Урок развития речи по технологии РКМЧП. Тема: "Дельфины". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению и развивать речь.

Используемые приемы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи приема “Кластеры”; чтение текста с использованием технологического приема “Инсерт”.

Оборудование: листы формата А4, А3, ватман, маркеры, фломастеры, тексты.

Ход урока

(Дети сидят по группам. На столах листы формата А4 для составления кластера, инсертной таблицы, фломастеры, ручки, карандаши тексты)

На доске в центре написано название темы занятия. 

Стадия
(фаза)
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Возможные
приемы и методы
1. Вызов (мозговая атака)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия вызова завершена - теперь необходимо проверить свои предположения.

Для этого обратимся к тексту.

Учитель предлагает детям вспомнить и написать всё, что они знают по предложенной теме: “Дельфины”

Учитель предлагает сначала выделить смысловые блоки – крупные смысловые единицы. Например: 1) место обитания животных, 2) чем питаются дельфины, 3) внешний вид, 4) чем занимаются в свободное от поиска пищи и сна время, 5) виды дельфинов, кол-во видов.

 

 

Учитель предлагает составить кластер, на доске опираясь на уже составленные кластеры в группах.

(Учитель записывает все, что говорят дети, не комментируя ничего)

Ученики вспоминают все, что они знают по данной теме (делают предположения) и записывают, работая в группах, уже имеющиеся знания, используя технологический прием “Кластер”.

Работа ведется по строго ограниченному времени. (5 минут)

(Чем больше идей вспомнят и запишут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Мотивация может проявиться в самых разных формах: от поиска ответов на свои вопросы до расширения знаний по данной теме в целом.)

Ученики по очереди от каждой группы зачитывают все, что они вспомнили и записали, составляя кластер в группах. (5 минут)

(Пока ученик из одной группы зачитывает составленную информацию, учитель записывает на доске, а дети в остальных группах помечают то, что уже сказали ученики из других групп, чтобы не повторить уже сказанное)

Систематизация материала - составление кластера по группам.
Информация, полученная на стадии ВЫЗОВА, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется в группах.

2. Осмысление содержания После составления кластера на доске учитель указывает на противоречия и ошибки, появившиеся, во время составления кластера.

Учитель спрашивает, что нужно сделать, чтобы выяснить, чей вариант верный, правильный.

(Проблемная ситуация)

 

После вариантов детей, учитель предлагает прочитать текст, который лежит на партах в перевернутом виде, используя прием “ИНСЕРТ” т.е. маркируя текст значками по мере чтения.

(Этот прием обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение и зримый процесс накопления информации, путь от старого к новому.)

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают варианты: найти в интернете, прочитать в книге, в энциклопедии.

 

 

 

Ученики читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях. (10 минут)

(Время соблюдается строго!)

(Методы активного чтения позволяют сохранить интерес к теме, сделать процесс чтения увлекательным.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием “ИНСЕРТ”

Методы активного чтения: маркировка с использованием значков “v”, “+”, “-”, “?” (по мере чтения их ставят на полях справа)

“v” - уже знал(а)

“+” - новое для меня

“-” - думал(а) иначе

“?” - не понял(а), есть вопросы.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст).

Работа ведется индивидуально.

3. Рефлексия. Учитель говорит, что во время чтения текста дети смотрели на общий кластер. Что-то нужно добавить, убрать или исправить?

Учитель дописывает или исправляет маркером (мелом) ДРУГОГО цвета данные в кластере.

Учитель предлагает заполнить инсертную таблицу на доске по графам (“v”, “+”, “-”, “?”).

- Заполним графу (“v”) с тем, что вы уже знали.

- Заполним графу (“+”) с тем, что стало для вас новым (открытие).

- Заполним графу

(“-”) с тем, о чем вы думали иначе.

- Последней, заполняем графу (“?”) с тем, что вы не поняли, что стало более интересным, где возникли вопросы.

Учитель спрашивает о том, что может, возникли еще вопросы по ходу работы над темой. Давайте добавим их в последнюю графу.

Учитель спрашивает о том, где можно найти ответы на возникшие вопросы.

Затем учитель предлагает всем детям переписать себе вопросы и говорит, что это будет домашней работой, а на следующем занятии мы вместе на них ответим.

(Если вопросов получится много, можно вопросы разбить по группам для домашней работы, чтобы не перегружать детей.)

В конце урока на стадии рефлексии учитель предлагает детям закончить предложение

(Мне было легко…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я узнал (а) …)

Дети говорят, что добавить, что исправить. (2-3 минуты)

После прочтения текста с пометками дети в группах заполняют инсертную таблицу.

(5-7 минут)

Ученики по очереди от каждой группы зачитывают все, что они записали, составляя инсертную таблицу в группах. (5-8 минут)

(Пока ученик из одной группы зачитывает составленную информацию, учитель записывает на доске, а дети в остальных группах помечают то, что уже сказали ученики из других групп, чтобы не повторитьуже сказанное)

 

 

 

 

 

 

 

Дети диктуют вопросы.

 

 

 

 

 

Варианты: книги, энциклопедии, интернет и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети по желанию вслух, а невольно про себя продолжают предложения.

 
На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально и в группах.

Приложение (в редакции автора)

Дельфины

Каждый, кому довелось путешествовать по морю, наверняка видел небольших дельфинов, весело резвящихся в струях воды под самым носом судна. Это, скорее всего, были дельфины-белобочки. Эти обитатели теплых и умеренных вод всех океанов и морей кочуют большими косяками за стаями сельди, сардины, сайры. Глубоко под воду белобочки обычно не ныряют, их сфера активности – 10-15 метров от поверхности. Эти дельфины постоянно посвистывают, скрипят, потрескивают, а иногда “кричат”: издают необычно мощные звуки, подобные выстрелу или грохоту барабана.

Похожа на белобочку, но чуть больше и не так стройна афалина. У нее очень крупный мозг, по объему даже больше, чем у человека, с большим количеством извилин. Афалины очень дружелюбны, при затруднениях оказывают друг другу посильную помощь.

Если кто-то из стаи попадает в сеть или в загон, все остальные кружатся рядом, подбадривают и пытаются освободить пленника. Оглушённого дельфина товарищи подхватывают снизу и выносят наверх, чтобы дать ему глотнуть воздуха.

У афалин очень богатый вокальный репертуар. Когда животные чем-то возбуждены, они издают резкий свист; во время кормёжки от них можно услышать что-то похожее на мяуканье и лай; при конфликтах с себе подобными они щелкают челюстями.

Подвижность, общительный нрав и высокий интеллект делают афалину желанным гостем в океанариумах – цирках с морскими зверями. Она довольно легко переносит неволю, очень хорошо поддается дрессировке, обучается всяческим трюкам: по сигналу вылетает из воды, находит и приносит предметы, берет рыбу из рук.