Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: формирование понятия “дикорастущие растения”, “культурные растения”; знакомство с разнообразием культурных растений, их значением для человека.

Задачи:

- познакомить с отличительными признаками дикорастущих и культурных растений;

- формировать умения формулировать проблему, выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать её для решения практических задач, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, учить читать схемы, диаграммы, делать выводы;

- учить ставить перед собой цель, планировать свою деятельность;

- развивать умение работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками, умение работать в группе, паре, принимать решения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- развивать умение использовать полученные знания в жизни.

Технология урока: урок-исследования.

Планируемый результат:

дети учатся:

- распознавать дикорастущие и культурные растения;

- осознают роль растений в жизни человека;

- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы.

Формируемые УУД:

Личностные: смыслообразование, т.е. установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.

Регулятивные:формирование умения планировать свою деятельность, действовать по плану, контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности. В диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Выделение и осознание уч-ся того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения. Формирование умения высказывать свое предположение, умение осуществлять взаимный контроль.

Познавательные: формирование умения выделять и формулировать познавательную цель,формулировать проблему, выдвигать гипотезы и обосновывать их, извлекать информацию в процессе выполнения предложенных упражнений, анализировать, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке, выделять критерии для сравнения, подведение под понятие, самостоятельное конструирование своих знаний, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя, другого ученика, строить речевое высказывание в устной форме, доносить до собеседника свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение сотрудничать.

Материалы к уроку: карточки с названиями растений, презентация “Дикорастущие и культурные растения”, фишки, фильм “Как выращивают рис”.

Этап урока

1. Оргмомент

Проверка готовности к уроку

2. Актуализация знаний

Сегодня на уроке нас ожидает удивительная встреча с представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.

Дышит, растёт, а ходить не может. (растение) Слово на доску

Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.

Прочитайте названия растений, на какие группы вы бы их разделили? СЛАЙД 1. Презентация

На карточках: подчеркнуть названия деревьев красным карандашом, кустарников – синим, а травы – зелёным.

Муравьишка тоже делил растения на группы, посмотрите, что у него получилось. По какому признаку он их разделил? СЛАЙД 2

Значит, что мы уже знаем о растениях? СЛАЙД 3

3. Мотивация, создание проблемной ситуации

Посмотрите, как много мы уже знаем о растениях! Как вы думаете, разве можно их ещё на какие-то группы разделить?

Оказывается можно, давайте попробуем это сделать.

Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти растения? (На доске)

Варианты поместить на доске

Версий много (или одна) как узнать её правильность?

Что же сегодня на уроке будем учиться делать?

4. Исследование в парах.

Каждому выдаётся научный текст “Дикорастущие и культурные растения” (Приложение 1).

На какие группы можно разделить все растения? На доске от слова растение отходят две стрелочки: дикорастущие и культурные.

Объясните, как вы понимаете значение слов “дикорастущие” и “культурные”. Какие существенные признаки относятся к дикорастущим растениям? Какие к культурным?

СЛАЙД 4

Какое же распределение растений было верным?Какой вывод можно сделать?

5. Практическая работа

Выполнить задание в учебнике с. 68.

Проверка в парах.

Приведите свои примеры дикорастущих и культурных растений.

6. Физминутка

Услышав название культурного растения – вы потянулись, а услышав декоративное – присели.

7. Продолжение исследования

Для каких целей люди выращивают культурные растения?

СЛАЙД 5

На доске появляются стрелочки от культурных растений: плодовые овощные зерновые прядильные декоративные.

8. Практическая работа

Муравьишка составил таблицу, но всё ли там верно? СЛАЙД 6

Информация учителя.

Как вы думаете, давно ли люди стали окультуривать растения?

Работа с диаграммой СЛАЙД 7

Как вы думаете, можно ли все культурные растения вырастить у нас на Урале? Почему?

9. Обобщение урока

Какой вывод вы можете сделать по этой схеме. (На доске)

10. Контроль и проверка знаний

Тест

СЛАЙД

11. Доп.материал

Посмотреть фильм “Как выращивают рис”.

12. Рефлексия

Покажите красный квадратик, кто узнал сегодня новое и может поделиться своими знаниями.

Жёлтый – узнал новое, хочу узнать ещё больше.

Синий – узнал новое, но рассказать пока не могу.

Зелёный – ничего нового не узнал.

13. Дом.зад.

По выбору.

  1. Прочитать в учебнике с. 68-69 и выполнить задание в тетради 1, 2.
  2. Вспомнить сказки, в которых встречаются дикорастущие и культурные растения и определить к какому виду они относятся.
  3. Приготовить сообщение о любом культурном или дикорастущем растении

Этапы работы - Деят. учителя - Деят. учеников (Приложение 3)