Урок окружающего мира "Когда придет суббота". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Пояснительная записка.

Урок окружающего мира в 1 классе разработан по программе А.А. Плешакова “Окружающий мир”, которая входит в образовательную систему “Школа России”. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Этот курс играет значительную роль в духовно– нравственном развитии и воспитании личности, культурно – ценностные ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Учебный предмет изучается в 1 классе, рассчитан на 66 часов (проводится 2 раза в неделю). Данный урок по теме “Когда придет суббота” помещен в раздел “ Где и когда?”. Данный раздел рассчитан на 11 часов, указанный урок проводится третьим. Используется учебник “Окружающий мир” и одноименная тетрадь А.А. Плешакова. Урок сопровождается мультимедийной презентацией и дидактическим материалом.

Урок окружающего мира по теме “Когда придет суббота?” построен по типу предъявления новых знаний. На уроке используется мультимедийное оборудование. Я начинаю урок с четверостишия, которое мобилизует внимание ребят, стимулирует интерес, создает положительный эмоциональный настрой. Этап актуализации знаний представлен презентациями учащихся. Учащиеся учатся свободно высказываться, задавать вопросы, отвечать на вопросы. Загадывая загадки, я подвожу учащихся к новой теме, затем обучаю учащихся самостоятельно формулировать цель урока. Далее используя презентацию, опираясь на жизненный опыт первоклассников, ввожу понятия время, прошлое, настоящее, будущее. Учащиеся на уроке активны, стремятся высказать свое мнение. Это говорит о том, что я создаю комфортные условия для свободных высказываний и форма делового сотрудничества является традицией организации моих уроков. На уроке используется деятельностный подход. Постоянно организую ситуацию поиска информации в учебнике, в рабочей тетради, также использую самостоятельную практическую работу, тем самым вовлекая обучающихся в деятельность. На разных этапах урока учу сохранять цель урока, поставленную вначале. Применяю технологию развития функций самоконтроля и самооценки, используя образец в мультимедийной презентации, “светофорик”. Все методы и методические приёмы направлены на решение дидактических задач урока. На разных этапах урока учу сохранять цель урока, поставленную вначале, поэтому на заключительном рефлексивно-оценочном этапе дети легко подвели итоги своей деятельности.

Педагогическая цель: Развитие представления о времени (прошлое, настоящее, будущее) определение последовательности дней недели. Осознание младшим школьником своего места в социуме, ощущение себя равным в сообществе ровесников, членов семьи взрослых в школе и вне её, сопричастность к истории своей малой родины, страны, мира в целом через понятие времени его течение.
Воспитание корректного отношения к речи одноклассников.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний (по Р.Г. Чураковой).

Дидактические задачи: Подготовка учащихся к работе на занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения заданий учителя, проявления инициативы и творчества; активизация мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память)., Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности Создание условий для самостоятельного определения и формулировки цели занятия и постановки задач Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний, связей и отношений в объекте изучения время (прошлое, настоящее, будущее) Анализ, самоанализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Планируемые результаты:
Личностные: Принятие основных моральных норм и ориентация на их выполнение (взаимопомощь, правдивость, ответственность); оценка своих поступков, действий ,слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков; принятие и освоение социальной роли обучающегося

Метапредметные:
Регулятивные УУД: ориентация в учебнике и рабочей тетради, целеполагание обучающихся, оценка, самооценка, саморегуляция – они обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени его течение; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из пословиц, загадок и т.п.
Коммуникативные УУД – инициативное сотрудничество, взаимодействие, управление коммуникацией: умение с выражать свои мысли; умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Предметные: научатся определять прошлое, настоящее, будущее называть дни недели в правильной последовательности и определять любимый день недели? Понятие времени, о течение времени, о днях недели.

Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения
1 2 3 4 5 6
1. Организация начала урока (проверка готовности, положительный эмоциональный настрой). Словесный. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно, работаем старательно – проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют рабочее место.

Настраиваться на положительные эмоции. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Фронтальный.
2. Актуализация по теме “Наш класс” 2 человека. Метод проектов. Ставит цель просмотра и прослушивания презентаций учащихся.

– Ребята приготовили проекты “Мой класс”. Давайте посмотрим их и приготовим высказывания – когда учиться интересно.

Обобщающий вопрос учителя:

Когда учиться интересно?

Учащиеся представляют 2 проекта в виде презентаций.

Задают вопросы по представленным проектам.

Ответ: учиться интересно, когда одноклассники дружные, помогают друг другу, сопереживавают. Учиться интересно когда в в классе хорошее оборудование

Учатся представлять свои проекты, строить монологическую речь, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вступают в коллективное сотрудничество. Коллективный.

Устный рассказ.

3. Постановка учебной задачи. Презентация.

Презентацию можно получить у автора статьи.
(Слайд 2)

Мудрая черепаха пригласила в субботу Муравья – Вопросика к себе в гости. Но Муравьишко не знает, когда ему отправляться к Черепахе. Как вы думаете, почему? Муравьишко обратился с этим вопросом к нам. Поможем ему? На какой вопрос мы будем искать ответ? Читают тему Когда придет суббота? Проявлять интерес к новому материалу принимать и сохранять учебную цель. Устные ответы.
4. Изучение нового материала.

Знакомство с понятиями: время, прошлое, настоящее, будущее.

Работа с загадкой.

Беседа.

Обобщающий рассказ.

Презентация, эвристическая беседа

Работа с выставкой рисунков.

– ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ.
– Оно весь век бежит вперед и никогда не устает.
– Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.
Что мы знаем о времени? Как его определяем?
Слово время происходит от старого русского слова “вертемя”. Ясно слышится “время” и “вертеть”.

Большинство из нас при слове “ время” сразу представляют часы.
“Время идет” т. е. проходит несколько часов. Что еще можно сказать о времени? Давайте посмотрим на фотографии. (Слайд 3, 4, 5) Кто это? Когда это было? (Давно, в прошлом.) Значит, это какое время?

(прошлое/прошедшее). Дальше смотрим фотографии. Кто это? Когда это происходит? (Сейчас, в настоящее время.) Значит это настоящее время.

(Слайд 6, 7)

Пройдет еще какое-то время, вы станете взрослыми. А кем вы хотите стать расскажут ваши рисунки. Выставка рисунков “ Кем я хочу стать”. А это когда будет? (В будущем.)
Значит. Это какое время будет? (Будущее.)
Вывод. (Слайд 8) Время постоянно бежит из прошлого в будущее, через настоящее.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают несколько раз .

Отвечают на вопросы, задают вопросы.

Рассказ по рисунку:

– я хочу стать пожарным, чтобы помогать людям в беде:
– я буду водить машину, перевозить грузы ит.д.

Высказывания в устной форме из собственного опыта.

Слушать собеседников; вступать с ним в диалог, уметь формулировать своё собственное мнение и позицию.

Учатся представлять свои проекты, строить монологическую речь, отвечать на вопросы.

Устные ответы.
5. Первичное закрепление новых знаний. Работа по учебнику беседа.

Поиск информации.

Презентация.

Организует работу с учебником.
– Рассмотрите иллюстрации на с.8. Как вы думаете, где изображено прошлое, настоящее, будущее? Почему вы так думаете?
– О времени говорят по разному. Оно может лететь. Оно может ползти. Объясните эти выражения. (Слайд 9)
Самостоятельная работа

Просматривают слайд.

Осуществлять поиск информации. Наблюдение учителя.

Устные ответы.

6. Физкультминутка.  

В понедельник я купался
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
чень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал

– Какие дни перечислили?

Имитируют движения.

Дни недели.

Проявлять эмоциональную отзывчивость. Правильное выполнение движений.
7. Изучение нового материала.

(Дни недели.)

Работа с загадкой .

Обобщающий рассказ.

– Братьев этих ровно семь. Вам они известны все. Каждую неделю кругом, ходят братцы друг за другом. Попрощается последний – появляется передний.

– Что это за братцы? Сколько дней в неделе? Как они называются?

Исторические названия дней недели. Первый день – понедельник. Он шел сразу после “ недели”, а “ неделей” в давние времена называли день, когда ничего не делали, отдыхали. Вторник– второй день недели. Среда– середина недели. Четверг– четвертый день . Пятница– опрятница– пятый день, в этот день наводили в доме порядок . Суббота – “ шаббат”, так называли день отдыха у евреев. В русском языке это слово прижилось, но превратилось в субботу. Воскресенье – раньше его называли неделей, а теперь воскресенье. Как говорится в Библии , в этот день воскрес из мертвых Иисус Христос.

Дни недели, в неделе семь дней.

Проявлять интерес к новому материалу, принимать и сохранять учебную цель  
7. Применение новых знаний.

Практическая работа.

Практический.

Презентация.

Игра.

Организует практическую работу.

– Вырезанные названия дней недели расположить в рамках в правильной последовательности. Проверка. (Слайд10)
– Какой сегодня день недели? Закрасьте красным
карандашом.
– Какие дни недели уже прошли? Закрасьте желтым карандашом.
– Какие дни недели только будут? Закрасьте зеленым карандашом.
Проверка. (Слайд 11)
– Если сегодня …., то скажите Муравьишке, когда же придет суббота? (Слайд 12)

Самостоятельная работа.

Самопроверка по слайду и самооценка

Во фронтальном режиме отвечают сколько дней.

Осуществлять самоконтроль по образцу. Самостоятельная работа.
8. Работа по Рабочей тетради с. 8. Практический. Организует работу в тетради:
– Стр 7 № 2. Пронумеруй названия дней недели в правильной последовательности.
– Сверь работу с работой соседа
– Какой день любимый?
Самостоятельная работа в тетради стр. 7, № 2.

Устные отвечают.

Осуществлять самоконтроль своего мнения с мнением соседа и других учащихся. Самостоятельная работа.
9. Рефлексивно-оценочный. Фронтальная индивидуальная.

Чтене, беседа.

– Какие цели мы ставили вначале урока? Мы их достигли? Откуда и куда бежит время?

А чтобы Муравьишка– Вопросик и вы запомнили, что такое прошлое, настоящее и

будущее время, Черепаха предлагает вам стихотворение.

(Слайд 13)

– О времени сложено немало пословиц и поговорок. (Слайд 14)

Понравился вам урок. Что было самым интересным. Какое задание вам понравилось выполнять? Отметьте свое настроение светофориком. Молодцы!

Спасибо за урок.

Учащиеся читают по рядам.

1 ряд: Прошедшее время– то что было, прошло: Вчера мы писали и время ушло.
2 ряд: Настоящее время приходит теперь: Мы пишем, решаем, бегает зверь.
3 ряд: Будущее время еще не пришло:
После уроков пойдем мы в кино!
– Чтение пословиц.
Поздно поднялся – день потерял!
В молодости не учился – жизнь потерял!
Время, что воробей
упустишь, не поймаешь!

Работают со светофориком.

Устанавливать причинно– следственные связи.

Отвечать на итоговые вопросы урока.

Оценивать свою работу.

Индивидуальный

Фронтальный

Устные ответы

Чтение, устные ответы.