Интегрированный урок (математика + МХК) по теме "Пропорция. Масштаб"

Разделы: Математика, МХК и ИЗО


Цели.

  • Образовательные: Познакомить учащихся с башней Сююмбике, используя исторические и математические сведения. Закрепить навыки решения задач с помощью пропорции, вычислять длину окружности и площадь круга.
  • Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, району, интерес к истории родного края.
  • Развивающие: Развивать математические способности: умение решать уравнения и текстовые задачи, используя основное свойство пропорции, развитие художественного вкуса.

Опорные знания: решение задач и уравнений с использованием основного свойства пропорции, масштаб.

Методы.

  • Обучения: Сочетание монологического и диалогического изложения с постановкой творческих заданий.
  • Преподавания: Информационно-сообщающий, побуждающий.
  • Учения: Исполнительный, частично-поисковый.

Оборудование: панно “Башня Сююмбике” (элементы рисунка и башни Сююмбике), рисунки национальных костюмов, цветные карандаши, записи татарских и русских песен, компьютер, проектор. Презентация.

Тип урока: интегрированный урок совершенствования знаний, умений и навыков с применением элементов искусства.

Вид урока: урок-беседа с игровыми элементами, с постановкой творческих заданий.

Литература.

1) Математика 6 класс; Виленкин и др.

2) Занимательная арифметика.

3) Дидактические материалы по математике 6 класс.

4) По берегам Идели. Татарский народ.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Как ваше настроение? Давайте, чтобы у нас было отличное настроение,

улыбнемся друг другу. Садитесь. Все ли сегодня присутствуют?

Скажите мне, пожалуйста, что вы проходили, чем занимались на прошлых уроках? Вот и сегодня у нас с вами урок по теме “Отношения и пропорции” и мы повторим, обобщим, приведем в систему знания, полученные вами по темам: “Пропорция”, “Масштаб”, “Длина окружности и площадь круга”.

Перед вами стоит задача показать свои знания и умения по решению задач и уравнений по данным темам. А для этого нам придется отправиться на несколько веков назад.

2. Совершенствование знаний, умений и навыков.

- Ребята, в какой республике мы живем? (В Республике Татарстан) (Слайд 2). Презентация

- Назовите столицу нашей Республики (г. Казань) (Слайд 3)

Мы отпраздновали 1000-летие Казани и давайте наш урок посвятим этому событию.

В давние-давние времена казанским ханством правила прекрасная Сююмбике. Как гласит легенда, Иван Грозный, покоренный ее красотой, предложил ей свое сердце. Но Сююмбике поставила условие, чтобы он за 7 дней построил самую высокую башню. И вот работа закипела. Ну и мы не будем сидеть сложа руки, а поможем строительству.

А) Устный счет.

На доске висит рисунок, на котором нарисовано небо и зеленый холм. Я буду задавать примеры, а вы устно находить ответ. На столе у меня 7 конвертов, на которых написаны ответы к примерам. Решив пример, вы открываете соответствующий конверт и достаете элемент башни. Эту часть вы прикрепляете на рисунок и так до тех пор пока не будет построена башня.

Задания.

1) 0,55х10=(5,5)

2) 4,9:0,7=(7)

3) 92 =(81)

4) 0,5х20=(10)

5)64:0,8=(80)

6)42=(16)

7) 0,13х100=(13) (Слайд 4)

Б) Логическая цепочка.

Найдите по какому правилу получается каждое последующее число и назовите последнее:

5,5; 7; 8,5; 10; 11,5; 13; 15,5; ? (Слайд 5)

В этом веке была построена башня Сююмбике.

3. Решение задач.

- А на сколько наша башня была высока, мы узнаем, решив следующую задачу.

“Высота 6 метровой новогодней елки в Париже относится к высоте Пизанской башни равной 54,6 м так как высота 6,5 м новогодней елки в Казани к высоте башни Сююмбике. Найдите высоту башни Сююмбике, округлив ответ до целых. (59 м) (Слайд 6)

- Ребята, Пизанская башня и башня Сююмбике уникальны тем, что они медленно наклоняются. Их так и называют падающими башнями. (Слайд 7)

- Перед тем как продолжить дальше, выполним упражнения для улучшения внимания.

4. Пальчиковый тренинг. Большим пальцем руки поочередно массируем пальцы рук, начиная с указательного до мизинца, и обратно. Упражнение выполняется для двух рук одновременно.

5. Пропорция и ее свойство встречается еще в одной теме. Это тема “Масштаб”. Откройте учебник и ответьте на вопрос: Что такое масштаб?

На каком уроке вы встречались с этой темой? Какие виды масштабов вы изучили на уроках географии? (Численный, именной, линейный)

Давайте теперь узнаем в каком масштабе выполнена наша картина.

6. Работа у доски.

Сейчас у нас в гостях сказочные герои. Я прошу 4 человека выйти к доске и ответить на письма этих героев. На местах вы создаете группы по 4 человека и также отвечаете на письмо своего героя. (Приложение 1)

Работа в парах

- Я уже говорила, что Сююмбике была не писаной красавицей. Но наша республика многонациональна. Выполнив следующее задание, вы увидите, как одевались в давние времена девушки. У вас на партах есть рисунки национальной одежды русской и татарской девушек. Вы будете работать парами. На карточках у вас написаны примеры, ответы к которым найдете на рисунке. Каждый ответ примера соответствует определенному цвету. Вы должны решить примеры и раскрасить одежду. (рисунок 1) (рисунок 2)

А теперь сравните, что у вас должно было получиться. Сдайте мне, пожалуйста свои работы.

- Ребята! Вы видите, какие красивые наряды носили наши прабабушки. Поэтому не забывайте нашу историю. Ведь не зря говорят, что у того народа, кто не помнит своего прошлого, нет своего будущего.

7. Задание на дом: Творческая работа по теме “Масштаб”.

8. Итог урока.

- Чем мы занимались на уроке сегодня?

- Вы узнали что-нибудь новое?

- Выберите из предложенных здесь оценок ту, на которую вы оценили бы свою сегодняшнюю работу.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3 (Презентация)

Приложение 4 (Грамота)