленой Планеты Земля.

Во время организации трудовой, творческой, досуговой деятельности в лагере была введена особенная валюта “Лепесток – ЛЭЛик” (ЛЭЛ летний экологический лагерь), в конце деятельности “ЛЭЛИКИ” пополнили общую копилку. В связи с этим конечный результат труда, овладения определенными навыками и степенью включенности в трудовую, досуговую, творческую, проектную, исследовательскую деятельность, зависел от количества и качества выполняемой работы. Цвет лепестка менялся каждый день в соответствии с направлением деятельности (красный – “Экосветофор”, синий– “Экознайка” и т.д.).

В конце дня на “Зеленом огоньке” утверждался список видов работ на последующий день, участки работ менялись от условий и востребованности видов работы в лагере .Здесь же подсчитывалось сколько “ЛЭЛИКОВ” получили ребята в каждой из видов деятельности. ЛЕПЕСТКИ размещали в специально оформленном уголке экипажа, подсчитывали ежедневно их количество у каждого участника.

В актовом зале на стенде размещались “ЭКОЦВЕТИКИ” в форме цветка, где можно было проследить продвижение каждого экипажа в течение недели и количество “ЛЕПЕСТКОВ”, которые получает каждый экипаж. В экипаже (отряде) были оформлены стенды, где капитаны представляли результаты деятельности каждого члена экипажа.

В лагере был банкир, который фиксировал количество “ЛЭЛИКОВ” в особой ведомости, банкир выдавал валюту в конце дня на “Зеленом огоньке”.

За некачественно выполненную работу, нарушение правил техники безопасности, бездеятельность ребенок не вносился в ведомость учета “Экран экипажа”.

Имена лучших работников записывались на Зеленую страничку почета, в конце игры был организован “ужин на траве” для звездочек. Звездочки были награждены почетными грамотами, ценными подарками на празднике “Цветочная церемония”, о звездочках лагеря оформлена фотогазета.

Создание рукописного журнала “Мир Природы” – такую интересную форму использовали в детском доме для организации и проведения осенних каникул. Были разработаны совместно с воспитанниками: положение, план работы, определены ответственные за организацию и проведение творческих дней.

Ежедневно в 1 половине дня дети выполняли творческие задания по наполнению следующих разделов журнала:

  • “Удивительные факты мира природы”.
  • “Жалобная книга природы”.
  • “Полезные советы. Как уберечь планету от экологической катастрофы”.
  • “Все обо всем”, экологические задачи, кроссворды, рисунки и т.д.

Во 2 половине дня в актовом зале было организовано путешествие по страницам журнала, где каждая группа-семья представляла результат творческой работы по следующим темам:

  1. “Путешествие по удивительному миру Природы. “Земля. Растения”,
  2. “Путешествие по удивительному миру Природы. “Вода. Рыбы”,
  3. “Путешествие по удивительному миру Природы. “Воздух. Птицы”.

Такая необычная форма организации каникул обеспечила полезную занятость детей, создала благоприятную, творческую обстановку. Работа с энциклопедиями, Интернет – ресурсами, различными материалами позволила детям получить дополнительные знания по окружающему нас миру Природы, по оформлению слайд – презентаций, фильмов, подготовке докладов и проектов.

Результатом кропотливой работы стала презентация рукописного журнала “Мир природы”, презентация мультипликационных фильмов “Мир животных”.

Рукописный журнал “Мир природы” в конце осенних каникул в торжественной обстановке передали на хранение и пользование в библиотеку детского дома.

Каждый каникулярный период имел свои плюсы, ведь можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается, но воспитанники нашего дома считают совсем по-другому. Из сочинения воспитанницы: “Если относиться к своему району, как к своей малой Родине, к своему дому, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, – тогда важно знать все о нем и оберегать, сохранить для потомков!”.

Каникулы – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение воспитания, образования. Именно поэтому обеспечение занятости детей, подростков в период каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. Во время каникул происходит разрядка накопившейся напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала, активная подготовка к самостоятельной жизни в ладу с собой и окружающим миром.