Урок физики по теме "Плавание тел". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Задачи урока:

  • Закрепить закон Архимеда.
  • Изучить условия плавания тел.
  • Формировать умения объяснять поведение тел (тонет, плавает, всплывает) сравнением силы тяжести и силы Архимеда; плотности жидкости и плотности тела.
  • Ознакомить с применением закона Архимеда для создания надводных и подводных средств передвижения.

Оборудование: сосуд с водой, раствор соли в воде, яйцо.  Презентации:  «Плавание рыб», «Плавание судов», «Подводные лодки». Ресурс  ЕКЦОР «Плавание тел».http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b525a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

ХОД УРОКА

I. Стук в двери: заходит почтальон и приносит телеграмму. Текст телеграммы: «Человек по мертвому морю на корабле, доставляет рыбу на подводную лодку».
Учитель: Какой странный текст телеграммы. Он вам ничего не подсказывает? Может это связано с нашей сегодняшней темой. 
Ответы учащихся.
Учитель. Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке, отгадаем кроссворд. Ключевое слово это и будут название нашей темы.
Учащиеся разгадывают кроссворд.

1. Единица давления.
2. Единица массы.
3. Кратная единица массы.
4. Единица площади.
5. Единица времени.
6. Единица силы.
7. Единица объема.
8. Единица длины.
Ответы: 1. Паскаль.2. Киллограмм.3. Тонна. 4. Квадратный метр. 5. Час. 6. Ньютон. 7. Литр. 8. Метр.

Ключевое слово: ПЛАВАНИЕ ТЕЛ (записывают в тетрадь).

 II. Изучение нового материала

1. Вступление учителя: Сегодня мы должны узнать и ответить на такие вопросы: Почему некоторые тела плавают на поверхности жидкости, а некоторые тонут? Почему гвоздь из железа тонет, а корабль, сделанный из железа плавает? За счет чего могут погружаться и всплывать подводные лодки и рыбы?

Опыт с яйцом

2. Вывод условий плавания тел

– Давайте вспомним, какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? (Сила тяжести и сила Архимеда)
– По какими формулам они вычисляются?  (FА = ρжgVТ   FТ = mg)
– Как можно выразить массу тела, зная его объем и плотность? (m = ρТVТ)
– Следовательно, каким образом мы можем записать формулу для силы тяжести?  (FТ = ρТVТg)
– Если на тело действуют две силы, то какие варианты их соотношения возможны? (FТ > FАFТ = FАFТ < FА)

– Вспомним, что такое равнодействующая сил? (Равнодействующая сил – это сила, которая оказывает на тело такое же действие, как и несколько одновременно действующих на тело сил)
– Куда направлена равнодействующая сил в первом случае? (Вниз)
– Значит, тело будет погружаться, т. е. тонуть.
– Чему равна равнодействующая сил во втором случае? (0) Т.е тело будет покоиться – плавать.
– Что происходит в третьем случае? (Равнодействующая сил направлена вверх, тело всплывает)
– Перечертите рисунки в тетрадь и подпишите.

Выводы:

Тело тонет, если сила тяжести больше силы Архимеда (Fт > FА)
Тело плавает, если сила тяжести равна силе Архимеда (Fт = FА)
Тело всплывает, если сила тяжести меньше силы Архимеда (Fт < FА)
Условия плавания тел через сравнение плотностей тел учащимся предлагается получить самостоятельно и записать на доске.

  1. Тело тонет, если ρтж;
  2. Тело плавает, если ρт < ρж;
  3. Тело всплывает, если ρт = ρж.

III. Закрепление

1. Вывод: просмотр кадров из ресурса ЕКЦОР.
2. Разбор упражнения: ( интерактивные задания в ЕКЦОР)

Применение условий плавания тел

А) Плавание  судов (сообщение) (Приложение 1); Презентация (Приложение 2);
Б) Плавание подводных лодок. Презентация (Приложение 3);  
В) Плавание рыб   (Приложение 4);

IV. Итоги урока

– Вернемся к телеграмме. Можно ли по Мертвому морю плыть на корабле? Плавать на подводной лодке?  Чтобы ответить на эти вопросы посмотрим кадр из ЕКЦОР.

V. Домашнее задание: § 50-52.