Урок по теме "Внутренние воды России и Кировской области. Реки"

Разделы: География


Базовый учебник: Линия УМК: «СФЕРЫ» География России: природа, население, хозяйство. 8 класс

Учебные пособия:

– Электронное приложение к учебнику
– Тетрадь-тренажёр
– Тетрадь-практикум
– Учебный атлас
– Контурные карты ( с заданиями)

Дидактическая цель  урока: создать условия для изучения и первичного закрепления нового материала   по теме «Внутренние воды России и Кировской области. Реки. » на основе технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, ИКТ в форме ГСО в режиме использования  ЭОР с ориентацией  на формирование  личностных, мета предметных, предметных результатов.

Цели по содержанию:

  • Обучающие:
    • Базовый уровень:  понятия внутренние воды,  состав внутренних вод на территории страны и Кировской области, исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек; большой и малый круговорот воды в природе; возможности  использования водных ресурсов, их последствия,  вопросы охраны водных источников на примере своей местности.
    • Повышенный уровень:зависимость речной сети от рельефа и климата на территории России и Кировской области.
    • Углубленный уровень: геоэкологические проблемы использования водных ресурсов на примере России и Кировской области.
  • Развивающие:
    • Базовый уровень: определять по физической карте реки, относящие к бассейнам разных океанов; наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки; решать учебные задачи на определения падения и уклона; составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. (Продукт – контурная карта с обозначенными реками России, водоразделами и с выведением рек с острой экологической ситуацией, характеристика реки в виде таблицы).
    • Повышенный уровень: выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам и климатограмм.
    • Углубленный уровень: исследование экологического состояния рек своей местности на основе мониторинга.
  • Воспитательные: развитие духовно-нравственного воспитания отношения к природе  малой родины через раскрытие роли рек в жизни  и деятельности человека; привитие интереса к предмету, к познанию окружающего мира.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичное закрепление нового материала и способов деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0  для ОС Windows, экран, проектор, электронные ресурсы: http://www.fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР
(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

1.

Введение в тему, постановка проблемной задачи. Регулятивные, саморегуляция (Приложение 1) Приветствует учащихся, подготовка рабочего места выбор ресурсов к уроку. Инструктаж к уроку. На экран проецирую данные:
В России – 2.5 млн. рек,
Приветствие учителя , подготовка рабочего места
Ищут ответ на  поставленный вопрос  Первичный  субъектный опыт»

1 мин.

2.

Актуализация (умение  строить причинно – следственные связи; умение структурировать материал)   Задаю вопросы:
– Какие особенности природы мы с вами изучили?
– Что ещё необходимо знать о России?
Записываю на доске тему урока:
«Внутренние воды. Реки».
– Что относится к внутренним водам России?
– Сравните сказанное со схемой на странице 74учебника (рис. 2.3.12 «Связь внутренних вод с другими компонентами природы»)
– Что можно сказать об обеспеченности нашей страны различными видами внутренних вод?
Проблемный вопрос:
Почему при богатстве внутренних ресурсов России и мира, наблюдается дефицит пресной воды.
Работа с рубрикой Вы узнаете» «Вспомните
Отвечают: рельеф, климат.
Внутренние воды. Реки.
(определяют тему над которой предстоит работать.)
– анализ названные виды внутренних вод со схемой учебника, самостоятельная формулировка вывода:
– богата всеми видами..

 2-3 мин.

3. Блок получения новых знаний (организация восприятия и осмысления). Крупнейшие реки России  Информационный  ресурс ЭОР-1 Предлагаю учащимся по краткой характеристике узнать название реки.
1. Как только не называют эту реку: «жемчужина России», «матушка», «красавица», «кормилица», главнейшая улица европейской части России.
2. В устье этой реки в 1703 году был основан город Санкт-Петербург.
3. По этой, одной из крупнейших рек России проходит часть государственной границы с Китаем.
4. Эта река считается в России самой полноводной и является природной границей между Заподно-Сибирской равниной и Среднесибирским плоскогорьем.
5. Это самая длинная река России. В Мировом масштабе по длине она уступает таким рекам, как Нил, Миссисипи, Амазонка, Янцзы.
6. Эта великая сибирская река названа женским именем.
7. «Дочь Байкала», единственная река, Вытекающая из озера Байкала.

Имеют одно название.

  1. Эта река длиною более 600 километров берёт начало в горах Кавказа и впадает в самое большое по площади озеро мира.
  2. Эта река берёт начало на Среднерусской возвышенности, впадает в самое маленькое по площади и самое мелководное море России.

– Назовите,  какой вид внутренних вод мы сегодня будем изучать на уроке?

Учащиеся называют: Реки
Работа с рис.2.3.13 «Крупнейшие реки России по площади водосборного бассейна»
Рис.2.3.14 «Самые длинные реки России»
(Приложение 3)

4 мин.

4. Включение в систему знаний. Самостоятельная учебная деятельность.
Коммуникативные действия – умения слышать и слушать партнёра ,вступать в дискуссии обучающий практикум.
  – Что называют реками?

Работа с географическими терминами (устье, исток, пойма реки и др.)

– Сравните данное определение с определением в словаре. (Приложение 2)
– Посмотрите на список рек и на план.
– Можно ли разделить эти реки на группы?
– По каким критериям это можно сделать?

Предлагают критерии для классификации рек:
  • по бассейнам стока
  • по типу водного режима
  • по характеру
  • по питанию

Каждая группа учащихся, работая с картами атласа, делит реки на группы и затем классу объясняет.

7-8 мин.
5. Первичное закрепление способом деятельности. (Познавательные. Умения строить высказывания.)   – Влияние рельефа проявляется и в таких характеристиках, как падение и уклон реки.

Проецирую на экран формулу:

П = Ни – Ну
П – падение
Н – Высота
и – исток    у – устье

Проецирую на экран формулу: У = П/Д, где У – уклон реки, П – падение реки, Д – длина реки.

Расчётная задача. (Приложение 5)

Формулируют понятие: падение реки – это превышение истока реки над устьем.

Учащиеся формулируют понятие: уклон реки – это отношение величины падения реки к её длине.
Ответы на вопросы рубрики    «Мои географические исследования»
Почему реку называют великой труженицей?

10-15 мин.
6. Практический Общегеографическая (базовая) цифровая карта России. Ресурс   ЭОР-2 Цифровая географическая карта Российской Федерации Формируется умение работать с картой. 5-6  мин
7. Контрольно-оценочный (самоконтроль) Информационный ресурс ЭОР-3 Контроль. Внутренние воды и водные ресурсы России. ч. 1 (упрощенный вариант) Самоанализ и самооценка проделанной работы. 4 мин.
8. Рефлексия (Регулятивные. Анализ личного опыта. Саморегулящия)   Опишите реку своего детства.
Работа под рубрикой «Мы – исследователи!»

Презентация  (Слайды 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 13, 18)

Чтение отрывков из проекта «Шошма – река моего детства».

Выполнение работы на  к\к, в форме  эссе по описанию рек своей местности. Самоанализ и самооценка проделанной работы. 4  мин.
9  Домашнее задание. УУД. Самоопределение. Анализ личного опыта.   Подготовить компьютерные презентации по темам: «Реки мира», «Реки России»,
«Реки своей местности» (характеристика по типовому плану описания рек)
Задания по выбору  учащихся  (Приложение 6) 1 мин.

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1 Крупнейшие реки России Информационный В ресурсе представлены изображения крупнейших рек России: Лена, Енисей, Обь, Волга, Амур, Урал. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dc0f60f3-69e9-417f-83fb-48f49c875d01/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=50
2 Общегеографическая (базовая) цифровая карта России Практический Цифровая географическая карта Российской Федерации, http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c37e8ab6-8c01-474a-838b-4d3e9fbcfd0b/?from=688bda15-9e95-4a24-b1d3-e3e7a5a258bd&interface=themcol
3 Характеристика крупнейших рек России.
Контроль. Внутренние воды и водные ресурсы России.
Контрольный Электронный учебный модуль «Характеристики крупнейших рек России». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе контроля полученных знаний повышенного уровня сложности. du.ru/metadata/22338/harakteristika-krupneyshih-rek-rossii-kontrolnye-zadaniya.html