Формирование познавательных УУД в сногомерной дидактической технологии

Разделы: Начальная школа


В настоящее время я работаю над проблемой “Формирования познавательных УУД через многомерную дидактическую технологию”.

Исходя из этого, считаю целью своей деятельности: создание условий для формирования у обучающихся познавательных УУД (работа с информацией, анализ объекта, моделирование) на уроках посредством использования многомерной дидактической технологии.

Для реализации цели мною поставлены следующие задачи:

1) осмыслить теоретический и методический материал по вопросу формирования познавательных УУД на уроках и внеурочной деятельности, используя МДТ;

2) создать системы методов и приемов по формированию познавательных УУД;

3) проверить эффективность системы методов и приемов по формированию познавательных УУД.

Для того чтобы решить свои педагогические задачи, то есть сформировать познавательные УУД у детей, я решила в своей практике использовать многомерную дидактическую технологию, разработанную В.Э. Штейнбергом. Дидактическая многомерная технология (ДМТ) является новейшей педагогической технологией, удовлетворяющей требованиям современности, изучение и применение которой в образовательном процессе целесообразно и актуально в настоящее время.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока. Она повышает качество образовательного процесса и доступность учебного материала. Устойчивые знания у детей усваиваются в результате собственных творческих поисков, в умении моделировать, составлять схемы, ассоциировать.

На уроках я применяю интеллект-карты или карты-памяти и логико-смысловые модели, которые являются дидактическими инструментами многомерной   дидактической   технологии.

Карта - памяти - это хороший наглядный материал, с которым легко и интересно работать, который ученику запомнить намного проще, чем страницу печатного текста в учебнике. Ребенок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи, отрабатывать полученную информацию, совершенствовать ее, вносить изменения.

Карты памяти представляют собой образ, от которого расходятся ветвистые линии. Ветви должны быть цветными. Каждую ветвь нужно подписывать 1-2 ключевыми словами и как можно чаще использовать рисунки.

При ее построении используется не только логическая часть нашего мозга, но и та, что связана с воображением. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Рисование карт - памяти необычный вид деятельности на уроке, можно сказать, игровой, а поэтому особенно эффективный в 1-2 классах, так как у детей данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление.

В 3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логико-смысловые модели (ЛСМ). Они основаны на тех же принципах, что и карты-памяти, но при построении моделей рисунки не используются. Усвоение основных понятий осуществляется через ЛСМ в результате совместной работы учителя и обучающегося. Они позволяют рационально распределить время при изучении нового материала. Знания, полученные в процессе работы с моделями, становятся глубокими и прочными.

Любой урок по изучаемой теме несет сложную и объемную информацию. Чтобы она стала доступной, мы с помощью ЛСМ преобразовываем ее, расщепляем на смысловые группы, иными словами составляем план изучаемой темы и располагаем его на координатах в определенном порядке. Вопросы учителя и ответы обучающихся анализируются и сворачиваются в конкретные ключевые слова или фразы и наносятся на координатные лучи. Обучающиеся составляют ЛСМ самостоятельно после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу. Работа по составлению моделей может проводиться в парах постоянного и сменного состава, в группах, где ведется обсуждение и уточнение всех деталей. Надо отметить, что ученики работают над составлением ЛСМ с огромным интересом и желанием.

Карты-памяти и логико-смысловые модели хорошо применимы на всех этапах урока. Для подготовки к уроку я использую следующую структуру урока усвоения новых знаний:

1. Организационный этап. Эмоциональный настрой.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания

6. Первичное закрепление.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Некоторые этапы уроков я хочу привести в пример.

1. Организационный этап.

Этот этап очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. На этом этапе можно предложить детям составить модель настроения (рис.1).

Дети, выбрав прилагательное-настроение, закрашивают его, либо подписывают свой вариант. И напротив стрелочки дорисовывают рисунок, соответствующий настроению.

2. Постановка цели и задач урока.

Этап целеполагания включает каждого обучающегося в процесс целеполагания. На данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективными приемами для моих уроков являются решение открытых задач и создание проблемной ситуации с помощью схем или моделей. На уроках не останется равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляю возможность высказать свое мнение и поставить учебную задачу в соответствии с его собственными способностями и намерениями. В этом мне помогает ЛСМ.

Так на уроке русского языка по теме “Изменение имен существительных по падежам” учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знаю ответ. Одновременно с объяснением “Что я знаю” дети ориентируются на ЛСМ: “Имя существительное”, которая выстраивалась постепенно из урока в урок соответственно порядку изучаемых тем. “Свернутая” информация на схеме может быть с легкостью воспроизведена учениками, так как они сами непосредственно ее составляли, структурируя основные понятия. (Рис. 2)

Ребята делают вывод, что понятие “падеж” им не известно.

3. Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для “открытия” нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Рассмотрим пример из урока математики по теме “Буквенные выражения” (рис. 3).

Для ребят были предложены следующие примеры на карточках (рис. 5):

Задача детей решить выражения и соотнести их с координацией. Возникает проблема: куда отнести выражение “11 + а”. Ребята делают вывод, что необходимо начертить ещё одну линию координат.

4. Первичное усвоение новых знаний. На уроке, где при изучении нового материала используется многомерная дидактическая технология, работа является продуктивной для ученика. Так как результат её, продукт, лично создаётся учеником.

В первую очередь необходимо определить ресурсы. В обучении я предлагаю в основном следующие: учебник; справочную, энциклопедическую литературу; презентацию урока; интерактивные модели.

Ребята работают в группах с материалом учебника. Они заполнят координаты, предложенные учителем в виде плана для изучения темы. Это повышает их познавательную активность, самоконтроль. Обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.

Изучая новую тему “Что такое погода” на уроке окружающего мира во 2 классе, ребята создали карту-памяти “Погода” (Рис. 6). Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, жизненный опыт, обсуждение в группах, консультация учителя.

5. Первичная проверка понимания. На этом этапе происходит установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.

Для осмысления работы с текстом на уроках литературного чтения я использую прием “Сюжетная цепочка”. Например, после изучения сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” я предлагаю ученикам элементы сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить в правильной последовательности (рис. 7).

Последним этапом методической структуры урока является рефлексия.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно не только в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, но и в конце деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

На листе бумаги я предлагаю детям обвести свою ладошку (рис. 8.). Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

- большой – “что мне было интересно”.

- указательный – “что я узнал нового”.

- средний – “мне было трудно”.

- безымянный – “моё настроение”.

- мизинец – “хочу узнать”.

В конце урока мы подводим итоги,  обсуждаем то, что узнали, и то, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Так ЛСМ можно использовать для решения различных дидактических задач при изучении нового материала, отработке умений и навыков, обобщении и систематизации знаний.

Технология многомерных дидактических инструментов способствует формированию целостного восприятия любой информации, значительно повышает эффективность обучения.

Для проверки динамики сформированности познавательных УУД в 3 и 4 классах была проведена диагностика.

Диаграмма 1. Процентный показатель сформированности познавательных УУД

1. Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

2. Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

3. Умение делать выводы

4. Анализ объектов с целью выделения существенных  признаков

5. Группировка и классификация объектов

6. Установление причинно-следственных связей

7. Умение выявить аналогии на предметном материале

8. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

Анализируя результаты, представленные на диаграмме, хочется отметить рост показателей познавательных УУД: работа с информацией (повышение на 10%), анализ объекта (повышение на 12%), моделирование (повышение на 14%). Следовательно, можно сделать вывод о том, что применяемая мною технология даёт результат.

У ребят появился интерес к учёбе, к изучению нового. Это видно из диагностики “Школьная мотивация”, проведенной школьным педагогом-психологом.

Диаграмма 2. Школьная мотивация

Анализируя результаты диагностики, можно сделать вывод о том, что негативного отношения у учащихся к школе нет, положительное отношение к школе наблюдается у 94% обучающихся.

Качество успеваемости обучающихся

учебный год
2009/2010
2 класс
учебный год
2010/2011
3 класс
учебный год
2011/2012
4 класс
учебный год
2012/2013
1 класс
Кач-во
обучен-
ности
Кач-во
обучен-
ности
Кач-во
успева-
емости
Кач-во
обучен-
ности
Кач-во
успева-
емости
Кач-во
обучен-
ности
100%

100%

60%

100%

65%

100%

Анализируя все результаты, можно сделать вывод о том, что применяемая мной технология, создаёт условия для формирования у учащихся познавательных УУД.

Постоянное использование на уроках дидактических многомерных  инструментов позволяет:

- усилить интерес учащихся к предметам;

- развивать навыки работы с дополнительной литературой;

- формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

- повысить качество знаний.

Исходя из результатов использования в образовательном процессе младших школьников технологии многомерных дидактических единиц, можно утверждать, что урок будет результативным, если в его основу заложено сотворчество учителя и ученика. У ребят появился интерес к учёбе, к изучению нового.